Исследовательская работа "А вы любите театр?"
проект по чтению (3 класс)
Подготовили материал ученицы МБОУ "СОШ №4" Игнатьева Карина, Редрова Виктория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 338.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название темы работы |
«А вы любите театр?» |
Номинация | «Моя малая родина» (история, краеведение, мировая художественная культура) |
Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов) | Редрова Виктория Евгеньевна Игнатьева Карина Ивановна |
Фото автора (коллектива авторов) размером 5х4 см | |
Территория, населенный пункт | Красноярский край г. Назарово |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ «СОШ №4» |
Класс | 3А |
Место выполнения работы | МБОУ «СОШ №4» |
Руководитель | Борисова Алена Андреевна |
e-mail, контактный телефон | garmatina.alena@mail.ru, 89831683606 |
Введение
Пальчиковый театр
Продуктом нашей последней работы стала пальчиковая кукла. Было много планов продолжить работу. И одну задумку мы решили воплотить в реальность. В нашей школе частыми гостями являются ребята посещающие детский сад.
Было принято решение создать пальчиковый кукольный театр.
Проанализировав работу, у нас возникло много вопросов:
- Что такое театр?
- Когда и где появилась первый театр?
- Какие театры были раньше, и какими театрами могут удивить нас в наше время?
- Участники театра?
Проблема исследования: Интересны ли современным детям постановки кукольного театра?
Основная гипотеза исследования:
Театр кукол – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ.
Актуальность исследования: заключается в том, что в современном мире большее предпочтение отдается телевидению, компьютеру, все меньше остается времени на общение друг с другом.
Предмет исследования - пальчиковый театр и профессия актёра – кукловода.
Объектом является – театр.
Цель исследования: Мы решили проследить «жизнь» театра в разные исторические времена, приобщить детей к театральному искусству путем создания театра кукол своими руками и организация театральной постановки.
Задачи исследования:
- расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
- способствовать развитию умений шитья при изготовлении кукол, сделать ширму и декорации для спектакля;
- совершенствовать речь путем активизации словаря, совершенствования звуковой культуры речи, улучшения грамматического строя речи, развития диалогической речи, формировать навыки театральной речи;
- развивать творческие способности;
- показать театральную постановку;
Практическая значимость работы:
Мы узнали много интересного о кукольном театре и можем этой информацией поделиться с друзьями, родственниками, а также создать свой домашний театр. Это может стать ещё одним нашим новым увлечением.
Были использованы следующие методы:
- беседа;
- рассказ;
- наблюдение;
- изучение энциклопедической и другой литературы;
- поиск информации в интернете;
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное), упражнения по дикции;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Перспективы развития проекта:
Перспективой проекта является дальнейшая работа над созданием новых кукол, сочинением сказок и их постановкой перед различной аудиторией.
Основная часть
История происхождения театра.
Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёров перед публикой.
Типы театра.
Драматический театр, театр комедии, театр оперы и балета, кукольный театр.
Нас интересует кукольный театр.
Из истории кукольного театра.
Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров (или наряду с актёрами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществлёнными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племён. Ритуально-обрядовая – самая древняя форма кукольного театра. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма.
В средние века появились куклы-марионетки. Свое название они получили от фигурки божьей матери. Марионетка – это кукла, которая двигается с помощью нитей. Кукольное искусство появилось сначала в Древнем Египте, а затем распространилось в Древнем Риме и в Древней Греции. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в XVI веке. Кукольники вели бродячий образ жизни.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.
Типы театров кукол
На сегодняшний день существует три наиболее распространенных вида театров кукол:
театр верховых кукол, которыми кукловод управляет снизу (перчаточные, тростевые, куклы на гапитах);
театр низовых кукол, более известных как куклы-марионетки;
театр срединных кукол, управляя которыми, кукловод находится на одном уровне с куклой.
Виды театральных кукол
Кукол огромное множество самых разнообразных
- Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
- Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
- Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготовляется теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
- Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.
- Гапитно-тростевая кукла
- Кукла на тростях — получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
- Пятачковая кукла
- Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая "умеет ходить" по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
- Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
- Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
- Ростовая кукла
Подробнее остановимся на некоторых видах:
- ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ: ПЕРЧАТОЧНАЯ управляется кистью кукловода.
- ТРОСТЕВАЯ управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей.
