Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности
статья (3 класс) на тему
Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и доказательство гипотез, поиск и выделение необходимой информации, выбор критериев для сравнения или умение слушать и вступать в диалог, невольно думаешь о том, что сегодня не каждый студент обладает всеми перечисленными умениями. В связи с этим сразу возникает вопрос о том, как это может быть достигнуто на практике. Какие условия, методы и педагогические приёмы необходимы для формирования таких умений?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности
Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и доказательство гипотез, поиск и выделение необходимой информации, выбор критериев для сравнения или умение слушать и вступать в диалог, невольно думаешь о том, что сегодня не каждый студент обладает всеми перечисленными умениями. В связи с этим сразу возникает вопрос о том, как это может быть достигнуто на практике. Какие условия, методы и педагогические приёмы необходимы для формирования таких умений?
Одним из эффективных способов решения данной задачи может быть применение проектно - исследовательского метода. Это обусловлено прежде всего тем, что смысл метода заключается в моделировании естественного продуктивного мыслительного процесса, начинающегося с возникновения вопроса и завершающегося нахождением ответа, решением возникшей проблемы. А это значит, что такой метод позволяет развивать практически любые мыслительные и исследовательские умения, творческие способности, обеспечить простор для мышления ребенка в процессе приобретения знаний. Применение исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего мир с его закономерностями, противоречиями и загадками, обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в ходе обучения. Исследовательская деятельность многофункциональна в большей степени, чем многие другие и побуждает ученика проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. Задача преподавателя - это создание учебно-методической среды, в которой можно было бы сформировать и развивать необходимые качества ученика, развивать интерес к изучению предмета и формированию творческой деятельности. Необходимо научить школьников работать с различными источниками информации, сопоставлять полученные данные, развивая исследовательские умения и познавательные способности. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. С этой целью активно внедряются в учебный процесс различные формы самостоятельной работы. Данная деятельность позволит участвовать в учебных и научных конференциях по теме исследований. Исследовательская деятельность стимулирует интерес к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний.
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
С поступлением в школу доминирующее значение приобретает воспитание у ребенка установки на готовность к творчеству. Творчество младшего школьника — это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и другое. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.
Выделяются следующие компоненты творческих способностей, стимулирование которых повышает результативность творческой деятельности младших школьников.
1.Мотивационно-творческая активность, любознательность, стремление к лидерству, стремление к успеху.
2. Интеллектуально-логические способности (способность анализировать, сравнивать; способность выделять главное; способность описывать явления, процессы; способность давать определения; способность доказывать свои суждения).
3. Интеллектуально-эвристические способности (способность генерировать новые идеи; способность осуществлять перенос знаний, умений в новые ситуации; независимость суждений; критичность мышления; способность выдвигать гипотезы; способность к фантазии, неожиданным ассоциациям).
4. Способности к самоорганизации (способность видеть цель и подцели; способность планировать деятельность и рационально использовать время; способность к самоконтролю; прилежание; способность к волевым усилиям в случаях временных неудач; способность к объективной самооценке).
5. Коммуникативные способности (способность аккумулировать и творчески использовать положительный опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения).
Организация учебно-воспитательной работы должна максимально ориентироваться на выделенные компоненты.
Формирование творческой деятельности проходит на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Мы формируем группу детей как учебное сообщество. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», которая заключается в следующих моментах.
Во-первых мы формируем у учащихся ряд коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
-умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Во-вторых развиваем мышление учащихся, формируем умение вычленять существенный признак, соотносить данные, выделять общий способ действий.
В-третьих мы формируем умения:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
-обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
-выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Данные умения мы начинаем формировать с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний). Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Есть хорошее слово – «почему?». С него начинается любое открытие. Быть почемучкой похвально: всякая наука начинается с этого вопроса. Ученикам каждое «почему?» помогает развиваться и познавать мир. Чем чаще дети задают этот вопрос и находят на него ответ, тем образованнее становятся. А какие книги в этом им могут помочь? Конечно же, это энциклопедии, словари, справочники – одно из великих изобретений человечества. Совершая путешествие в страну словарей и энциклопедий, от библиотекарей учащиеся узнают, что эти полезные книги, помогут найти значение слов, понятий, помогут сделать речь богатой и выразительной, обогатят новыми знаниями.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия. Мы совершили увлекательные экскурсии в краеведческий музей гимназии, в Дом народного творчества п. Майский, в осенний и зимний парк.
Достоинства экскурсии подчеркивает утверждение о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсия является постоянным спутником исследовательского метода обучения, позволяет изучить самые разные объекты в реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа, осмысления. Экскурсия даёт мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез, даёт бесконечное количество источников для получения новых сведений, создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработке суждений, умозаключений и выводов.
После посещения музея ребята решили провести исследование по темам: «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны», «Памяти павших», «Дом и его убранство», «Русская печь и накормит, и согреет».
Для учащихся создаем условия для самостоятельного выбора объекта исследования, содействуем формированию умения находить и обрабатывать полученную информацию.
Проводим экспресс-исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей в проекте. Дети оперативно проводят кратковременное исследование по предложенной тематике. Отправляясь на прогулку, экскурсию дети получают индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, как ложится снег, как зимуют травы.
Наблюдая за полетом снежинок, любуясь образовавшемся на деревьях инее, сравнивая форму снежинок, учащиеся решили собрать материал о снежинках, о природных явлениях, нарисовали рисунки и выступили с сообщениями на уроке окружающего мира.
