Открытый урок в 1 «а» классе по теме «Дядя Стёпа Михалков» (к 100-летию С.Михалкова)
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Газизова Светлана Эдуардовна

Тема: «Дядя Стёпа Михалков» (к 100-летию С.Михалкова)
Цель: создать приятную эмоциональную атмосферу при общении с поэзией.
Форма урока: литературный утренник.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: доска, книжная выставка, раздаточный материал.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок 1 «а» класса

Учитель: Газизова С. Э.

Конспект урока.

Тема: «Дядя Стёпа Михалков» (к 100-летию С.Михалкова)
Цель: создать приятную эмоциональную атмосферу при общении с поэзией.
Форма урока: литературный утренник.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: доска, книжная выставка, раздаточный материал.

Ход урока.

1 этап. Мотивация.

Педагог : Ведущий:
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «каланча»,

По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

И в Америке,
И в Европе,
И в Нью-Йорке,
И в Конотопе
Твердо знают люди одно –
Если шлешь письмо
Дяде Степе –
К Михалкову придет оно.

«Почему» - спросите вы. Да потому что именно Сергей Владимирович Михалков придумал этот стихотворный рассказ о Дяде Степе.
13 марта в 2013 году С.В.Михалков отмечает свой юбилей, ему исполнилось 100 лет. . Он очень похож на своего героя Дядю Степу, добродушного, сильного, заботливого

2 этап: Объяснение нового материала. 

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с творчеством писателя и с его произведениями.

Сергей Михалков - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.
Впрочем, только ли поэт Михалков. За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.
Это: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. Даже сказку «Три поросенка» первым на русский язык пересказал Михалков.

А ведь кажется, что она существует вечно.
Если бы собрать воедино все, что он написал, то его бы книги заполнили большую книжную полку.
Вот и на нашей книжной полке представлено несколько книг.
Стихи Михалкова такие радостные, сердечные. То они безудержно веселые, то иронично – лукавые, то шутливые, то серьезные, но всегда они сохраняют неповторимую подлинность ребячьей интонации.
Вот как писатель говорит о себе: «Иногда мне кажется, что я ничем не отличаюсь от вас мои юные друзья, - так мне хочется поозорничать и подурачиться, попрыгать на одной ноге или погонять во дворе мяч. Может быть поэтому я и пишу веселые стихи для детей?» Как это, например.

Поиграем-угадаем!
(Игралочка)

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?...
Индюк

Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или … кто?...
Собака

Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как кто?...
Кошка

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, там – опята.
Ну а это, на полянке,
Ядовитые … Что? …
Поганки

Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите. –
Обожаем поваров!
Ненавидим… Кого?...
Докторов

То, что я сказал вам, - тайна
Догадались вы случайно.
Это был большой секрет…
Но от вас секретов нет!

Библиотекарь:

Сергей Михалков способен по-детски удивляться жизни и заражать своей радостью детей. Он похож на человека, охваченного безудержным желанием немедленно рассказать другим обо всем, что интересно ему самому.
Он всегда говорит о главном. О дружбе и доброте. О любви к жизни, к человеку, к миру, Родине.
За свою долгую жизнь Сергей Владимирович Михалков получил много наград и званий. Но среди них есть такой редкий, как Орден Улыбки.
Вот как говорил Михалков об этом ордене:
«Орден Улыбки. Я им очень горжусь. Его вручали мне в Центральном детском театре – на подносе с розой и кубком, а в нем лимонный сок. Президент Ордена сказал: «Пейте, Михалков, посмотрим, как будет вести себя Кавалер Ордена Улыбки». Я выпил кубок залпом. Рот до ушей и тут же экспромтом продекламировал:

Нет, вы не сделали ошибки,
Что присудили Орден мне.
Я буду с Орденом Улыбки
Трудиться для детей вдвойне».

Что ж, Сергей Владимирович сдержал свое слово. И сейчас мы приглашаем вас в Михалковград, на встречу с героями произведений Сергея Владимировича.

Дети показывают сценку по стихотворениям С.Михалкова «А что у вас?», «Дядя стёпа».

3 этап: Итог урока.

Итак, заканчивая наш урок, подведём итоги. Сегодня мы вспомнили стихи С. Михалкова. Посмотрим, как вы запомнили то, о чём говорилось на уроке.

Учитель предлагает ребятам отгадать кроссворд по стихотворению С. Михалкова «Дядя Стёпа».


