КТП Веселые уроки этикета
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Губанова Татьяна Николаевна

Календарно-тематическое внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_veselye_uroki_etiketa.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Пояснительная записка

В современной жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.

Следовательно, деятельность педагога должна быть направлена на помощь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять нравственные ориентиры, нормы в мире человеческого общения. Также учителю необходимо формировать у ребят внутреннее осознание того, что все люди вокруг него удивительные и неповторимые, которые нуждаются в его уважении, любви, вниманию, воспитывать любовь к себе, развивать рефлексию своего поведения и поведения товарищей.

Учитывая потребность современного общества в формировании у его членов устойчивого нравственного поведения целью программы стало формирование личности, ответственной за свое поведение, способной к нравственному совершенствованию.

Определение цели позволило сформулировать следующие основные задачи программы:

  • формировать у младших школьников представление о культуре поведения;
  • формировать у ребят осознание ценности себя и  других людей, ценности человеческой жизни;
  • формировать у детей способности анализировать поступки других и свои собственные;
  • формировать чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Место предмета

 «Веселые уроки этикета» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа, 1 час занятий в неделю.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы  «Веселые уроки этикета»

В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:

Представления:

  • сервировка стола;
  • культура внешнего вида.

Понятия:

  • этика;
  • этикет;
  • этикет застолья;
  • речевой этикет;
  • дискуссия;
  • комплимент;
  • коллектив;
  • тезис;
  • антитезис;
  • аргумент;
  • гигиена.

Умения:

  • приветствовать знакомого человека;
  • прощаться со знакомым;
  • вести разговор по телефону;
  • сервировать стол;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
  • строить  общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;
  • дарить и принимать подарки;
  • использовать невербальные средства общения;
  • различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
  • оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
  • вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;
  • говорить комплименты.

Навыки:

  • личной гигиены.

Содержание программы

«Этика отношения к окружающим» (12 ч.)

Сказка об этике и этикете. Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог. Знакомство с правилами города Подкрепления. Знакомство с правилами  и путешествие в город Хранитель Знаний. Культура поведения во время игры. Этикет застолья. Правила поведения на улице. Можно ли дома забывать об этикете? Веселые правила хорошего тона в гостях. Нормы поведения в магазине. Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях? Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?»

«Культура речевого общения» (14 ч.)

 Речевой этикет. Дружим с добрыми словами. Юмор нас выручает. Алло, слушаю вас! Подстригите меня, пожалуйста. Поздравляю с днем рождения! Искусство делать подарки. Выздоравливай поскорее. Коллектив начинается с тебя! Учимся мириться. Как участвовать в дискуссии и что это такое? Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам. Наши помощницы – Мимика и Пантомимика. Составляем (дополняем) этический кодекс.

«Культура внешности» (4 ч.) 

Разрешите представиться – Гигиена. Встречают по одежке… Культура движений. Посоветуемся с зеркалом. Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета».

«Систематизация и закрепление пройденного материала» (3 ч.) 

Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике. Проект «Азбука поведения». Праздник веселого этикета.

Календарно-тематическое планирование

I Модуль «Этика отношения к окружающим»

№ п/п

Дата

Тема

Цели

План

Факт

Скорректированность

1.

Сказка об этике и этикете.

Формировать понятия этика, этикет.

2.

Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог.

Формировать умение вести себя в классе, в фойе, коридоре, на лестнице.

3.

Знакомство с правилами города Подкрепления

Формировать умение вести себя в столовой; формировать умение оценивать собственные поступки и окружающих, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения.

4.

Знакомство с правилами  и путешествие в город Хранитель Знаний

Формировать умение вести себя в библиотеке; формировать умение оценивать собственные поступки и окружающих.

5.

Культура поведения во время игры.

Формировать умение вести себя во время игры, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения

6.

Этикет застолья.

Формировать понятия этикет застолья, сервировка, формировать умение вести себя за столом, сервировать его, пользоваться столовыми приборами. Развивать рефлексию.

7.

Правила поведения на улице.

Формировать умение вести себя на улице, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения

8.

Можно ли дома забывать об этикете?

Формировать умение вести себя дома, анализировать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения

9.

Веселые правила хорошего тона в гостях.

Формировать умение вести себя в гостях, развивать рефлексию.

10.

Нормы поведения в магазине.

Формировать умение вести себя в магазине.

11.

Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях?

Формировать умение вести себя во время игры, развивать самооценку.

12.

Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?»

Систематизировать знания и умения по изученному разделу.

II Модуль «Культура речевого общения»

№ п/п

Дата

Тема

Цели

План

Факт

Скорректированность

13.

