Любите ли вы театр
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню театра.
Любите ли вы театр?
Цель
- Объединить детей в творческом процессе, помочь раскрыть им интересный мир театрального искусства.
- Активизировать деятельность каждого ребёнка в поиске и передаче сценического образа с помощью разнообразных выразительных средств.
- Воспитывать готовность к творчеству.
Исполнители: учащиеся 2 «а» , 6 «а» и 10 «а» классов.
Оформление.
Маски, ленточная карусель, портрет Волкова, фотография Александринки, фотографии пермских театров, стенгазета «Знаете ли вы?».
Звучит музыка
01 Раймонд Паулс «Театр»
Вед. 1 Театр.
Вед. 2 Театр?
Вед. 3 Театр!
В театре.
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала -
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.
А.Барто
02 Звучит музыка «Бродячие артисты»
Ленточная карусель
Выходит бродячий театр.
Петрушки (2) уходят на сцену, выносят ширму.
1-й скоморох. (входя )
Мы по всей земле кочуем,
На погоду не глядим,
Где придется заночуем,
Что придется поедим.
Театральные подмостки
Для таких, как мы, бродяг -
Cвежеструганные доски,
Занавески на гвоздях.
03 Звучит «Бродячие артисты»
ПОЮТ ВСЕ
Мы бродячие артисты
Мы в дороге день за днем
И фургончик в поле чистом
Это наш привычный дом
Не великие таланты
Но понятны и просты
Мы певцы и музыканты
Акробаты и шуты.
Скоморох 1. Дорогая публика, кто сидит с утра не весел, кто до пола нос повесил? Сегодня перед вами выступят в программе: жонглеры, акробаты и танцоры.
Жонглеры демонстрируют искусство.
04 Акробаты
05 Танец
Показывается из-за ширмы только голова Петрушки.
Петрушка. Музыкант, скажи, голубчик, меня сейчас кто-нибудь спрашивал?
Музыкант. Капрал приходил за тобой, брать в солдаты, да такой сердитый!
Петрушка. Ай, батюшки! Музыкант! скажи ему, если он вернётся, что я уехал в Париж, в Тмутаракань. (Показывается капрал.)
Капрал. Я тебе покажу Париж, что ты у меня угоришь, я не уедешь в Тмутаракань, а попадешь головой в лохань, что станет жарко. Ты все шутишь, буянишь, с людьми благородными грубиянишь! Вот я тебя возьму в солдаты без срока. Живо собирайся!
Петрушка. Господин капрал-генерал! Какой я солдат, калека с горбом и нос с крючком.
^ Капрал. Врёшь. Покажи, не хитри, где у тебя горб? У тебя никакого горба нет. Зачем нагибаешься? Встань прямо.
Петрушка. Я горб потерял.
Капрал. Как потерял? Где?
Петрушка. На Трубе [На Трубе — т.е. на Трубной площади в Москве.].
Капрал. Ну, брат, не отделаешься этим. Сейчас принесу тебе ружье и стану учить солдатской науке. (Скрывается.)
Петрушка (плачет). Вот тебе и фунт меду с патокой… Музыкант, батюшка, не погуби мою головушку. Где же это видано, чтобы живых в солдаты брали! Вот так клюква с изюмом… Музыкант! Ступай за меня в солдаты! Я тебе заплачу за это!
Музыкант. А много ли дашь?
Петрушка. Хочешь гривенник с алтыном, да полушку с осьмушкой!
Музыкант. Только-то! Нет, не велик барин, сам отслужишь.
^ Капрал. Вот тебе ружье! Учись! (Подает Петрушке палку.) Смирно! Равняйся! К но-о-о-ге!
Петрушка. Недавно спать все полегли.
Капрал. Слушай команду! На плечо!
Петрушка. Что так горячо!
Капрал. Правое плечо вокруг!
Петрушка. Как хвачу тебя я вдруг! (Бьет капрала палкой.)
Капрал. Что ты делаешь, дурачина? Ты не получишь чина.
Петрушка. Чуть-чуть споткнулся, ваше скородие.
Капрал. Слушай команду! Кругом марш! Левой-правой, раз-два; левой-правой, раз-два! Шагом марш! (Петрушка идет сзади капрала и бьёт его палкой. Капрал убегает.)
2-скоморох.
Никогда не расстаются
С нами музыка и смех,
Если зрители смеются,
Значит празднуем успех
Мы приедем и уедем
Летом, осенью, зимой,
И опять приснится детям
Наш фургончик расписной.
06 «Бродячие артисты» Артисты уходят под музыку
ВСЕ.
