Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника
статья по русскому языку (3 класс)
В статье приводится материал, как сформировать языковую личность младшего школьника.Методики Г.А. Цукеманы, которые развивают коммуникативные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Гайсина А.И.
Олимпиада по русскому языку как средство формирования языковой личности младшего школьника
Постоянно изменяющие общество, в котором становятся ценны не только знания, умения и навыки, которыми может обладать человек в настоящее время, сколько сама личность, способность каждого быть мобильным, быстро адаптироваться, желание развиваться и самосовершенствоваться с каждым днём, речь неизменно остаётся универсальным показателем умственных, а также коммуникативных способностей. В любой сфере определённой деятельности ценен будет тот гражданин, который обладает грамотной, богатой и выразительной речью, и тот, кто способен будет воспринимать и создавать произведения речи, для того чтобы увидеть собственное видение на окружающую действительность и достижения своих определённых целей. Обеспечение качества начального образования подтверждается ФГОС НОО (федеральный образовательный стандарт начального общего образования)[4]. Языковая компетентность способствует формированию важного умения – воспринимать и создавать связные тексты, различные по стилистической и жанровой принадлежности, структурно-языковой организации, целенаправленности, полноте и точности выражения мысли[2].
Значит, языковое образование призвано обеспечить количественные и качественные изменения в употреблении средств языка. В связи с этим в обществе востребованы люди с высоким уровнем развития языковой личности.
Есть возможность с помощью лингвистической олимпиады сформировать языковую личность младшего школьника[3]. Языковая личность — есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств.
Применение олимпиад укрепляет память, развивает мышление[1].
Исходя из обозначенных обстоятельств можно выделить противоречия: 1) между возросшей потребностью современного общества в качественной подготовке обучающихся к олимпиаде по русскому языку, и слабомативированной организацией в этом направлении работы школьных учителей, не имеющих возможность создать условия для формирования языковой личности; 2) между необходимостью создания научно-обоснованной методики, и недостаточностью разработанностью данного вопроса в этом направлении; 3) между объективной потребностью в разработке практических рекомендаций для организации проведения олимпиады по русскому языку с младшими школьниками и неполной разработанностью методических аспектов по данной проблеме.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия формирования языковой личности младшего школьника при подготовке к олимпиаде по русскому языку?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить комплекс условий по формированию языковой личности младшего школьника при подготовке к олимпиаде по русскому языку.
На основе поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагается решение следующих задач:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы уточнить сущность понятия «языковая личность» в образовании ФГОС НОО;
2. Раскрыть понятие «внеурочная деятельность», «лингвистическая олимпиада».
3. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по проведению олимпиады по русскому языку.
4. Разработать программу проведения олимпиады по русскому языку, направленную на формирование языковой личности младшего школьника.
Во-первых, для аргументирования первого этапа, был проведён анализ литературы, который показал недостаточность разработанности в этой области направления.
Во-вторых, второй этап исследования показал уровень сформированности языковой личности посредством олимпиады по русскому языку, который распределялся на базовый и повышенный уровень. Через внеурочную деятельность была реализована задуманная проблема исследования. Количество испытуемых в исследовании участвовало пятнадцать. Это были обучающиеся МОБУ СОШ №3 с.Инзер Белорецкого района РБ. При решение заданий различного уровня сложности было выявлено следующее:
–входная олимпиада по русскому языку выявила 20% обучающихся, которые полностью справились с заданиями;
–промежуточная олимпиада по русскому языку выявила 25% тех, кто справился с заданиями;
–итоговая олимпиада по русскому языку 31%.
В третьих, на третьем этапе исследования была описана методика проведения олимпиады пот русскому языку и даны несколько методик направленных на коммуникативные УУД. Такие как методика «Руковички», «Ковер» Г.А. Цукермана и методика «Кто прав?». Все эти методики были направлены на коммуникативные умения.
Таким образом, гипотеза исследования получила подтверждение, что при реализации педагогических условий: а) учёт индивидуальных особенностей ученика; б) использование возможностей олимпиады при изучении русскому языку, будет эффективно формирование языковой личности младшего школьника.
Смысл работы состоит в том, чтобы заинтересовать детей младшего школьного возраста к активному участию в олимпиаде, тем самым развивать языковую личность.
В заключение работы хочется сделать вывод, что формирование коммуникативной УУД очень актуально в настоящие время. Поэтому любые программы направленные на формирование коммуникативных УУД будут формировать в каждом школьнике языковую личность.
Литература:
1.Быкова, Г.И. Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин [Текст]: дис. канд. пед. наук / Г. И. Быкова / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2014. - 195 с.
2. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. – М.: Издательство ЛКИ, 2012. – 427 с.
3. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 г. М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дифференцированного обучения на уроках русского языка как средство формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника»
Выступление на августовской секции учителей начальных классов...
Педагогический опыт по теме "Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...
"Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников"
Создание проблемной ситуации на уроках русского языка как средство формирования УУД у младших школьников§ Елизарова Анна Анатольевна, учитель...
"Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий"
«Нельзя научить, можно научиться» - такова философия технологии рефлексивного (критического) мышления. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уч...
Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.
Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...
Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников
Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....
Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"
Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"...