Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
материал по теме
Программа предназначена для заместителя директора по воспитательной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duh.nrav_._vospitaniya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в с. Новокленское Первомайского района Тамбовской области
Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский
Сегодня особую тревогу у государства и общества вызывает психическое и духовное здоровье нации. Размытые и искаженные духовно- нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Сельская школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта. Программа определяет цели, задачи и направления организации духовно- нравственного воспитания в системе образования и культуры, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, разработка эффективных технологий взаимодействия семьи и школы, церкви, учреждений культуры, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем.
Цели программы:
-формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности;
-формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения, утверждение в молодежной среде духовно-нравственных и гуманистических ценностей, укрепление гражданского мира и согласия, предупреждение возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;
-приобщение к ценностям традиционной отечественной культуры;
-формирование единого культурного пространства, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Тамбовской области;
Задачи программы:
-оказать влияние на гармоничное духовное развитие каждой личности через просветительскую деятельность учреждений образования и культуры, церкви;
-противодействовать деятельности тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья детей и молодежи;
-возрождать и сохранять духовно-нравственные традиции семейных отношений, формировать ориентации на вступление в брак, возрождать исторических традиций семьи;
-совершенствовать системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания населения.
Ценностные установки и базовые национальные ценности:
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
- патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
- наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные направления развития и воспитания
Организация духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Основные принципы духовно-нравственного развития
и воспитания
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания населения и организуемого в соответствии с ней уклада жизни лежат следующие принципы:
- Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания помогает молодежи построить собственную систему ценностных отношений.
- Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение молодого поколения со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими взрослыми. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, а предусматривает его организацию средствами равноправного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения с другими людьми.
- Принцип полисубъектности воспитания. Наше население сегодня включено в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Программа предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (при ведущей роли школы) должна быть согласована.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В ходе реализации программы каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для решения воспитательных задач подрастающее поколение вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства;
- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Духовно-нравственное развитие и воспитание молодёжи, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребенком моральных норм, поддерживающий, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой, бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Основное содержание духовно-нравственного
развития и воспитания
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах школы, семьи, своего села, района;
- любовь к образовательному учреждению, своему селу, району, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, сверстников;
- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и коллектива);
- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- представления о душевной и физической красоте человека;
- формирование эстетических идеалов, «чувства прекрасного», умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий с детьми и молодёжью
- уроки ОРКСЭ, внеурочная деятельность, кружок дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовщины»;
- беседы, чтения книг; беседы с психологом, социальным педагогом;
- экскурсии; экскурсии в места богослужения;
- добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;
- просмотр кинофильмов;
- путешествий по историческим и памятным местам;
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания;
- творческие конкурсы, фестивали, литературно-музыкальные композиции; семейные праздники;
- проведение классных часов;
- участие в социальных проектах и мероприятиях;
- подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания;
- спортивные соревнования;
- встречи с ветеранами и военнослужащими;
- народные игры,
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;
- - посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- работа творческих и учебно-производственных мастерских;
- трудовые акции;
- природоохранительная деятельность (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.);
- участие в художественном оформлении помещений.
Ожидаемые результаты программы:
- повышение образовательного и культурного уровня детей и молодёжи, укрепление института семьи; - снижение криминогенной ситуации; -увеличение доли совместных мероприятий просветительской деятельности и проектов в области духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, проводимых всеми заинтересованными структурами; -увеличение числа благотворительных акций, направленных на социальную поддержку детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; -восстановление социальных ценностей семьи и брака, повышение престижа отцовства и материнства; -повышение удельного веса детей и молодежи, принимающих участие в областных и всероссийских мероприятиях духовно-нравственной направленности; -повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования его патриотического и гражданского сознания и самосознания, потребности в изучении отечественной истории и культуры; -усиление внимания общественности к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; -активизация деятельности общественных объединений, рост социальной активности населения. |
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы:
- Храм Иоанна Богослова в с. Новокленское;
- Администрация Новокленского сельсовета;
- Новокленская сельская библиотека;
- Новокленский фельдшерско-акушерский пункт;
- МУ «Новокленский центральный сельский Дом культуры».
