Духовность как средство формирования высоконравственной личности учителя и улучшения его взаимодействия с детьми.
статья по теме
О необходимости одухотворения образования высказывались многие известные прогрессивные учёные. Так, известный филосов и педагог И.Кант разработал один из фундаментальных принципов педагогической науки, исходящей из признания и главенствующей роли духовности, свободы личности, которые проявляются в потребности человека познавать мир, самого себя, определять своё место и значение в этом мире. И Кант призывал к развитию высокой нравственности, взаимопониманию, имеющих огромное значение для сплочения людей в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовность как средство формирования высоконравственной личности
педагога и улучшения его взаимодействия с детьми.
О необходимости одухотворения образования высказывались многие известные прогрессивные учёные. Так, известный филосов и педагог И.Кант разработал один из фундаментальных принципов педагогической науки, исходящей из признания и главенствующей роли духовности, свободы личности, которые проявляются в потребности человека познавать мир, самого себя, определять своё место и значение в этом мире. И Кант призывал к развитию высокой нравственности, взаимопониманию, имеющих огромное значение для сплочения людей в обществе.
Как показывает практика, современный образовательный процесс недостаточно ориентирован на развитие у обучаемых способности к самообучению, самовоспитанию, самосовершенствованию, в том числе духовности.
ДУХОВНОСТЬ, по-нашему мнению , - способность человека правильно оценивать, выбирать истинные нравственные ценности и в соответствии с ними бесконфликтно определять и осуществлять свои поступки, поведение, общение, образ жизни. Компонентами духовности являются обращённость к высшим и вечным ценностям бытия, ставшим или становящимся естественными атрибутами личности; любовь к себе, ближнему. Всему человечеству, природе; устремлённость к познанию; стремление к гармоничному развитию и саморазвитию. Реальными показателями духовности можно считать:
- качества гуманной личности (благородство, доброта, искренность, открытость, щедрость, сострадание, мужество, понимание, воля, любовь к людям, миру, природе);
- развитие качества познавательных процессов (наблюдательность, мышление, память, речь, внимание, воображение, восприятие);
- благоприятное творческое самочувствие (вдохновение, широта интересов, увлечённость делами, ясность мысли, поисковая активность, радость, ощущение счастья);
- наличие внутренней свободы (свобода от страхов, сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе/учёбе и других требований, предъявляемых обществом; принятие внешнего мира таким, каков он есть, т.е. бесконфликтность в общении, минимум обвинений в чужой адрес, поиск причин внешних проблем в себе и др.);
- положительный энергетический потенциал (оптимизм, эмоциональная устойчивость, общительность);
- хорошее самочувствие (ощущение радости, счастья) и высокая работоспособность (умственная, физическая);
- интерес к профессиональной деятельности и познавательному процессу, потребность в созидательной творческой деятельности.
Вышеперечисленные составляющие и критерии духовности тесно взаимосвязаны между собой, имеют много общего. В обычной жизни нам приходится постоянно что-то преодолевать для устранения или несовершения зла и совершения добрых дел.
Главнейшим фактором одухотворения образовательного и воспитательного процесса является высоко духовная личность педагога, способная к реализации истинных общечеловеческих ценностей в духовно ориентированном диалоге с детьми.
Материальная природа человека наследуется от рождения и в результате взаимодействия с окружающей средой развивается в то, что можно обозначить как ЛИЧНОСТЬ. Тело имеет свои потребности и как один из полюсов человека обладает силой, проявляющейся в различных желаниях. Стремящийся получать всё большее количество благ и удовольствий человек пытается изменить мир, подчинить его своим потребностям. Однако это удаётся далеко не всегда, становясь причиной многих человеческих страданий, разочарований, болезней. Возникающие на этой почве эмоциональные реакции и характерологические свойства личности (зависть, гнев, злопамятность, тревожность, страх, алчность и др.) причиняют вред не только себе, но и окружающим. Педагог, часто сталкивающийся с такими свойствами и проявлениями личности, как никто другой должен уметь помочь своему подопечному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Игра как средство формирования качеств личности, элементов воспитания
Различные игры в процессе обучения....
Педагогический совет «Православный модуль в обучении и воспитании, как средство формирования нравственной личности».
В данном разделе предствален педагогический совет по теме«Православный модуль в обучении и воспитании, как средство формирования нравственной личности»....
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности
Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...
Портфолио ученика начальных классов как средство формирования успешной личности.
Школа – единственный институт, через который проходит вся нация. Это значит, что все и каждый заинтересованы в том, какой быть петербургской Школе в 2020 году....
Кукольный театр как средство формирования мотивированной личности в младшей школе
Данная статья посвящена анализу влияния кукольного театра на английском языке как средства формирования мотивированной личности младшего школьного возраста в современных условиях образовательного проц...
Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника
В статье приводится материал, как сформировать языковую личность младшего школьника.Методики Г.А. Цукеманы, которые развивают коммуникативные УУД....