Мы бродячие артисты,
Мы в дороге день за днем,
И фургончик в поле чистом -
Это наш привычный дом.
Не великие таланты,
Но понятны и просты
Мы, певцы и музыканты
Акробаты и шуты.
Вед. 1. Вот так с выступлений веселых скоморохов, бродячих циркачей и ярмарочных Петрушек начинался русский театр.
Вед. 2. А в 17 веке царь Алексей Михайлович открыл в Москве две театральные школы. Для иноземцев - при Посольском дворе.
Для русских – в Мещанской слободе.
Его сын, царь Петр 1, сделал театр общедоступным
Вед. 3. Родоначальником же русского театра считают Федора Григорьевича Волкова, ярославского актера, который возглавил первый публичный театр в Петербурге. Это Александринский театр, названный так в честь жены императора Николая 1.
Вед. 1. Увлечение театром было столь велико, что свои любительские театры появлялись и в учебных заведениях, и в помещичьх усадьбах, и в больших, и в малых городах.
Вед.2
Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.
Вед. 3
Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились.
Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь
с третьим звонком.
Вед. 1
Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек - артист.
07 Песня «Посвящение артисту»
И снова в темноте партер,
И мирно пыль лежит на сцене.
Рукой усталой сброшен грим,
И перед зеркалом большим
Сидит актер, обмана пленник.
В бреду придуманных страстей
Он чьи-то жизни проживает.
Чужие говорит слова,
Но по щеке течет слеза
Своя, горючая, живая.
Какой фантом влетел сюда,
И в жизнь, и в смерть огонь вселяя,
И из какой бутылки джин
Заставил верить этой лжи,
Сердца за час испепеляя.
И после третьего звонка
Иная жизнь придет обильно.
И он, актер, на малый миг
Богатых, бедных и больных
Разубедит, что зло всесильно.
И будет Свет, и будет лед,
и дикий лес, и берег дальний.
И из-за падуги Шекспир глядит
На свой несущий мир,
Увы, не зная, что реальней.
Эдуард Асадов
АРТИСТКА
Концерт. На знаменитую артистку,
Что шла со сцены в славе и цветах,
Смотрела робко девушка-хористка
С безмолвным восхищением в глазах.
Актриса ей казалась неземною
С ее походкой, голосом, лицом.
Не человеком - высшим божеством,
На землю к людям посланным судьбою.
Шло "божество" вдоль узких коридоров,
Меж тихих костюмеров и гримеров,
И шлейф оваций гулкий, как прибой,
Незримо волочило за собой.
И девушка вздохнула:- В самом деле,
Какое счастье так блистать и петь!
Прожить вот так хотя бы две недели,
И, кажется, не жаль и умереть!
А "божество" в тот вешний поздний вечер
В большой квартире с бронзой и коврами
Сидело у трюмо, сутуля плечи
И глядя вдаль усталыми глазами.
Да, ей даны восторги, крики "бис",
Цветы, статьи "Любимая артистка!",
Но вспомнилась вдруг девушка-хористка,
Что встретилась ей в сумраке кулис.
Вся тоненькая, стройная такая,
Две ямки на пылающих щеках,
Два пламени в восторженных глазах
И, как весенний ветер, молодая...
Наивная, о, как она смотрела!
Завидуя... Уж это ли секрет?!
В свои семнадцать или двадцать лет
Не зная даже, чем сама владела.
Ведь ей дано по лестнице сейчас
Сбежать стрелою в сарафане ярком,
Увидеть свет таких же юных глаз
И вместе мчаться по дорожкам парка...
Ведь ей дано открыть мильон чудес,
В бассейн метнуться бронзовой ракетой,
Дано краснеть от первого букета,
Читать стихи с любимым до рассвета,
Смеясь, бежать под ливнем через лес...
Она к окну устало подошла,
Прислушалась к журчанию капели.
За то, чтоб так прожить хоть две недели,
Она бы все, не дрогнув, отдала!
Вед. 2
Внимание! Внимание!
Открывается театральная мастерская!
Начнем занятия с того, что восстановим правильное дыхание. Садитесь все поудобнее, выпрямите спину, положите руку на живот.
Вед.3.
Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)
- Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).
- Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).
Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.
Вед. 1
А сейчас мы сделаем гимнастику для губ и язычка. Приготовились.
Для губ.
- Сомкните губы, вытяните вперед, как пяточек у поросенка; губы растянуть в улыбке, не обнажая зубов.
- Сомкнутые губы (пятачок) двигаются то вверх, то вниз; то вправо, то влево.
Для языка.
- “Уколы”. Острым язычком касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
- “Болтушка”.
