Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
материал по теме

Дрожжина Наталия Викторовна

Программа предназначена для заместителя директора по воспитательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_duh.nrav_._vospitaniya.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

в с. Новокленское Первомайского района Тамбовской области

 

Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи

Не забывайте рода своего, прошлого своего,

 изучайте своих дедов и прадедов

 работайте над закреплением их памяти.

П.А. Флоренский

          Сегодня особую тревогу у государства и общества вызывает психическое и духовное здоровье нации. Размытые и искаженные духовно- нравственные ориентиры  в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Сельская школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства.

       Духовно-нравственное воспитание  является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта. Программа определяет цели, задачи и направления организации духовно- нравственного воспитания в системе образования и культуры, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, церкви,  учреждений культуры, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем. 

Цели программы:

-формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности;

-формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения, утверждение в молодежной среде духовно-нравственных и гуманистических ценностей, укрепление гражданского мира и согласия, предупреждение возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

-приобщение к ценностям традиционной отечественной культуры;

-формирование единого культурного пространства, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Тамбовской области;

Задачи программы:

-оказать влияние на гармоничное духовное развитие каждой личности через просветительскую деятельность учреждений образования и культуры, церкви;

-противодействовать деятельности тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья детей и молодежи;

-возрождать и сохранять духовно-нравственные традиции семейных отношений, формировать ориентации на вступление в брак, возрождать исторических традиций  семьи;

-совершенствовать системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания населения.

Ценностные установки и базовые национальные ценности:

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации  являются базовые национальные ценности:

  • патриотизм - любовь к Родине,  своему народу, малой родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие  культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 

Основные  направления  развития и воспитания

    Организация духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  •  Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость,  забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость, трудолюбие;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Основные принципы  духовно-нравственного развития
и воспитания

   В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания населения и организуемого в соответствии с ней уклада  жизни лежат следующие принципы:

  • Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания помогает молодежи построить  собственную систему ценностных отношений.
  • Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение молодого поколения со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими взрослыми.  Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, а предусматривает его организацию средствами равноправного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения  с другими людьми.
  • Принцип полисубъектности воспитания. Наше население сегодня включено в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Программа предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (при ведущей роли школы)  должна быть согласована.
  •  Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В ходе реализации программы каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для решения воспитательных задач подрастающее поколение вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

 - общеобразовательных дисциплин;

 - произведений искусства;

- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

 - духовной культуры и фольклора народов России;

 - истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

 - жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

 - общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

- других источников информации и научного знания.

Духовно-нравственное развитие и воспитание молодёжи, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающий, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой, бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Основное содержание  духовно-нравственного

развития и воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 - элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

 - представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

 - элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

 - элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

 - интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

 - уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

 - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; 

 - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

 - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

 - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;

 - стремление активно участвовать в делах  школы, семьи, своего села, района;

 - любовь к образовательному учреждению, своему селу, району, народу, России;

 - уважение к защитникам Родины;

 - умение отвечать за свои поступки;

 - негативное отношение к нарушениям порядка  на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 - первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

 - различение хороших и плохих поступков;

 - представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на  природе;

 - элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

 - уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

 - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

 - бережное, гуманное отношение ко всему живому;

 - знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

 - стремление избегать плохих поступков, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

 - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

 - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 - первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

 - уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарные представления об основных профессиях;

- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

 - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

 - умение соблюдать порядок на рабочем месте;

 - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу, личным вещам;

 - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, сверстников;

 - элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и  коллектива);

 - элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 - знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

 - интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

 - первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

 - первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

 - отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

 - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

 - ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

 - элементарный опыт природоохранительной деятельности;

 - бережное отношение к растениям и животным;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 - представления о душевной и физической красоте человека;

 - формирование эстетических идеалов, «чувства прекрасного», умение видеть красоту природы, труда и творчества;

 - интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

 - интерес к занятиям художественным творчеством;

 - стремление к опрятному внешнему виду;

 - отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Виды деятельности и формы занятий с детьми и молодёжью

  • уроки ОРКСЭ, внеурочная деятельность, кружок дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовщины»;
  • беседы, чтения книг; беседы с психологом, социальным педагогом;
  • экскурсии; экскурсии в места богослужения;
  • добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;
  •  просмотр  кинофильмов;
  • путешествий по историческим и памятным местам;
  •  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания;
  •  творческие конкурсы, фестивали, литературно-музыкальные композиции; семейные праздники;
  •  проведение классных часов;
  • участие в социальных проектах и мероприятиях;
  • подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания;
  • спортивные соревнования;
  • встречи с ветеранами и военнослужащими;
  •  народные игры,
  • участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;
  • - посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  • работа творческих и учебно-производственных мастерских;
  • трудовые акции;
  • природоохранительная деятельность (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.);
  • участие в художественном оформлении помещений.

