ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
методическая разработка по теме

Никитина Татьяна Владимировна

 

        Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям, в которых они воспитываются и живут, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам. Как отмечает К. Тингэй-Михаэлис, ослабление любого компонента этой системы приводит и к ослаблению ее жизнестойкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psiholoicheskaya_pomoshch_semyam.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

        Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не возможна без оказания психологической помощи семьям, в которых они воспитываются и живут, поскольку ребенок и его родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам. Как отмечает К. Тингэй-Михаэлис, ослабление любого компонента этой системы приводит и к ослаблению ее жизнестойкости.

       Поиску решения проблемы  организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Л.С. Выготского (культурно-историческая теория), А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна (теория деятельности), Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева (теория отношений) и др.

        В психологических, медицинских педагогических исследованиях установлено, что, несмотря на многообразие причин психического недоразвития и форм его проявления, развитие любого ребенка зависит не только от биологических факторов, но и от социальных. О том, что психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизиологическими нарушениями есть результат сложного процесса социализации, отмечают в своих научных работах Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Д.Б. Эльконин, что развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специально-развивающей коррекционной среды  – К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, И.Ю. Левченко, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.

    Специальная коррекционно-развивающая среда в семье – это условия, которые создаются родителями и которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками и ОВЗ. Успешность развития ребенка во многом определяется условиями среды, в которой он живет, тем, какую содержательную помощь ему организуют взрослые с момента его рождения. Семья – микросоциум, который формирует и нравственные качества ребенка, его отношение к миру, к другим людям. Чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем ярче выражены нарушения развития у ребенка и, наоборот, гармоничное воздействие развивает ребенка, способствует формированию у него положительных личностных качеств. С этой точки зрения внутрисемейная система может рассматриваться как коррекционная.

Осуществление психологической помощи семьям, имеющих детей с  ОВЗ, позволяет гармонизировать родительско-детские отношения и решать проблемы дифференциальной и адресной помощи ребенку. Ребенок, имеющий недостатки в развитии, зачастую вызывает особые переживания у родителей. Так, когда ребенку предстоит обучение в школе, его родители могут испытывать чувство страха, беспокойства, ущемленного самолюбия и неудовлетворенности из-за того, что их ребенок будет учиться в коррекционной школе или классе для детей с отклонениями в  развитии.

    Чувство ущербности, вины, переживания из-за рождения «неполноценного» ребенка, связанные с его развитием, обучением, будущим, может преследовать родителей и близких в течение всей их жизни. Родители могут испытывать чувство горечи и разочарования в том, что их ребенок отличается от своих сверстников, неадекватно ведет себя в общественных местах, плохо думает и говорит, имеет большие трудности в обучении, имеет внешние признаки психофизического недоразвития, с ним трудно бывает установит контакт. Вместе с тем родители надеются на оказание специалистами помощи их ребенку, в которой он нуждается. В.В. Ткачева выделила следующие проблемы, характерные для семей, имеющих детей с ОВЗ:

- низкий уровень реабилитационных возможностей для оказания своему ребенку помощи;

- низкую психолого-педагогическую компетентность родителей, отсутствие необходимых педагогических знаний и мотивации к их приобретению;

- высокий уровень психической травмированности родителей (лиц их замещающих), вызванный рождением детей с психофизиологическими недостатками.

      Ткачева В.В. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития // Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Изд.центр «Академия», 2003.

      О состоянии здоровья детей и подростков красноречиво свидетельствует и такой факт: каждый третий ребенок и подросток в возрасте до 14 лет состоит на диспансерном учёте, а в возрасте от 15 до 17 лет - уже каждый второй. Если среди учащихся школ 39 процентов числятся в специальной группе для занятий физкультурой, то среди студентов средних специальных учебных заведений и вузов число тех, кто не в состоянии заниматься по обычной программе, доходит уже до 65 процентов. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков приводит к росту инвалидности среди детей.

Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и оказание психологической помощи их родителям является актуальной.

       С целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения системы коррекционного образования, одной из задач которого является оказание психологической помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, часто не понимают и не видят реальных возможностей и целей развития их ребенка, поэтому таким родителям требуется психологическая помощь, содержание которой включает следующие направления: образовательно-просветительскую работу с родителями и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

     Цель образовательно-просветительной работы  – повышение психолого-педагогической компетентности родителей детей, имеющих отклонения в развитии. В зависимости от специфики осуществляемой помощи выделяются следующие блоки психолого-педагогической помощи: информационный, медицинский, педагогический, социальный, психологический, юридический.

     Информационный блок включает в себя ознакомление родителей с информацией общего характера: сведения об организации обучения и воспитания, жизни в учебном учреждении, в котором обучается их ребенок; о мероприятиях, к участию в которых привлекаются родители (работа родительского комитета, школьные праздники, классные мероприятия – посещение музеев, кинотеатров, выставок работ учеников и т.п.)

     Медицинский блок поддерживается медицинскими специалистами – врачом-педиатром, невропатологом, хирургом, отоларингологом и др. На семинарах они рассказывают родителям в доступной форме о причинах и профилактике возникновения у детей психоневрологических заболеваний, раскрывают последствия вредного воздействия алкоголя, курения, наркотиков.    Педагогический блок направлен на ознакомление родителей с теми трудностями, которые возникают у учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений, или классов. Это направление осуществляется педагогом, дефектологом, логопедом, воспитателем, инструктором ЛФК, мастером производственного обучения  – специалистами образовательного учреждения с целью обучения родителей отдельным методическим приемам.    Социальный блок направлен на социально психологическое сопровождение семьи ребенка с отклонениями в развитии. Специалисты системы социальной защиты по месту проживания семей, имеющих детей с ОВЗ, осуществляют контакты с правоохранительными, муниципальными, юридическими органами,

связь с детской комнатой милиции, сбор информации в «социальный паспорт» семьи каждого воспитанника. В психологическом блоке освещаются общие проблемы психофизического развития детей с отклонениями в развитии. Психолог  – на обучающих семинарах, которые организуются в каждом районе области, знакомит родителей с примерами реагирования на поведенческие аномалии их ребенка, помогает разобраться родителям в сложившихся сложных взаимоотношениях между ними и ребенком, знакомит с последствиями применения родителями разных тактик воспитания, особенностями протекания возрастных кризисов и критических состояний, которые может испытывать семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ.   Юридический блок ведет юрист, который знакомит родителей с правами, нормативно-правовой документацией и законами, стоящими на защите прав ребенка и семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.                  Собственно психолого-педагогическое направление сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ включает как педагогическое, так и психологическое содержание работы, куда входит: диагностика ребенка и родителей; медико-психолого-педагогическая комиссия; коррекционная и консультативная работа.

     Итак, оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Педподдержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья

Для  решения воспитания ребенка с ограниченными возможностями и его адаптации в социальную среду семье необходима социальная, психологическая, педагогическая помощь. Психолого-педагогическая подд...

рекомендации родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал посвящен теме "Сущность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ". Рекомендации для родителей по организации процесса воспитания и обучения....

Методические рекомендации психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при ...

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности работы педагогов школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родител...

"Психологическая гостинная", как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В нашем обществе отношение к семье с ребёнком, имеющим за- метные для окружающих отклонения в развитии, зачастую оказывает- ся противоречивым и «нагруженным» предубеждениями. Родителям «особого» ребё...


 

Комментарии

Никитина Татьяна Владимировна

Психологическая помощь семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ необходима.

Никитина Татьяна Владимировна

Психологическая помощь семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ необходима.