Вед.2
А теперь речевой аппарат готов к работе. Но чтобы речь была четкой, яркой и понятной зрителю будущие актеры занимаются сценической речью, те есть произносят
- скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Грека руку в реку рак за руку греку цап.
- Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Ткет ткач ткани на платье Тане.
Вед. 3
И наконец, урок сценического движения.
Игра с жестами. Покажите, что услышите.
- Только в лес мы вошли, появились комары.
- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
- На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
Вед.1
Ребята, вы видите, театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой, скромной сцене – что может быть увлекательней? Не верите?
08 «Ах, этот вечер, лиловый маг...»
Музыка Максима Дунаевского
Слова Леонида Дербенева
Днем город как город, и люди как люди вокруг.
Но вечер приходит — и все изменяется вдруг,
На лица актеров кладет он таинственный грим,
И Гамлет страдает, и снова поет Лоэнгрин.
Припев:
Ах, этот вечер, лукавый маг,
Одетый вечно в лиловый фрак.
Погаснут свечи, уйдет любовь,
Но в этот вечер вернется вновь.
И вечер-волшебник запомнит нас всех навсегда,
И новые люди в далекой неведомой мгле,
Когда нас не будет, нас будут играть на земле.
Припев.
В театре для детей
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из длинного колодца –
Невидимо для глаз –
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Пискливым голоском –
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все эту сказку знали –
О рыбке золотой, –
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат –
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят. ВМЕСТЕ
С.Я.Маршак
ВЕД. 2.
Ребята, вы знаете, какие бывают театры?
(оперы и балета, оперетты, драматические …)
Вед. 3
Ребята, посмотрите на фотографии, вы узнаете пермские театры?
В каких из них вы бывали? Что смотрели?
Вед.1
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать,
Всё, что на свете человечно.
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
09 музыкальная пантомима «Волк и семеро козлят»
ВЕД.3
Что за прелесть эти сказки!
Волшебство и вдохновенье!
Сколько в них душевной краски,
Силы, мудрости, ученья!
Сказка «Кому горшок мыть»
Автор.
За высокими горами,
За зелеными лесами,
Не на небе, на земле
Жил старик с женой в селе.
Целый день в делах старуха,
А старик не чешет уха.
На завалинке сидит,
Балалаечкой бренчит.
Старик.
Тренди-бренди
Тренди-брень...
Старуха.
Дед, бренчать тебе не лень?
Старик.
Тренди-бренди,
Тренди-брень...
Старуха.
Так бренчит вот целый день...
(Вздыхает, обращается к старику.)
Хватит уж, садись обедать!
Старик.
Кашки мне не грех отведать
( Садятся за стол, едят кашу).
Старуха.
Каша славная была,
Прибирайся со стола
Нынче очередь твоя,
Кашу-то варила я!
Так что мой горшочек смело.
Старик.
Не мужичье это дело.
Мыть горшок не стану я,
Значит, очередь твоя.
Старуха.
Слушай, дед, давай играть.
Будем мы с тобой молчать,
Кто вперед заговорит,
Тот горшок и будет мыть.
Старик.
Я согласен, так и быть,
Прекращаем говорить.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы молчать...
Старики молча садятся на лавку, в комнату вбегают их в н у ч к и.
Настя.
Здравствуй, бабушка-
Старуха молчит, девочка удивляется. ...
И дед!
Катя.
Что у вас тут на обед?
Да у них обеда нет!
Печь не топлена, гляди,
И в кадушке нет воды,
А в хлеву мычит корова.
Что случилось тут такого?
Девочки догадываются, в чем дело, подмигивают друг другу.
Настя.
Видно, спят они тут сладко.
Катя, глянь, какая шапка!
Снимает с головы старика шапку, отдает Кате.
Катя.
А какая балалайка! На-ка, Настя, поиграй-ка!
Настя берет балалайку.
Настя.
На очки, Катюша, глянь!
Вещь хорошая, не дрянь!
Снимает со старухи очки и надевает их Кате.
Ты, Катюша, в них — красотка,
Хоть висят до подбородка.
Старики молчат из последних сил.
Катя.
Что б еще тут, Настя, взять?
Погляди-ка на кровать...
Настя.
Это ж дедова дубленка
С прошлогоднего теленка.
Катя. Нам дубленочка сгодится.
Н а с т я. А не будет дед сердиться?
Катя. Пока спят они — мы в дверь...
Старик.
Нет уж, не смолчу теперь!
Выхватывает из рук Насти свой тулуп.
Что б тулупчик свой отдать?
Нет! Такому не бывать!
Настя. Не возьмем уж, так и быть.
Старуха. Старик, вставай горшочек мыть!
