Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида
методическая разработка по теме
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_priemov_razvitiya_melkoy_motoriki_u_detey_s_ovz_v_usloviyakh_s.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Отсутствие или неполноценность представлений об окружающем сказывается на развитие речи. Слово, наполненное случайным, односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. В то же время отсутствие единства зрительного, тактильного, двигательного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.
У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.
Последнее время резко возросло количество учащихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения. Они представляют собой аномалию моторного развития и проявляются в следующем:
а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;
б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;
в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;
г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;
д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;
е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
У учащихся школы VIII вида наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. У них наблюдаются трудности в воспроизведении движений по образцу, нарушение темпа выполнения и воспроизведения, плохая дифференциация движений по времени и амплитуде. Кроме того, отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация, дети часто не могут довести начатое до конца.
Исследованием выявлены значительные нарушения моторики пальцев рук. Изучение кинестетического и динамического праксиса пальцев рук показало, что у всех учащихся отмечается снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Часто у учеников специальных (коррекционных) школ встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса, что выражается в повышении или снижении тонических рефлексов. Это, в свою очередь, ведет к застыванию умственно-отсталых детей в неудобной позе или невозможности удержать руки в определенном положении. Таким образом, нарушения двигательных навыков сложны и очень разнообразны.
Дети с умственной отсталостью испытывают значительные затруднения в формировании «алгоритма движения» в виду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.
Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребёнка играет определённую роль в замедленном развитии речи, отрицательно влияет на произносительную сторону речи.
Таким образом недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.
В СКОУ VIII вида существуют свои особенности использования различных приёмов для развития мелкой моторики воспитанников.
Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию ряда методов и приёмов по развитию мелкой моторики, способствующих преодолению психофизиологических нарушений.
Особенное внимание уделяется на развитие елкой моторики у учащихся начальной школы. Что прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях во вне урочное. Мы выделяем упражнения и игровые задания по характеру деятельности в 4 группы:
- Группа упражнений связана с распознаванием предметов;
- Группа направлена на развитие координации движений;
- Группа развивает ловкость пальцев;
- Четвертая группа направлена на общее развитие мелкой моторики.
Средства развития мелкой моторики
Игры с пластилином;
Игры с конструктором, мозаикой;
Тренажеры для развития мелкой моторики;
Игры с пуговицами – пуговичный массаж:
- Заполнить просторную коробку пуговицами.
- Перетереть пуговицы между ладонями.
- Пересыпать их из ладошки в ладошки.
- Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами:
- Пересыпать крупу
- «Отгадай, какая крупа в мешочке»
- Найти игрушку
- «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Шнуровки;
Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:
- Самомассаж тыльной стороной кистей рук
- Самомассаж ладони
- Самомассаж пальцев рук
- Упражнения с массажерами
Рисование:
- Карандашом, кистью
- Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
Игры с бумагой:
- Складывание различных фигур;
- Вырезание ножницами, склеивание различный объемных игрушек.
Упражнения с мячами:
- Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- Катать мяч по часовой стрелке;
- Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Игры со счетными палочками:
- Ученик берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- Лучше адаптироваться в практической жизни;
- Научиться понимать многие явления окружающего мира.
Еще И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .
Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
Мастер-класс для родителей и учеников на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей»
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.Считается...
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью...
Многообразие способов развития мелкой моторики у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Мелкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив», всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). У младших школьников нарушением интел...
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях школы: методы и приемы.
Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – вкончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тонча...
Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В работе с детьми с умственной отсталостью я использую следующие методы и приемы развития мелкой моторики. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики – по традиционны...