За какую команду выступал дядя Степа на конькобежных соревнованиях? / Динамо
2. 3. «Что случилось?
Что за крик?
- Это тонет ученик!» …
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас».
Имя (2) и фамилия(3) утопающего. /Вася Бородин
4. «Знают все, что дядя Степа
Был когда-то…» Кем? / Моряком
5. Воинское звание дяди Степы, когда он служил на флоте? / Старшина
6. В качестве кого выступал Егор на соревнованиях? / Штангист
7. «Нам ребята рассказали,
Что Степана с этих пор
Малыши в Москве прозвали:
Не «Маяк», а …»? / Светофор
8. «Но зато на стадион
Проходил бесплатно он». Почему? / Чемпион
9. «Дайте мне такую маску,
Чтоб никто не узнавал!». Куда пришел дядя Степа? / Карнавал

Биография

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 года в Москве в семье учёного -птицевода В. А. Михалкова. Сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова, Некрасова были первыми любимыми книгами будущего поэта. Позже отец познакомил его со стихами Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного, которые оказали большое влияние на первые детские стихотворные опыты Сергея Михалкова.

 В 1928 году в журнале "На подъёме" (г. Ростов-на-Дону) появилось стихотворение Михалкова "Дорога". В эьи же годы он печатается в краевой газете "Терек".

 В 1930 году семнадцатилетний Михалков приезжает в Москву. Но литературный заработок не давал ему возможности существовать самостоятельно, и до двадцати лет юноша переменил несколько профессий.

 С 1933 года стихи Михалкова стали печататься в "Правде", "Известиях", "Комсомольской правде", "Вечерней Москве". Первый сборник его стихов был выпущен в библиотечке "Огонька". Всё больше стало привлекать поэта творчество для детей. На стихи, написанные Михалковым для детей, обратил внимание С. Маршак.

 С первых дней Великой Отечественной войны Михалков был на фронте. Там он тоже писал стихи. Но это были стихи-бойцы. Они сражались и приближали день победы.

 После войны Михалков вернулся к поэзии для детей. Сергей Михалков работает во всех литературных жанрах кроме романа. Любовь к театру привела поэта к драматургии. Первая его пьеса "Том Кенти" по мотивам повести Марка Твена "Принц и нищий" Дя детей Сергей Михалков написал пьесы "Коньки", "Особое задание", "Смех и слёзы", "Красный галстук", "Зайка-зазнайка", "Забытый блиндаж" и другие пьесы.

 За особые заслуги в развитии детской литературы С. В. Михалков награждён Почётным дипломом Международного жюри по присуждению премии имени Ханса Крисьиана Андерсена и медалью Алекса Веддинга. Писателю присвоено звание Героя Социалистического труда. За поэтические произведения для детей младшего возраста он удостоен Ленинской премии.

  Неподражаемые интонации простодушия, ребяческой обаятельности звучат в стихах Михалкова. Просто и радостно видят дети жизнь. Напимер в юмореске "Кораблики", детская игра, перенесённая поэтом в строки стихотворения, радует малышей комизмом ситуаций.

Взад-вперёд по сколькой палубе

Ходит мокрый капитан,

Взад вперёд по мокрой палубе

Ходит чёрный таракан.

Читая книги Михалкова детской аудитории, убеждаешься, какое очарование кроется для ребят в его "складных, смешных" стихах.

 Стихотворение "Комар-комарец" с его рифмами, звучащими легко и шутливо: "аптек-кукареку", "петушок-гребешок", "бок-промок" - соединяет в себе частушечный задор и сказочность.

  Для Михалкова нет мелких тем в детской жизни. Пэт умеет разговаривать шуткой, показать мир образно, таким, каким он видится детям. О сложном поэт говорит просто, но ни одно его слово не пропадёт для ребёнка даром. 

  У каждого литературного героя, пленившего сердце читателей, есть свой секрет обаяния. Добр и весел детский любимец дядя Стёпа из трилогии "Дядя Стёпа", "Дядя Стёпа - милиционер", "Дядя Стёпа и Егор". В непосредственности и добродушии главный секрет обаяния героя. Отношение дяди Стёпы к людям определяется по-детски беззаветной верой в торжество добра. Дядю Стёпу узнали и полюбили ребята из разных стран, потому что стихи про него так всем понравились, что их перевели на многие языки.

ОДНА РИФМА.

Шёл трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нём сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо. 

 

Он сидит на лучшем месте-

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой;

Он собрался на каток.