Старик. Проиграл, придется мыть...
Моет горшок.
Старуха.
Значит, так тому и быть!
Все весело смеются.
Настя. Сказка — ложь, да в ней — намек,
Катя. Всем, кто слушал нас — урок!
Старик. Лень нам с вами не дружок!
Старуха. Что, старик, помыл горшок?
Вед. 2
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
10 Мистическая музыка
Вурдалак
На первом плане слева кусты и справа кусты. Посреди сцены покосившийся крест. На втором плане ночное кладбище, освещенное полной луной. Вдалеке раздается протяжный вой и другие зловещие звуки. Из-за кулисы вылетает Нетопырь и садится посреди сцены.
Нетопырь
Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Из-за кустов слева выходит Ваня.
Нетопырь пролетает прямо у него над головой и скрывается за кулисой. Ваня в ужасе машет руками.
Вдалеке снова раздается протяжный вой. Ваня боязливо оглядывается по сторонам и делает несколько шагов вперед.
За его спиной со зловещим хохотом появляется Призрак. Ваня оборачивается, но Призрак исчезает и снова появляется за его спиной. Так несколько раз. Ваня идет дальше, Призрак за ним.
Призрак
Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.
Призрак с хохотом исчезает. Ваня оборачивается, но никого нет. Из-за кустов справа доносится ворчание и чавканье. Ваня останавливается и прислушивается.
Ваня
Чу!
Чавканье становится громче, куст шевелится. Ваня дрожит.
Ваня (в ужасе)
Спаси - не выдай, Боже!
Невезучий я бедняк!
Это верно кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной,
Я с молитвою не съем.
Ваня падает на колени, крестится, бьет поклоны и пихает в рот землю горстями.
Ваня (испуганно молится)
Боже! Господи Исусе!
Иж еси на небеси!
Коль упырь меня отпустит,
Ты взамен, что хошь проси:
Все свои раздам обновы,
Сам жить буду в нищите,
В хате приючу больного
И женюсь на сироте!
Ваня подымается с колен и оглядывается. Вокруг всё спокойно. Ваня выдергивает покосившийся крест.
Ваня (неуверенно)
Может это хоть немного
Защитит меня от зла…
Из-за кустов снова доносится громкое чавканье.
Ваня (собираясь с духом)
Ну, как говорится, с Богом!
Эх, была да не была!
Ваня, выставив крест перед собой, решительно направляется к подозрительным кустам и раздвигает их. Раздается рычание и на него с громким лаем выбегает шавка. Рассерженный Ваня бегает за ней по сцене, стараясь огреть ее крестом. Побегав туда-сюда, они скрываются за кулисой. Посреди сцены появляется Призрак.
Призрак (весело)
Никакого вурдалака!
Рядом с Призраком появляется Нетопырь.
Нетопырь
Вы представьте Вани злость!
Испугался он собаки,
Что во тьме глодала кость!
Нетопырь и Призрак зловеще хохочут и исчезают.
ВЕД. 1.
Коль спектакль завершился,
Слышно: «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…(АПЛОДИСМЕНТЫ!)
Вед. 2
Годы проходят,
Но не беда.
Театр не мода -
Вечен всегда.
На столе в гримерной парик лежит,
Все волненьем дышит.
Театр - жизнь.
Вед. 3
Театр! Как много значит слово
Для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Вед. 1
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слезы льем...
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чем!
Вед.2
Забыв про возраст, неудачи,
Стремимся мы в чужую жизнь
И от чужого горя плачем,
С чужим успехом рвемся ввысь!
Вед.3
В спектаклях жизнь как на ладони,
И все откроется в конце:
Кто был злодеем, кто героем
С ужасной маской на лице.
Вед. 1
Театр! Театр! Как много значат
Для нас порой твои слова!
И разве может быть иначе?
В театре жизнь всегда права!
Друзья, благодарим за внимание.
11 скрипачи Раймонд Паулс «Театр»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."
Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина) и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"
На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....
«Любить природу - значит любить Родину».
Открытый урок – проект по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов во 2-м классе....
Исследовательская работа "А вы любите театр?"
Подготовили материал ученицы МБОУ "СОШ №4" Игнатьева Карина, Редрова Виктория...
Игра «Любите ли вы театр?»
Методическая разработка мероприятия для детей младшего школьного возрастаЦель: обобщение и закрепление детьми знаний, полученных ими во время посещения различных театров Санкт-ПетербургаЗадачи:си...
Внеурочная деятельность в 3 классе. "Мы любим театр"
Любимый предмет внеурочной деятельности моих учащихся - это театр. Ребята с большим удовольствием участвуют в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей. Приобретают опыт...