Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида
методическая разработка по теме

Швецова Зинаида Владимировна

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.

Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

Последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию  моторного развития и проявляются в следующем:

а)  нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений  и движений;

б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;

в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой  и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;

г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;

д) двигательные нарушения усиливают нарушения  артикуляционной моторики и звукопроизношения;

е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

У учащихся школы VIII вида наблюдается  замедленное,  недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой  умственной отсталостью. У многих детей  отмечаются нарушения координации движений глаз и  рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.

Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.

Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что  у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

Часто у учеников специальных (коррекционных) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.

Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма  движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.

Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.

           

Таким образом недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

В СКОУ VIII вида  существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.  

          Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.

Особенное внимание уделяется на развитие елкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во вне урочное. Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:

  1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
  2. Группа направлена на развитие координации движений;
  3. Группа развивает ловкость пальцев;
  4. Четвертая группа направлена на общее развитие мелкой моторики.

Средства развития мелкой моторики

Игры с пластилином;

Игры с конструктором, мозаикой;

Тренажеры для развития мелкой моторики;

Игры с пуговицами – пуговичный массаж:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Шнуровки;

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами

Рисование:

  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.

Игры с бумагой:

  • Складывание различных фигур;
  • Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.

Упражнения с мячами:

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Игры со счетными палочками:

  • Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»

Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью...

Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интел...

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях школы: методы и приемы.

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – вкончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тонча...

Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...