Педподдержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Байбакова Диана Минияровна

Для  решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педподдержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Байбакова Диана Минияровна,

учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Для  решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы понимаем систему психолого-педагогической деятельности, направленной на оптимизацию системы воспитательных отношений семьи, путем создания условий, способствующих раскрытию личностного потенциала членов семьи в ходе воспитательных отношений, а также помощи в преодолении возникающих трудностей.

 Исходя из особенностей семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и их проблем, психолого-педагогическая поддержка может быть направлена, во-первых, на гармонизацию и оптимизацию внутрисемейных воспитательных отношений; и, во-вторых, на поддержку семьи в перестройке отношений с социальным окружением, преодолении социальной изоляции. Таким образом, в качестве предмета изучения и изменения в психолого-педагогической работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями могут выступать особенности воспитательных отношений в семье и включенность членов семьи в социальное взаимодействие.

Основными условиями работы педагога в рамках педподдержки семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями,   являются:

  • на всем протяжении работы с семьей демонстрировать свое полное доверие к ее возможностям;
  • помогать в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед взрослым как родителем детей с ограниченными возможностями;
  • исходить из того, что у родителя есть внутренняя мотивация к самосовершенствованию себя в роли родителя ребенка с ограниченными возможностями;
  • выступать для родителей как источник разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями решения той или иной проблемы;
  • быть активным участником взаимодействия; открыто выражать свои чувства.

Кроме того, педагогический процесс строится с учетом:

  • равноправия всех участников коррекционного процесса;
  • права семьи на свободный выбор;
  • права на ошибку;
  • права на собственную точку зрения;
  • стиль отношений психолога и членов семьи: не запрещать, а направлять;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Исходим из представления, что каждая семья обладает необходимыми возможностями и ресурсами саморазвития и преодоления возникающих проблем воспитания ребенка с ограниченными возможностями, взаимодействия с ним. Поэтому совместная работа с семьей включает:

  • поиск  сильных сторон личности родителей и ребенка, сложившейся системы воспитательных отношений;
  • опору на результаты психологической диагностики, которая включат использование различных опросников, проведение бесед с членами семьи, наблюдение за совместной деятельностью родителя и ребенка;
  • учет особенностей личности родителя и ребенка, системы воспитательных отношений в конструировании программ психолого-педагогической поддержки и в процессе ее осуществления;
  • то или иное несоответствие в осуществлении взрослым роли родителя детей с ограниченными возможностями (например, между ожиданиями родителей и возможностями ребенка, или между желанием научить его чему-то и отсутствием знаний, умений его осуществления)  приводит к возникновению затруднений взаимодействия и воспитания ребенка. При этом сама проблема и ее причины могут в различной степени осознаваться  семьей. Под руководством педагога затруднению предстоит оформиться в проблемную ситуацию. Перед педагогом стоят задачи: 1) помочь семье осознать проблему (причину несоответствия); 2) помочь в поиске путей и ресурсов ее разрешения (с учетом модели ролевой идентичности родителей); 3) поддержать семью в их реализации.
  • комплексность воздействия. В процессе взаимодействия с семьей психолог опирается на представление о родителе и ребенке как целостных личностях и использует их эмоционально-волевые, интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-ценностные возможности.

Среди основных принципов  работы следует выделить:  

Здесь и теперь. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. Каждая игра, упражнение сопровождаются рефлексией участниками своих ощущений, переживаний, обсуждаются открытия сделанные участниками в процессе занятия.

Искренность и открытость. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. В процессе занятия каждый участник может открыто высказать свои мысли и чувства в отношении другого участника или задания.

Активность. Все участники коррекционного процесса активно взаимодействуют между собой в процессе занятия. Родители принимают непосредственное активное участие в занятии. Психолог также является активным участником. Он не только организует и направляет занятие, но и принимает в нем непосредственное участие, включается в процесс взаимодействия.

Результатом психолого-педагогической поддержки родителей ребенка с ограниченными возможностями являются:

  • снижение напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли;
  • появляется ощущение самоконтроля и уверенности, взрослый более реалистично смотрит на свои ролевые обязанности в связи с особенностями ребенка и строит более реалистичные ожидания по отношению к нему;
  • родителем осознается направленность ролевого поведения, он ставит реальные цели в воспитательном процессе, учитывая особенности ребенка.

Все это свидетельствует о принятии взрослым роли родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Авсиевич, М.Т. Семейное воспитание: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки. руководящих работников и специалистов образования /М.Т.Авсиевич — Мн.: УП Бестпринт, 2002.
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие /Т.В.Андреева — СПб: Речь, 2004.
  3. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности. /О.С.Гребенюк. — Калининград, 1995.
  4. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н.Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Мицкевич, Ж.И. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в современной семье /Ж.И.Мицкевич //Социально- педагогическая работа.— 2002.— №4.
  6. Мицкевич, Ж.И. Содержание и методы социально-педагогической деятельности школы в семейном социуме в условиях реформирования школы /Ж.И.Мицкевич // Социально- педагогическая работа. — 2003.— №3.
  7. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания: учеб.-метод, пособие /В.М.Минияров /Рос. Акад. Образования. — М.: МПСИ. Воронеж, НПО "МОДЭК", 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям,...

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

рекомендации родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал посвящен теме "Сущность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ". Рекомендации для родителей по организации процесса воспитания и обучения....

Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родител...

"Психологическая гостинная", как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В нашем обществе отношение к семье с ребёнком, имеющим за- метные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывает- ся противоречивым и «нагруженным» предубеждениями. Родителям «особого» ребё...