- ПАЛЬЧИКОВАЯ управляется пальцами кукловода
- МАРИОНЕТКИ: лёгкая тростниковая кукла, управляется с помощью нитей, закреплённых на специальном «коромысле». Сценическая площадка называется платформой, находится на уровне глаз зрителя.
- ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ: плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол. Например, Индонезийский теневой театр ваянг-кулит.
- КУКЛЫ ВЕЛИКАНЫ: используются в уличных представлениях. Часто имеют большую голову, передвигаются на ходулях. Непосредственные участники праздника масленицы – волк, коза, журавль.
- КУКЛЫ-АВТОМАТЫ: это – механические куклы, «оживление» которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т.д. Известны и куклы (например, китайские) которые кувыркаются сами собой от помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести куклы. Подобные куклы-автоматы используются, например, в спектаклях «Три толстяка» Ю.Олеша (кукла наследника Тутти) или «Соловей» Г.-Х.Андерсена. Однако в целом возможности применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
История театра кукол в России.
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.
В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте.
Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом).
21 марта — Международный день театра кукол
Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года.
Практическая часть
Выбор сказки для постановки.
В процессе работы над проектом мы узнали много о театре кукол. Вот наконец-то приступим к самому интересному – созданию собственного театра кукол. Мы выбрали пальчиковых кукол. Для начала надо было решить, какую сказку мы будем ставить в нашем театре. Выбрать было нелегко, так как сказок очень много, а мы только начинающие артисты. У нас были готовы несколько пальчиковых кукол. Решено было взять сказку «Колобок» в стихах.
Распределение ролей.
Всем хотелось попробовать себя в роли актёра-кукловода, но роли достались не всем. Мы договорились, что это будет не одна постановка и все по очереди поучаствуют в разных спектаклях.
Изготовление кукол, декораций.
Теперь наступил немаловажный момент изготовления кукол (недостающих персонажей) и декораций для сказки. Здесь всем пришлось проявить много терпения, трудолюбия и научиться работать сообща. Наших помощников-одноклассников мы научили делать пальчиковых кукол из фетра.
Декорации создавали совместно, учитывались пожелания и советы каждого участника.
Репетиционная работа
Итак, роли распределены, персонажи готовы, слова выучили, можно начать репетировать. Процесс репетиций также сложен и труден. Обидно, если кто-то подводит и забывает свои слова сказать вовремя и приходится репетировать ещё раз. Здесь важно дружно работать всем и тогда получается замечательный спектакль.
Выступление перед зрителями.
Наконец-то наступил долгожданный день выступления перед зрителями – это был очень волнующий и ответственный момент. Нашими первыми зрителями стали ученики 1 «а» класса, большинство ребят впервые увидели пальчиковых кукол, им было интересно наблюдать за ними, хотя герои, казалось, были всем знакомы.
Второе выступление было в старшей группе детсада, эти малыши на следующий год пойдут в 1 класс.
После выступлений перед зрителями было приятно услышать аплодисменты и похвалу от учителей в свой адрес, но с чувством радости было и чувство усталости, стало понятно, что не так уж легко быть артистом.
Вывод:
Соприкоснувшись вплотную с театром, понимаешь, чтобы спектакль выглядел как нечто интересное, прекрасное, волшебное, чтобы представление понравилось зрителям, надо приложить для этого немало усилий.
Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале исследовательской деятельности – достигнута.
Но мы думаем продолжить заниматься театральной деятельностью и попробуем сделать новых кукол для другого спектакля, где наши одноклассники, которые в этот раз не приняли участия в спектакле, также попробуют свои силы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я люблю, ты любишь, мы любим."
Методическая разработка посвящена праздникам католического (День Святого Валентина) и православного мира (День памяти святых Петра и Февронии)....
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Сценарий нравственного классного часа "Я люблю, ты любишь, мы любим"
На классном часе обсуждали с ребятами о значении любви в жизни человека, о том, как завоевать любовь родителей....
Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик
С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд,...
«Любить природу - значит любить Родину».
Открытый урок – проект по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов во 2-м классе....
Любить народную культуру – значит любить Родину.
Статья о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения через совместную деятельность школы и музея....
Первый урок. Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите.
Конспект первого урока 2017/2018 учебного года в 1 классе...