Хлеб – всему голова
Цели.
- Расширить знания учащихся о производстве хлеба.
- Развивать устную речь учащихся, умения слушать товарищей.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.
Оформление. Иллюстрации на тему “Раньше. Теперь”. Памятка “Выполняй правила!”
Список слов “агроном, инженер, рабочие элеватора, мукомолы, конструктор, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры, железнодорожники.”
Выставка книг о хлебе. Пословицы, загадки о хлебе. Сочинения детей о хлебе, выставка рисунков, рецепты мучных изделии. На столе самовар ссушками, разнообразная выпечка (родителей класса), продукция хлебозавода и кондитерской фабрики, мелькомбината (мука) г. Минусинска. Колосья пшеницы. Каравай, полотенце, магнитофон, кассета с мелодией песни “Хлеб – всему голова”. Иллюстрации зерновых культур: пшеница, рожь, ячмень, овес. Карточки со словами: поле, элеватор, мельзавод, хлебозавод, магазин. Набор слов (для трех групп): мука, сахар, соль, перец, изюм, масло, молоко, лук, яйца, рис, дрожжи.
Подготовка велась ноябрь-декабрь.
- рейды в столовую “Береги хлеб”;
- библиотечные часы, где читали рассказы, стихи о хлебе;
- на уроке русского языка писали сочинения;
- на уроке изо рисовали рисунки;
- на уроке математики решали задачи про хлеб;
- на уроке окружающего мира изучали разнообразие растений;
- дома подбирали пословицы, загадки, рецепты мучных изделий;
- на уроке музыки разучили песню;
- члены родительского комитета организовали и провели экскурсию в музей, где заострили внимание детей в залах, посвященному блокадному Ленинграду (кусочек хлеба 125г), предприятиям-производителям мучной продукции в городе Минусинске.
I. Актуализация темы.
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, - Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем.
- Что это? (хлеб)
- Так о чем сегодня на занятии будем говорить?
- Кто определит тему нашего занятия?
- Что мы сегодня узнаем о хлебе?
Итак, мы определили тему “Как хлеб на стол пришел?”
Определили цель
- узнаем кто производит хлеб (ответ детей), и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу (дополняет учитель).
Мне бы хотелось обратить внимание на то, как заботливо накрыты эти столы, сколько умения и фантазии высказали ваши мамы и бабушки при выпечке угощений.
Ученик.
Вот, он – Хлебушко душистый. Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл. | В нем – Здоровье, наша сила, \ В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, Охраняло, берегло!
|
Учитель. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.
На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
- А как хлеб на стол пришел?
Ученик.
Вот об этом-то как раз Начинаем свой рассказ.
(У доски дети поочерёдно рассказывают и показывают иллюстрации).
Учитель. – Сейчас вы совершите небольшую экскурсию, которую проведут ребята.
Ученик 1.
| Ученик 2.
| - Что стучите, Мастера, Золотые руки? - Чиним, чиним Трактора - Точим, точим Плуги. Агроном в халате белом, Чем он занят? - Важным делом! Проверяю семена. | На дворе весна у нас, Агроном сказал: - Пора! Заводите трактора! Трактора выходят в поле, Тянут плуги на прицепе. Режьте, плуги, Как ножом, Сочный, жирный чернозем! Гребнем частым, борона, Расчеши земельку! Приготовим для зерна Мягкую постельку. | Ученик 3.
| Ученик 4.
| Сеял сеятель старинный, Из лукошка – решета. Нынче сеялка – машина Этим делом занята. Роет борозды проворно, В них закладывает зерна, Сыплет белый порошок… Черепашке – это худо Урожай поспел у нас | Подползают черепашки – Ох, и вредные букашки! Погрызут росток они… Самолет над полем кружит. Летчик сверху Всюду-всюду
|
Ученик 5.
Урожаю – хорошо! Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли. Ох, машинища какая! Ну, комбайнер, покажи, Ходят острые ножи. | Вот шофер услышал, Мчится, Вот гудит: “Иду-у! … Иду-у!” Лейся, теплая пшеница Прямо в кузов, на ходу.
|
|
(С. Погореловский “Урожай”)
Ученик 6.
И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там где мелят зерна, перетирают машины. Получается мука.
Ученик 7.
На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. На баках написано “Мука”. Если подать свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А домой приносим муку в пакетах из магазина.
Ученик 8.
На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста. Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.
Учитель.
- Вы узнали как и кто сейчас трудится на полях. А как раньше трудились? На ком пахали? Чем жали? (ответы детей с опорой на иллюстрации)
А сейчас поиграем в игру “ Каравай приехал к детям”.
Игра “Каравай приехал к детям”.