Предлагаются ребятам не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические, и фантастические экспресс-исследования. Обозначаем круг проблем для сбора материала и включаем детей в работу. Очень продуктивны теоретические экспресс-исследования. Задача ученика – собрать материал из книг и других источников по предложенным темам. Долговременные исследования осуществляются во внеурочной деятельности. Исследования проводят по следующим этапам:
- ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
- предлагает возможные варианты решения;
-собирает материал;
- делает обобщения;
-оформляет результаты (доклад, макет, проект и др.);
- защищает результаты исследования.
Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка: «Вместе делаем книжки – малышки», «Загадочный мир животных», «Сказки о лисе», «Задачи для одноклассников», «Удивительные явления природы», «Мой режим дня», «Помни правила движения», «Букет вежливых советов», «Секреты здоровья», «Перелетные птицы», «Мой дом», «Моя семья».
После завершения работы над проектом учащимся предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.). Результаты проектной деятельности младших школьников представляем в виде: спектаклей (в том числе кукольные), концертов, устных журналов, викторин и игр с применением знаний по теме, тематических выставок рисунков, скульптур, поделок, газет, журналов, книг, информационных проектов, видеофильма, макетов, действующих моделей, игрушек, рекламных проспектов.
Используем следующие виды презентации:
- демонстрация слайдовой презентации;
- диалог литературных персонажей;
- защита на Ученом Совете;
- иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий;
- отчет исследовательской экспедиции;
- пресс-конференция;
- путешествие;
- реклама;
- ролевая игра;
- соревнования;
- спектакль;
- экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.
Каждый год наши ученики участвуют в школьной научно-практической конференции, представляя свои проектно - исследовательские работы. Исследовательские работы учащихся затрагивают различные темы учебных предметов, социальные проблемы и вопросы. Мы начинали с выбора тем, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми. В процессе таких бесед выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в то же время была посильной и приносила участникам конкретную пользу.
В прошлом году было выполнено 7 работ. Из них Протасов Богдан с работой «Рождение чуда -2 или бабочка на снегу» занял 1 место в школьном этапе, награжден грамотой победителя Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Я – исследователь», дипломом Лауреата регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов.
2 место школьный этап заняли 2 ученика: Павленко Евгений «Витаминные продукты – овощи и фрукты» и Усенко Алена «Изготовление мыла в домашних условиях». 3 место - 4 ученика: Головань Елизавета «Отчего бывает радуга?», Остроухов Владислав «Растения в доме – польза или вред?», Черепов Григорий «Витамины для ума: миф или реальность?», Бочкарёва Полина «История шоколада. Его уникальные свойства и польза для человека».
Во 2 классе учащиеся представили 14 исследовательских работ. Из них 1 место в школьном этапе 2 ученика: Бровченко Полина «Как живется птицам зимой?», Доценко Олеся «Смогу ли я изготовить пряжу в домашних условиях?». 2 место - 10 человек: Бочкарева Полина «Как китайские фонарики взлетают в небо?», Бровченко Полина «Почему у нас болят зубы?», Головань Елизавета «Почему осенью деревья сбрасывают листья?», Овчинников Кирилл «Печь – душа русского дома», Остроухов Владислав «Сколько можно о соли?», Павленко Евгений «С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее», Протасов Богдан «А есть ли секреты долголетия?», Проценко Елизавета «Как устроена русская изба?», Репенецкий Павел «Назойливая соседка», Черепов Григорий «Изучение кормового поведения синичьих стай». 3 место - 2 человека: Дворников Владислав «Дистанционно-управляемая модель», Репенецкий Павел «Вода и ее свойства».
Ребята изучали дополнительную литературу, занимались поиском необходимой информации в сети Интернет, работали со словарями, выполняли практические работы, опыты, эксперименты, проводили классные часы, анкетирование среди ребят, разрабатывали памятки. Итогом всей этой работы стали выступления на конференциях.
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников дали вполне конкретные результаты, а именно:
1. Повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений.
2. Изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию.
3.Повысился интерес к работе с различными источниками, с Интернет ресурсами.
4.В процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников.
5. Стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время, ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал, доказывать и обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.
6.Ученики начали активнее участвовать в творческой проектной деятельности.
7.Возросли результаты обученности.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, позволяет формировать компетенции предметного и надпредметного характера.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.
Перечислим некоторые из них.
Проектная деятельность:
1.Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
2.Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
3.Оценочные умения.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
5.Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).
6.Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос.
7.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, (ошибки);
- ставить и удерживать цели;
- составлять план своей деятельности;
- моделировать ( представлять способ действия виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Итак, проектные задачи, исследовательская деятельность в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её. Управление собственным поведением в групповой работе.
Закончить свое выступление хочется такими словами:
Пока качалась лодка по волнам,
Успели дети повзрослеть немного.
Каким же дальше сделать нам урок,
Чтоб интересною была дорога?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
публичный доклад...
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...
Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»
Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....
Публикация на тему"Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей"
Каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах, сформировать у них навыки работы над проектом, умение проводить исследование, но и формироват...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
Данная исследовательская работа изучает вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические осн...
Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий
В статье объясняется, почему исследовательская деятельность младших школьников является средством формирования универсальных учебных действий....
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
Статья " Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития"...