                                     

Ожидаемые результаты программы:


- повышение образовательного и культурного уровня детей и молодёжи, укрепление института семьи;

- снижение криминогенной ситуации;

-увеличение доли совместных мероприятий просветительской деятельности и проектов в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, проводимых всеми заинтересованными структурами;

-увеличение числа благотворительных акций, направленных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-восстановление социальных ценностей семьи и брака, повышение престижа отцовства и материнства;

-повышение удельного веса детей и молодежи, принимающих участие в областных и всероссийских мероприятиях духовно-нравственной направленности;

-повышение  уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной истории и культуры;

-усиление  внимания общественности к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

-активизация  деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения.

Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы:

                                                   

  1. Храм Иоанна Богослова в с. Новокленское;
  2. Администрация Новокленского сельсовета;
  3. Новокленская сельская библиотека;
  4. Новокленский фельдшерско-акушерский пункт;
  5. МУ «Новокленский центральный сельский Дом культуры».

Формы взаимодействия в рамках программы:

  1. Мероприятия духовно-нравственной направленности;
  2. Беседы, лекции, круглые столы;
  3. Экскурсии в храмы района, по православным местам Тамбовской области;
  4. Конкурсы, спортивные соревнования, семейные праздники;
  5. Православные праздники;
  6. Социально-значимые дела: шефская работа, благоустройство территории села, участие в строительстве храма и т.д.

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2012 г – декабрь 2012 г)
  •  Проанализировать работу и результаты по нравственному  воспитанию населения, выявить проблемы.
  • Наметить план для начального этапа осуществления программы.
  • Разработать материал для проведения различных  мероприятий.

2.   Основной этап (январь 2013 г –  май  2017 г)

  • Организация методической работы с работниками учреждений образования, культуры и здравоохранения по духовно-нравственному развитию и воспитанию населения.
  • Реализация программы.

3.Заключительный (август 2017 г)

                                        Ресурсное обеспечение программы

Вид ресурсов

Перечень действий

Информацион

ные

Спланировать рекламно – разъяснительную работу по духовно – нравственному развитию  среди детей и молодёжи

Кадровые

Назначить ответственными за реализацию программы заведующую филиалом МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Новокленское Дрожжину Н.В.

Создать инициативную группу  для реализации программы.

Привлечь к воспитательному процессу  священнослужителей.

Нормативно-правовые

Утвердить программу духовно-нравственного развития детей и молодежи на педсовете школы.

Программно- методические

Сделать подборку литературы в ОИБЦ и медиатеку по духовно – нравственному развитию (библиотекари  Л.Н.Игумнова, С.Н.Толмачева)

Критерии эффективности реализации программы

  • Формирование созидательной нравственной позиции учащихся, основанной на принципах национальной духовной культуры.
  • Умение и желание проектировать, строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.
  • Совершенствование духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания.

  • Знание родословной своей семьи.

Циклограмма  мероприятий в рамках реализации

программы



Сентябрь

Районный легкоатлетический кросс «Кросс нации»

День здоровья

Классные часы  «О вреде курения»

Школьный этап Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие»

Школьный конкурс творческих работ «Подвиг души и духа»

Мероприятия, посвященные Дню пожилых людей



Октябрь

Экскурсии в храмы района

Беседа с медсестрой «Грипп и его профилактика»

Встреча со священнослужителем

Мероприятия, посвященные Дню народного единства



Ноябрь


Мероприятия, посвященные Дню матери

Муниципальный этап Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры

Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

Акция «Забота»

Участие в областном семинаре «Духовно-нравственное воспитание»



Декабрь

Конкурс «Красота Божьего мира»

Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада  «Наше наследие»

Акция  милосердия «Доброта спасёт мир»

Региональный конкурс православных видеофильмов «Божий мир глазами детей»

Беседа с медсестрой «Как влияет алкоголь и курение на здоровье?»

Мероприятия, посвященные Новогодним праздникам

 Рождественский фестиваль


Январь

Конкурс детского творчества «Рождественская звезда»

Экскурсии по православным местам родного края

Семейные посиделки

Месячник оборонно-спортивной работы



Февраль

Акция «Забота»

Беседа с медсестрой «Наркомания и токсикомания в молодёжной среде»

Встреча с воинами-афганцами

Мероприятия, посвященные Дню православной книги

Март

Встреча со священнослужителем

Мероприятия, посвященные Масленице

Круглый стол «Воспитание подростков»

Всемирный день здоровья


Апрель

Творческий конкурс «Пасхальный благовест»

Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая родина»

Благоустройство территории села

Пасхальный фестиваль

Май

Вахта памяти  

Благоустройство территории села

Праздник «День семьи»

Неделя славянской письменности

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Районный конкурс «Зарница»

Встреча со священнослужителем

Июнь

Мониторинг состояния духовно-нравственного воспитания

Мероприятия, посвященные Дню семьи, любви и верности

Июль

Акция «Свет в окне»

Май-июнь

Конкурс «Святость материнства»

Май-июнь

Акция «Память в камне»

Май - сентябрь

Акция  «Восстановление духовно-исторической памяти»

В течение  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я -гражданин России"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №421Петродворцового района Санкт-Петербурга_____________________________________________________________...