Речевой этикет

Формировать понятие речевой этикет.

14.

Дружим с добрыми словами

Обогащение словарного запаса комплиментами, вежливыми словами, формировать  умение говорить комплименты.

15.

Юмор нас выручает

Формировать понятие юмор, умение уместно его использовать. Формировать умение анализировать свои поступки и окружающих.

16.

Алло, слушаю вас!

Формировать умение вежливо разговаривать по телефону.

Формировать умение анализировать поведение окружающих и свое собственное.

17.

Подстригите меня, пожалуйста.

Формировать умение вести деловую беседу в парикмахерской.

18.

Поздравляю с днем рождения!

Формировать умения строить  высказывания с целью поздравления.

19.

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

20.

Выздоравливай поскорее.

Формировать умение вести беседу с больным человеком. Развивать рефлексию.

21.

Коллектив начинается с тебя!

Формировать понятие коллектив, умение вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения

22.

Учимся мириться

Формировать умение идти на примирение.

23.

Как участвовать в дискуссии и что это такое?

Понятие дискуссия, тезис, антитезис, аргумент. Формировать представление о видах аргументов. Формировать умение участвовать в дискуссии, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения.

24.

Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам

Формировать умение вести себя женственно, при нарушении мужского этикета. Формировать понятие благородство, умение вести себя галантно.

25.

Наши помощницы – Мимика и Пантомимика

Формировать умение использовать невербальные средства общения.

26.

Составляем (дополняем) этический кодекс

Систематизировать изученные знания и умения по разделу.

III Модуль «Культура внешности»

№ п/п

Дата

Тема

Цели

План

Факт

Скорректированность

27.

Разрешите представиться - Гигиена

Формировать понятие гигиена, формировать навыки личной гигиены.

28.

Встречают по одежке…

Формировать умение различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде. Формировать представление о культуре внешнего вида. Развивать рефлексию.

29.

Культура движений

Воспитывать сдержанность, спокойствие; формировать умение соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожность движения.

30.

Посоветуемся с зеркалом

Формировать представления  о культуре внешнего вида, об уместном использовании украшений, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения

31.

Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета»

Систематизировать изученные знания и умения по разделу.

IV Модуль «Систематизация и закрепление пройденного материала»

№ п/п

Дата

Тема

Цели

План

Факт

Скорректированность

32.

Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике

Закрепить изученные знание и умения.

33.

Проект «Азбука поведения»

Закрепить изученные знание и умения.

34.

Праздник веселого этикета

Закрепить изученные знание и умения.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

1

Галаева Н.. Вежливая сказка или этикет для детей. – Саратов: Саратовский писатель, 2011.

1

2

Лопатина А., Скребцова М.. 500 игр для детского сада, школы и семьи. – М.: ИДЛи, 2005.

1

3

Лихачева Л.С.. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред. – Урал. КН. Изд-во, 1996.

1

Наглядные пособия

1

Обучающий набор «Учимся сервировать стол»

1

2

Обучающий набор «Учимся разговаривать по телефону»

1

3

Разнообразные сюжетные картинки.

2

4

Схема класса.

5

5

Карта школьной страны

1

Технические средства обучения.

1

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Колонки для компьютера

1

Экранно-звуковые пособия

1

Презентация  «Сказка об Этике и Этикете»

1

2

Презентация «Будем знакомы - Гигиена»

1

3

Презентация  «Правила поведения на уроках»

1

4

Презентация «Правила поведения на перемене»

1

5

Презентация  «Встречают по одежке…»

1

6

Презентация «Школа вежливости».

1

7

Презентация «Секреты для мальчиков»

1

8

Презентация «Секреты для девочек »

1

9

Компьютерная игра «Кто хочет стать миллионером?»

1


Использованные источники:

  1. Галаева Н.. Вежливая сказка или этикет для детей. – Саратов: Саратовский писатель, 2011.
  2. Лихачева Л.С.. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред. – Урал. КН. Изд-во, 1996.
  3. Лопатина А., М. Скребцова. 500 игр для детского сада, школы и семьи. – М.: ИДЛи, 2005.
  4. Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа "Уроки этикета"

кружок, все требования к образовательной программе...

Внеклассное занятие "Уроки этикета"

Данный проект проводится в рамках факультатива "Уроки этикета в начальной школе"Цель: Воспитание у детей нравственности и культуры поведения в разных жизненных ситуациях. Развитие коммуникативных навы...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЭТИКЕТУ " УРОКИ ЭТИКЕТА"

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ....

Программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета" для 3 класса

Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьни­ков через присвоение ими ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса...