КТП Веселые уроки этикета
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Календарно-тематическое внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_veselye_uroki_etiketa.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
- Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.
Пояснительная записка
В современной жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Следовательно, деятельность педагога должна быть направлена на помощь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять нравственные ориентиры, нормы в мире человеческого общения. Также учителю необходимо формировать у ребят внутреннее осознание того, что все люди вокруг него удивительные и неповторимые, которые нуждаются в его уважении, любви, вниманию, воспитывать любовь к себе, развивать рефлексию своего поведения и поведения товарищей.
Учитывая потребность современного общества в формировании у его членов устойчивого нравственного поведения целью программы стало формирование личности, ответственной за свое поведение, способной к нравственному совершенствованию.
Определение цели позволило сформулировать следующие основные задачи программы:
- формировать у младших школьников представление о культуре поведения;
- формировать у ребят осознание ценности себя и других людей, ценности человеческой жизни;
- формировать у детей способности анализировать поступки других и свои собственные;
- формировать чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
- Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
- Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
- Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Место предмета
«Веселые уроки этикета» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа, 1 час занятий в неделю.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Веселые уроки этикета»
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога общие этические нормы;
- формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих представлений, понятий, умений, навыков:
Представления:
- сервировка стола;
- культура внешнего вида.
Понятия:
- этика;
- этикет;
- этикет застолья;
- речевой этикет;
- дискуссия;
- комплимент;
- коллектив;
- тезис;
- антитезис;
- аргумент;
- гигиена.
Умения:
- приветствовать знакомого человека;
- прощаться со знакомым;
- вести разговор по телефону;
- сервировать стол;
- пользоваться столовыми приборами;
- вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных зрелищных учреждениях, за столом, во время игры, дома;
- строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком;
- дарить и принимать подарки;
- использовать невербальные средства общения;
- различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде.
- оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
- вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе;
- говорить комплименты.
Навыки:
- личной гигиены.
Содержание программы
«Этика отношения к окружающим» (12 ч.)
Сказка об этике и этикете. Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог. Знакомство с правилами города Подкрепления. Знакомство с правилами и путешествие в город Хранитель Знаний. Культура поведения во время игры. Этикет застолья. Правила поведения на улице. Можно ли дома забывать об этикете? Веселые правила хорошего тона в гостях. Нормы поведения в магазине. Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях? Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?»
«Культура речевого общения» (14 ч.)
Речевой этикет. Дружим с добрыми словами. Юмор нас выручает. Алло, слушаю вас! Подстригите меня, пожалуйста. Поздравляю с днем рождения! Искусство делать подарки. Выздоравливай поскорее. Коллектив начинается с тебя! Учимся мириться. Как участвовать в дискуссии и что это такое? Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам. Наши помощницы – Мимика и Пантомимика. Составляем (дополняем) этический кодекс.
«Культура внешности» (4 ч.)
Разрешите представиться – Гигиена. Встречают по одежке… Культура движений. Посоветуемся с зеркалом. Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета».
«Систематизация и закрепление пройденного материала» (3 ч.)
Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике. Проект «Азбука поведения». Праздник веселого этикета.
Календарно-тематическое планирование
I Модуль «Этика отношения к окружающим»
№ п/п | Дата | Тема | Цели | |
План | Факт Скорректированность | |||
1. | Сказка об этике и этикете. | Формировать понятия этика, этикет. | ||
2. | Знакомство с правилами школьной страны: города Полезных Игр, междугородних дорог. | Формировать умение вести себя в классе, в фойе, коридоре, на лестнице. | ||
3. | Знакомство с правилами города Подкрепления | Формировать умение вести себя в столовой; формировать умение оценивать собственные поступки и окружающих, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения. | ||
4. | Знакомство с правилами и путешествие в город Хранитель Знаний | Формировать умение вести себя в библиотеке; формировать умение оценивать собственные поступки и окружающих. | ||
5. | Культура поведения во время игры. | Формировать умение вести себя во время игры, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения | ||
6. | Этикет застолья. | Формировать понятия этикет застолья, сервировка, формировать умение вести себя за столом, сервировать его, пользоваться столовыми приборами. Развивать рефлексию. | ||
7. | Правила поведения на улице. | Формировать умение вести себя на улице, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения | ||
8. | Можно ли дома забывать об этикете? | Формировать умение вести себя дома, анализировать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения | ||
9. | Веселые правила хорошего тона в гостях. | Формировать умение вести себя в гостях, развивать рефлексию. | ||
10. | Нормы поведения в магазине. | Формировать умение вести себя в магазине. | ||
11. | Как правильно себя вести в культурных зрелищных заведениях? | Формировать умение вести себя во время игры, развивать самооценку. | ||
12. | Закрепление. Составляем этический кодекс Игра «Кто хочет стать миллионером?» | Систематизировать знания и умения по изученному разделу. |
II Модуль «Культура речевого общения»
№ п/п | Дата | Тема | Цели | |
План | Факт Скорректированность | |||
13. | Речевой этикет | Формировать понятие речевой этикет. | ||
14. | Дружим с добрыми словами | Обогащение словарного запаса комплиментами, вежливыми словами, формировать умение говорить комплименты. | ||
15. | Юмор нас выручает | Формировать понятие юмор, умение уместно его использовать. Формировать умение анализировать свои поступки и окружающих. | ||
16. | Алло, слушаю вас! | Формировать умение вежливо разговаривать по телефону. Формировать умение анализировать поведение окружающих и свое собственное. | ||
17. | Подстригите меня, пожалуйста. | Формировать умение вести деловую беседу в парикмахерской. | ||
18. | Поздравляю с днем рождения! | Формировать умения строить высказывания с целью поздравления. | ||
19. | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | ||
20. | Выздоравливай поскорее. | Формировать умение вести беседу с больным человеком. Развивать рефлексию. | ||
21. | Коллектив начинается с тебя! | Формировать понятие коллектив, умение вести себя с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения | ||
22. | Учимся мириться | Формировать умение идти на примирение. | ||
23. | Как участвовать в дискуссии и что это такое? | Понятие дискуссия, тезис, антитезис, аргумент. Формировать представление о видах аргументов. Формировать умение участвовать в дискуссии, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения. | ||
24. | Секретные советы девочкам. Секретные советы мальчикам | Формировать умение вести себя женственно, при нарушении мужского этикета. Формировать понятие благородство, умение вести себя галантно. | ||
25. | Наши помощницы – Мимика и Пантомимика | Формировать умение использовать невербальные средства общения. | ||
26. | Составляем (дополняем) этический кодекс | Систематизировать изученные знания и умения по разделу. |
III Модуль «Культура внешности»
№ п/п | Дата | Тема | Цели | |
План | Факт Скорректированность | |||
27. | Разрешите представиться - Гигиена | Формировать понятие гигиена, формировать навыки личной гигиены. | ||
28. | Встречают по одежке… | Формировать умение различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитывать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде. Формировать представление о культуре внешнего вида. Развивать рефлексию. | ||
29. | Культура движений | Воспитывать сдержанность, спокойствие; формировать умение соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожность движения. | ||
30. | Посоветуемся с зеркалом | Формировать представления о культуре внешнего вида, об уместном использовании украшений, оценивать собственные поступки и окружающих с точки зрения моральных норм поведения | ||
31. | Составляем (дополняем) этический кодекс. Выпуск газеты «Калейдоскоп этикета» | Систематизировать изученные знания и умения по разделу. |
IV Модуль «Систематизация и закрепление пройденного материала»
№ п/п | Дата | Тема | Цели | |
План | Факт Скорректированность | |||
32. | Составляем, разгадываем кроссворды, шарады, посвященные этике | Закрепить изученные знание и умения. | ||
33. | Проект «Азбука поведения» | Закрепить изученные знание и умения. | ||
34. | Праздник веселого этикета | Закрепить изученные знание и умения. |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд | ||
1 | Галаева Н.. Вежливая сказка или этикет для детей. – Саратов: Саратовский писатель, 2011. | 1 |
2 | Лопатина А., Скребцова М.. 500 игр для детского сада, школы и семьи. – М.: ИДЛи, 2005. | 1 |
3 | Лихачева Л.С.. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред. – Урал. КН. Изд-во, 1996. | 1 |
Наглядные пособия | ||
1 | Обучающий набор «Учимся сервировать стол» | 1 |
2 | Обучающий набор «Учимся разговаривать по телефону» | 1 |
3 | Разнообразные сюжетные картинки. | 2 |
4 | Схема класса. | 5 |
5 | Карта школьной страны | 1 |
Технические средства обучения. | ||
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Колонки для компьютера | 1 |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Презентация «Сказка об Этике и Этикете» | 1 |
2 | Презентация «Будем знакомы - Гигиена» | 1 |
3 | Презентация «Правила поведения на уроках» | 1 |
4 | Презентация «Правила поведения на перемене» | 1 |
5 | Презентация «Встречают по одежке…» | 1 |
6 | Презентация «Школа вежливости». | 1 |
7 | Презентация «Секреты для мальчиков» | 1 |
8 | Презентация «Секреты для девочек » | 1 |
9 | Компьютерная игра «Кто хочет стать миллионером?» | 1 |
Использованные источники:
- Галаева Н.. Вежливая сказка или этикет для детей. – Саратов: Саратовский писатель, 2011.
- Лихачева Л.С.. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред. – Урал. КН. Изд-во, 1996.
- Лопатина А., М. Скребцова. 500 игр для детского сада, школы и семьи. – М.: ИДЛи, 2005.
- Саляхова Л.В. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.-М.:Глобус, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа "Уроки этикета"
кружок, все требования к образовательной программе...
Внеклассное занятие "Уроки этикета"
Данный проект проводится в рамках факультатива "Уроки этикета в начальной школе"Цель: Воспитание у детей нравственности и культуры поведения в разных жизненных ситуациях. Развитие коммуникативных навы...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЭТИКЕТУ " УРОКИ ЭТИКЕТА"
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ....
Открытое внеурочное занятие для 1 класса по Веселым урокам этикета. Тема: «Новый год. Главные волшебники этой сказки»
Конспект открытого занятия. Веселые уроки этикета...
Программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета" для 3 класса
Реализация учебного курса внеурочной деятельности «Веселые уроки этикета» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников через присвоение ими ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые уроки этикета"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса...