Конспект урока хлеба
план-конспект урока (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Слава хлебу на столе!»
Учитель: Овчаренко Л.И.
Цели: расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба; воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.
Ход урока.
- Вступительная часть.
Учитель. Отгадайте загадку:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе. (хлеб)
Сегодня мы поговорим о хлебе. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
1 чтец.
Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
2 чтец.
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
3 чтец.
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
4 чтец.
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
5 чтец.
Ешь его. Расти и помни:
В мире нет труда огромней.
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
- Основная часть.
Учитель. Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить. Мы часто забываем о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя труд не одного человека, а многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить. Собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ученик.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Учитель. День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоёван – и в союзе, и в противоборстве с природой.
1 ученик.
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он… тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2 ученик.
Вот об этом - то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
3 ученик.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поёт,
Капитаны-комбайнёры
Смотрят с мостиков вперёд.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
4 ученик.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», - шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
5 ученик.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом-солью.
А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Ученик. Хлеб люди едят каждый день. Долго не могли ответить, почему же хлеб никогда не надоедает. Оказывается, потому, что в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Учёные-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 500г хлеба, а при тяжёлой работе – 800г. в хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов. Необходимых для жизнедеятельности, человек получает из хлеба.
Чтец.
Хлеб… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Учитель. В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым не ведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды.
Во время Великой Отечественной войны жители блокадного Ленинграда получали такой паёк: служащий 125г хлеба, рабочий – 200г и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было есть, чтобы были силы.
Чтец.
Военный хлеб.
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелёгкий хлеб нелёгких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Учитель. Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало хлеба, и они умирали. А в наше время бережём ли мы хлеб, ценим ли его? Ребята одной карельской школы подсчитали: если каждый человек за один день выбросит 50г хлеба, это составит 200кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Чтец.
Хлеб – драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
- Итог.
Учитель. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Помните о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия.
Чтец.
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,-
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".
Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....
Конспект урока "Про хлеб и каши".С использованием интерактивной доски.
Тема урока: "Про хлеб и каши". Для 1 класса....
конспект урока по чтению с использованием технологии критического мышления "Легкий хлеб" белорусская сказка
Тема: «Легкий хлеб» - белорусская сказка.Цель: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой «Легкий хлеб».Развивать речь учащихся; развитие умения читать правильно, сознательно, выразительно.Во...
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления Ю.Я.Яковлев "Цветок хлеба"
Технология: чтение и письмо для развития критического мышлениястратегия: "Дерево предсказаний"...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.
Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....
Конспект урока "Хлеб-всему голова" 2 класс
Конспект урока "Хлеб-всему голова" 2 класс, окружающий мир...
План-конспект урока "Хлеб- всему голова"
Урок открытия новых знаний...