Воспитательная система "Дорога к здоровью"
материал по теме
Предварительный просмотр:
МОБУ Дубковская СОШ «Дружба»
Одинцовского района Московской области
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
«Дорога к здоровью»
1-4 класс
Классный руководитель:
Опарина Ольга Альбертовна
2009-2014 г.
«Дорога к здоровью»
Здоровье – это искусство, а искусству надо учиться…
Пояснительная записка
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения. Повсеместно в Российской Федерации резко ухудшается здоровье детского населения, особенно школьников. По материалам съезда педиатров здоровые дети из общего числа школьников составляют не более 2,3 %. Школьное образование усугубляет нарушения физического и психического здоровья ребёнка, в результате 90% выпускников школ имеют хронические заболевания, ограничивающие возможности продолжения дальнейшего образования, службы в армии, внедрения в культурный и трудовой социум.
Важно отметить роль окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20% факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в стенах школы.
Поэтому необходимо, чтобы всё то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.
Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот «потенциал здоровья» можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе развития и воспитания человека.
В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, возникла необходимость разработать специальную комплексную систему «Дорога к доброму здоровью», предусматривающую:
- целенаправленную систематическую работу по укреплению здоровья в триаде – «учитель – ученик – родитель»;
- улучшение санитарно – гигиенических условий и социально – психологического климата в коллективе;
- использование личностно – ориентированного подхода в преподавании учебных дисциплин.
Цель воспитательной системы:
формирование здоровой среды классного коллектива через создание единой образовательной программы укрепления здоровья обучающихся.
Задачи воспитательной системы
- Обеспечить формирование мотиваций:
Обучающихся | Учителя | Родителей |
- к стремлению заботиться о своём здоровье | -к валеологизации образовательного процесса | - на совместную деятельность по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительной работы |
- к умению вести здоровый образ жизни | - к освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе | |
- на деятельность по сохранности своего здоровья |
- Организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
- Выстроить диагностическую систему отслеживания уровня состояния здоровья детей в форме мониторинга.
Основные принципы построения системы:
- Принцип научности – ненанесение вреда – подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса и все х видов деятельности.
- Принцип непрерывности и преемственности – учёт уровня развития и состояния здоровья, проведение работы не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Принцип демократичности – все проводимые мероприятия, направленные на укрепление здоровья, осуществляются независимо от возраста и социального статуса.
- Принцип последовательности – постепенный переход от простого к сложному.
- Принцип результативности (контроля за результатами), отслеживание. Мониторинг и анализ результатов.
Модель системы
Направления деятельности
Организация образовательного процесса
- Организация питания обучающихся (завтрак, обед)
- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (на уроках, вне урока, через систему дополнительного образования).
- Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
- Компенсация недостаточной двигательной активности обучающихся за счёт организации динамических пауз, физкультминуток, Дней здоровья и спорта, организации внеклассной работы по здоровьесбережению.
- Широкое применение воспитательных технологий (КТД, классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ).
- Мониторинг заболеваемости.
Формы взаимодействия
- Ежегодные профилактические медицинские обследования обучающихся.
- Беседы
- Диспуты
- Классные часы
- Уроки – тренинги
- Родительские собрания
Сотрудничество с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат школьника должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.
Направления:
- Формирование банка данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт класса).
- Организация родительского всеобуча по направлению «Здоровьесбережение детей».
- Организация деятельности родительского комитета.
- Групповые и индивидуальные беседы и консультации.
Механизм реализации системы
Система включает:
1 этап - организационный период (2009/2010 учебный год) – 1класс.
Цель: создание предпосылок функционирования класса как здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
- привести образовательный процесс в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья обучающихся;
- создать банк данных о семьях обучающихся;
- ознакомиться с новыми здоровьесберегающими технологиями;
- подготовить родителей к введению Паспортов здоровья детей.
2 этап – основной период (2011 - 2013 учебный год) -2 -3 класс
Цель: формирование здоровьесберегающей среды класса
Задачи:
- создать мотивацию потребности обучающихся в ЗОЖ;
- совершенствовать физкультурно-оздоровительные, медико – гигиенические, психолого – педагогические, социально- адаптирующие технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- организовать мониторинг состояния здоровья и комфортности обучающихся;
- организовать проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья обучающихся;
- организовать профилактическую работу с родителями.
- организовать деятельность классного коллектива по формированию навыков ЗОЖ и безопасного поведения обучающихся.
3 этап – заключительный период (2013- 2014 учебный год) -4 класс
Цель: переход системы здоровьесбережения обучающихся в режим функционирования
Задачи:
- организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность обучающихся и профилактическую работу;
- провести комплексный анализ проделанной работы;
- отработать систему мониторинга уровня здоровья и гигиенических знаний обучающихся;
- сформировать у обучающихся потребность в здоровом и безопасном образе жизни.
Ожидаемые результаты
- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
- укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своём здоровье и безопасном поведении;
- снижение уровня заболеваемости обучающихся.
Социально-педагогическая служба школы
Вовлечение родителей в работу по обеспечению здоровья детей
Образование родителей в области здоровья
Физическое воспитание
Медицинская служба школы
Обеспечение безопасной и здоровой среды класса
Школьное питание
Система
Образование детей в сфере здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...
Открытое мероприятие к районному семинару: Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе". "Марафон здоровья"
Конспект открытого мероприятия: Защита проектов: "Если хочешь быть здоров"....
Учебно- воспитательное мероприятие "Будьте здоровы"
Методическая разработка внеклассного учебно – воспитательного мероприятия "Будьте здоровы. Что такое хорошо и что такое плохо» предназначен для учащихся начальной школы (2 класс).Цель меро...
Воспитательная программа "Родник здоровья"
Программа «Родник здоровья» содействует формированию и сохранению здоровья учащихся. Программа разработана в соответствии со школьной программой развития и формирования здорового образа жизни «С...
Воспитательная программа «ЗИНД» (Здоровье, Интеллект, Нравственность, Досуг)
Внеклассная деятельность...
воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...
Воспитательное занятие "Солнышко здоровья"
Направление- "Охрана здоровья". Возраст воспитанников- 8-9 лет (2 класс). Форма- игровое занятие. Цель- формирование представлений детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. ...