 

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд.

Николай сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

 

Вот вагон остановился

Возле самого катка,

И из этого вагона

Вылезает пионер.

 

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела -

Место занято другим.

 

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка. 

 

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд.

Валентин сидит скучает,

Бабка рядышком стоит.

 

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

- Старость надо уважать! 

 

"В доме восемь дробь один, у Заставы Ильича..." КТО ИЗ РЕБЯТ НЕ ЗНАЕТ ЭТОГО АДРЕСА? Ведь по нему поэт Сергей Михалков "прописал" свою сказку-быль. Ведь там провёл юные годы тот, кто на всю жизнь вошёл в нашу память, - знаменитый дядя Стёпа.

 Дядя Стёпа - по фамилии Степанов и по имени Степан - обыкновенный гражданин необычайно высокого роста. Но в глазах восторгающихся им человечков дошкольного возраста, которые ещё так недавно чувствовали себя как дома в мире сказок, этот "из районных великанов самый главный великан" приобретает непомерные, сказочные очертания. Однако в отличие от старых сказок, в которых страшные и злые великаны поедали попавших в их лапы детей, дядя Стёпа великан добрый. Ему ничего не стоит, пользуясь своим ростом и силой, снять бумажного змея, запутавшегося в телеграфных проводах: освободить голубей, запертых на чердаке загоревшегося дома; остановить, протянув, как семафор, длинную руку, поезд у размытого дождями железнодорожного полотна и спасти от гибели сотни людей; вытащить из реки тонущего школьника. А когда его хотят как - то наградить: "Попросите что угодно, - дяде Стёпе говорят", он спокойно и решительно отвечает: "Мне не нужно ни чего - я задаром спас его". И всё это доброе и хорошее, что совершает дядя Стёпа, он делает так легко и непринуждённо, что чувствуешь: поступит по-иному попросту невозможно, не положено человеческой природе. И так же естественно, что "все любили дядю Стёпу, уважали дядю Стёпу", что "был он самым лучшим другом всех ребят со всех дворов".

 Добрыми и весёлыми глазамисвоего дяди Стёпы умеет глядеть на мир и показывать его в своих стихах поэт Сергей Михалков. Подобно дяде Стёпе, он чувствует себя совсем своим в мире детей. Как никто, он умеет войти в их ещё детские, но такие для них значительные чувства и мечты, в их тревоги и заботы, радости и огорчения. 

ДЯДЯ СТЁПА - МИЛИЦИОНЕР. (отрывки)

 "Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком.

 

Что давно когда-то жил он

у Заставы Ильича.

И что прозвище носил он:

Дядя Стёпа-Каланча.

 

И сейчас средь великанов,

Тех, что знает вся страна,

Жив-здоров Степан Степанов -

Бывший флотский старшина.

 

Он шагает по району

От двора и до двора,

И опять на нём погоны,

С пистолетом кобура.

 

Дядю Стёпу уважают

Все, от взрослых до ребят.

Встретят взглядом провожают

И с улыбкой говорят:

 

Да -а! Людей такого роста

Встретить запросто не просто!

Да-а! Такому молодцу

Форма новая к лицу!

Если встанет на посту,

Все увидят за версту!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных

Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого  характера, способствующих ра...

Открытый урок математики 3 класс, по программе М.И. Моро, УМК «Школа России» Урок № 46 Сводная таблица умножения. .

Открытый урок математики в З классе (с презентацией) по теме "Сводная таблица умножения" Сценарий урока разработан по известному мультфильму "Приключение кота Леопольда". Следуя за сюжетом дети на уро...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь.  Набирайтесь ума....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВО 2 КЛАССЕ ТЕМА: «МОДЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.2.Развивать навыки выразительного чтения.3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.4. Учить подробно пересказывать художес...

Открытое мероприятие в 1 классе «Лучше нет родного края», посвященное празднованию 70-летия Тюменской области

Данное мероприятие может быть использовано на занятиях  внеурочной деятельности для формирования представлений учащихся о Родине, малой родине, воспитания чувства уважения, гордости, па...

Открытый урок .Тема «..Ещё я долго буду петь…» Литературный журнал к 120 летию рождения С.А.Есенина.

Данный урок внеклассного чтения расширяет и углубляет знания детей о Есенине, а главное -систематизирует знания и фокусирует навыки-действия учащихся, полученные ими ранее при работе над есенинскими и...

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...