Учитель. Говорит каравай:
Каравай приехал к детям. Как его, ребята Встретим? Пышной коркой Похрустим. Всех на свете угостим. В круг вставай, Каравай, Кого хочешь – Выбирай!
| Пекаря! Он не грел на печке бок – каравай ребятам пек. Пекарь, с нами поиграй: Кого хочешь выбирай! | Говорит пекарь:
| Говорит мельник:
| Мельника! Не молол он чепуху. А смолол зерно в муку. Мельник, С нами поиграй: Кого хочешь – Выбирай!
| Хлебопашца! Он в тенечке не лежал, А хлеба растил и ждал. Хлебопашец, В круг вставай, Кого хочешь – выбирай! |
Говорит хлебопашец:
| Говорит рабочий:
| Рабочего! Он без дела не скучал – Хлебопашца выручал. Он сюда пришел с дарами С тягачами, тракторами. Без машины Худо, А с машиной – Чудо! | Мы работы не стыдились, Мы работою гордились. А награда – урожай. Всех на праздник приглашай.
|
Ученик.
Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека. В каждый дом, на каждый стол
| Он пожаловал, пришел, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло.
|
Вывод. Учитель.
- Какой большой и трудный путь прошел хлеб от поля к нашему столу.
-Как думаете сколько людей принимало в производстве хлеба? (ответы детей)
- Да, сотни тысяч людей разных профессий принимали участие в производстве хлеба. Прочитайте список профессий. (Дети читают вместе с учителем вслух названия профессий.)
- И это не все профессии перечислены. На мелькомбинате есть профессия – выбивальщица. Кто знает, что это такое? (Ответы детей.)
- А теперь давайте составим цепочку, проследим путь хлеба по рассказам наших экскурсоводов. (Ученик у доски собирает цепочку и обобщает.)
ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД--- МАГАЗИН
- Мы узнали, что хлеб дорогой ценой.
- Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей.)
- А сейчас вы посмотрите сценку “Хлеб святой”, послушаете стихотворение и сделаете вывод, как хлеб называют, как вы в дальнейшем будете относиться к хлебу.
Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко.
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
Ученик.
Хлеб.
Мальчик, Ногою пинающий хлеб, Мальчик, Голодных не знающих лет, Помни, Что были лихие года. Хлеб - Это жизнь, а не просто еда. Ты человеком быть перестал”.
| Хлебом клялись, За хлеб умирали Не для того, Чтоб в футбол им играли. В слове Народная мудрость таится. Вот что в народе у нас говорится: “Если ты хлеб ценить перестал,
|
Вывод. Учитель.
- Как бабушка называет хлеб? (святой).
- А в стихотворении как называют хлеб? (жизнь).
Хлеб святой. Хлеб – это жизнь. (На доске записано).
- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).
- Что делают с хлебом, который мы не съедаем, работники столовой ? (сухарики сушат и подают к супам).
- Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30?500= 15000 г=15 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 15 булок хлеба.
- Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.
Викторина. – А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним о чем говорили.
- Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).
- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)
- Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).
- Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).
- Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).
- Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).
- Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).
Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).
На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.
- Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.
(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).
Остальные. – Назовите пословицы о хлебе.
Проверка (на листах наклеены слова).
- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.
- Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!
- Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!
- Жалеть надо хлебную крошку.
- Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?
(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).
- Какие предприятия в нашем городе участвуют в производстве хлеба? (мелькомбинат, хлебозавод, кондитерская фабрика).
- Что производит мелькомбинат?, хлебозавод?, кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).
- Мы видим малую толику, что производят эти предприятия.
Когда за столом вы, ребята сидите, То помните, кто для вас хлеб создаёт. Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель, Шахтер, машинист, металлург - народ.
- Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
Ученик.
Тем, кто хлеб печет чуть свет, Шлет пшено на кашу, Тем, кто землю глубоко
| Острым плугом пашет, Им спасибо говори – Их за все благодари.
|
Обобщение. – О чем мы сегодня говорили? (о хлебе).
- Какой путь у хлеба от поля к столу? (Повторить цепочку).
- Как нужно относиться к хлебу?
Недаром народ сложил о хлебе пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни
Песня о хлебе. (Хлеб - всему голова)
- Какой обычай на Руси был и остался до наших дней? (Преподносить хлеб, соль гостям).
Ученик.
Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим,
| То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником.
|
Ученик.
С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим:
| Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук.
|
Угощение гостей, родителей, учащихся хлебом-солью
Учитель: - Спасибо всем. Наше занятие подошло к концу. Но ребят ожидает следующий этап работы - это конкурс на лучший плакат “Береги хлеб”.
Литература.
- Бакалдин ВВ. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
- Газета “Комсомольская правда” от15. 09. 1982. В. Щанкин “Пламя над полем”.
- Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.
- Журнал “ Веселые картинки”№8. 08. 1985.
- Крупин В. Н. Нынешний хлеб. Для дошкольного возраста. Издательство “Малыш”, М. ;1988.
- Кузьмин Заветное дело. Быль. Для младшего школьного возраста. Издательство “Малыш” Мм.;1986.
- Сенченко И. “Хлеб святой”.
- Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С.
|