Формы взаимодействия в рамках программы:
- Мероприятия духовно-нравственной направленности;
- Беседы, лекции, круглые столы;
- Экскурсии в храмы района, по православным местам Тамбовской области;
- Конкурсы, спортивные соревнования, семейные праздники;
- Православные праздники;
- Социально-значимые дела: шефская работа, благоустройство территории села, участие в строительстве храма и т.д.
Этапы реализации программы:
- Подготовительный этап (сентябрь 2012 г – декабрь 2012 г)
- Проанализировать работу и результаты по нравственному воспитанию населения, выявить проблемы.
- Наметить план для начального этапа осуществления программы.
- Разработать материал для проведения различных мероприятий.
2. Основной этап (январь 2013 г – май 2017 г)
- Организация методической работы с работниками учреждений образования, культуры и здравоохранения по духовно-нравственному развитию и воспитанию населения.
- Реализация программы.
3.Заключительный (август 2017 г)
Ресурсное обеспечение программы
Вид ресурсов | Перечень действий |
Информацион ные | Спланировать рекламно – разъяснительную работу по духовно – нравственному развитию среди детей и молодёжи |
Кадровые | Назначить ответственными за реализацию программы заведующую филиалом МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Новокленское Дрожжину Н.В. Создать инициативную группу для реализации программы. Привлечь к воспитательному процессу священнослужителей. |
Нормативно-правовые | Утвердить программу духовно-нравственного развития детей и молодежи на педсовете школы. |
Программно- методические | Сделать подборку литературы в ОИБЦ и медиатеку по духовно – нравственному развитию (библиотекари Л.Н.Игумнова, С.Н.Толмачева) |
Критерии эффективности реализации программы
|
|
|
|
Циклограмма мероприятий в рамках реализации
программы
Сентябрь | |
Районный легкоатлетический кросс «Кросс нации» | |
День здоровья | |
Классные часы «О вреде курения» | |
Школьный этап Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие» | |
Школьный конкурс творческих работ «Подвиг души и духа» | |
Мероприятия, посвященные Дню пожилых людей | Октябрь |
Экскурсии в храмы района | |
Беседа с медсестрой «Грипп и его профилактика» | |
Встреча со священнослужителем | |
Мероприятия, посвященные Дню народного единства | Ноябрь |
Мероприятия, посвященные Дню матери | |
Муниципальный этап Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры | |
Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» | |
Акция «Забота» | |
Участие в областном семинаре «Духовно-нравственное воспитание» | Декабрь |
Конкурс «Красота Божьего мира» | |
Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» | |
Акция милосердия «Доброта спасёт мир» | |
Региональный конкурс православных видеофильмов «Божий мир глазами детей» | |
Беседа с медсестрой «Как влияет алкоголь и курение на здоровье?» | |
Мероприятия, посвященные Новогодним праздникам | |
Рождественский фестиваль | Январь |
Конкурс детского творчества «Рождественская звезда» | |
Экскурсии по православным местам родного края | |
Семейные посиделки | |
Месячник оборонно-спортивной работы | Февраль |
Акция «Забота» | |
Беседа с медсестрой «Наркомания и токсикомания в молодёжной среде» | |
Встреча с воинами-афганцами | |
Мероприятия, посвященные Дню православной книги | Март |
Встреча со священнослужителем | |
Мероприятия, посвященные Масленице | |
Круглый стол «Воспитание подростков» | |
Всемирный день здоровья | Апрель |
Творческий конкурс «Пасхальный благовест» | |
Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая родина» | |
Благоустройство территории села | |
Пасхальный фестиваль | Май |
Вахта памяти | |
Благоустройство территории села | |
Праздник «День семьи» | |
Неделя славянской письменности | |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны | |
Районный конкурс «Зарница» | |
Встреча со священнослужителем | Июнь |
Мониторинг состояния духовно-нравственного воспитания | |
Мероприятия, посвященные Дню семьи, любви и верности | Июль |
Акция «Свет в окне» | Май-июнь |
Конкурс «Святость материнства» | Май-июнь |
Акция «Память в камне» | Май - сентябрь |
Акция «Восстановление духовно-исторической памяти» | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....
Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я -гражданин России"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №421Петродворцового района Санкт-Петербурга_____________________________________________________________...