Воспитательная система "Дорога к здоровью"
материал по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Дубковская СОШ «Дружба»

Одинцовского района Московской области

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«Дорога к здоровью»

1-4 класс

                                                                    Классный руководитель:

Опарина Ольга Альбертовна

2009-2014 г.

«Дорога к здоровью»

Здоровье – это искусство, а искусству надо учиться…

Пояснительная записка

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Состояние здоровья детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, требующей комплексного стратегического решения. Повсеместно в Российской Федерации резко ухудшается здоровье детского населения, особенно школьников. По материалам съезда педиатров здоровые дети из общего числа школьников составляют не более 2,3 %. Школьное образование усугубляет нарушения  физического и психического  здоровья ребёнка, в результате 90% выпускников школ имеют хронические заболевания, ограничивающие возможности продолжения дальнейшего образования, службы в армии, внедрения в культурный и трудовой социум.

Важно отметить роль окружающей среды и санитарно-гигиенических условий, то есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье и образование школьников. При этом необходимо подчеркнуть, что 20% факторов приходится на условия внутришкольной среды, так как большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в стенах школы.

Поэтому необходимо, чтобы всё  то, что формирует эту среду, включая школьные занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Именно о школьном периоде можно сказать, что в этот период формируется потенциал здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно важно то обстоятельство, что на этот «потенциал здоровья»  можно оказывать воздействие. Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе  развития и воспитания человека.

В целях создания условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья и обеспечения качественного образования без ущерба для здоровья школьников, а также формирования системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, возникла необходимость разработать специальную комплексную систему «Дорога к доброму здоровью», предусматривающую:

  • целенаправленную  систематическую работу по укреплению здоровья в триаде – «учитель – ученик – родитель»;
  • улучшение санитарно – гигиенических условий и социально – психологического климата в коллективе;
  • использование личностно – ориентированного подхода в преподавании учебных дисциплин.

Цель воспитательной системы:

формирование здоровой среды классного коллектива через создание единой образовательной программы укрепления здоровья обучающихся.

Задачи воспитательной системы

  1. Обеспечить формирование мотиваций:

Обучающихся

Учителя

Родителей

- к стремлению заботиться о своём здоровье

-к валеологизации образовательного процесса

- на совместную деятельность по вопросам формирования ЗОЖ детей через систему просветительной работы

- к умению вести здоровый образ жизни

- к освоению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

- на деятельность по сохранности своего здоровья

  1. Организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
  2. Выстроить диагностическую систему отслеживания уровня состояния здоровья детей в форме мониторинга.

Основные принципы построения системы:

  1. Принцип научности – ненанесение вреда – подкрепление проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса и все х видов деятельности.

  1. Принцип непрерывности и преемственности – учёт уровня развития и состояния здоровья, проведение работы не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  1. Принцип демократичности – все проводимые мероприятия, направленные на укрепление здоровья, осуществляются независимо от возраста и социального статуса.

  1. Принцип последовательности – постепенный переход от простого к сложному.

  1. Принцип результативности (контроля за результатами), отслеживание. Мониторинг и анализ результатов.

Модель системы

Направления деятельности

Организация образовательного процесса

  • Организация питания обучающихся (завтрак, обед)
  • Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе  (на уроках, вне урока, через систему дополнительного образования).
  • Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
  • Компенсация недостаточной двигательной активности обучающихся за счёт организации динамических пауз, физкультминуток, Дней здоровья и спорта, организации внеклассной работы по здоровьесбережению.
  • Широкое применение воспитательных технологий (КТД, классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ).
  • Мониторинг заболеваемости.

Формы взаимодействия

  • Ежегодные профилактические медицинские обследования обучающихся.
  • Беседы
  • Диспуты
  • Классные часы
  • Уроки – тренинги
  • Родительские собрания

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Направления:

  • Формирование банка данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт класса).
  • Организация родительского всеобуча по направлению «Здоровьесбережение детей».
  • Организация деятельности родительского комитета.
  • Групповые и индивидуальные беседы и консультации.

Механизм реализации системы

Система включает:

1 этап - организационный период (2009/2010 учебный год) – 1класс.

Цель: создание предпосылок функционирования класса как здоровьесберегающего пространства.

Задачи:

  • привести образовательный процесс в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья обучающихся;
  • создать банк данных о семьях обучающихся;
  • ознакомиться с новыми здоровьесберегающими технологиями;
  • подготовить родителей к введению Паспортов здоровья детей.

         2 этап – основной период (2011 - 2013 учебный год) -2 -3  класс

Цель: формирование здоровьесберегающей среды класса

Задачи:

  • создать мотивацию потребности обучающихся в ЗОЖ;
  • совершенствовать физкультурно-оздоровительные, медико – гигиенические, психолого – педагогические, социально- адаптирующие технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • организовать мониторинг состояния здоровья и комфортности обучающихся;
  • организовать  проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья обучающихся;
  • организовать профилактическую работу с родителями.
  • организовать деятельность классного коллектива по формированию навыков ЗОЖ и безопасного поведения обучающихся.

                 3 этап – заключительный период (2013- 2014 учебный год)  -4 класс

            Цель: переход системы здоровьесбережения обучающихся в режим функционирования

            Задачи:

  • организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность обучающихся и профилактическую работу;
  • провести комплексный анализ проделанной работы;
  • отработать систему мониторинга уровня здоровья  и гигиенических знаний обучающихся;
  • сформировать  у обучающихся потребность в здоровом и безопасном образе жизни.

Ожидаемые результаты

  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
  • укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своём здоровье и безопасном поведении;
  • снижение уровня заболеваемости обучающихся.

Социально-педагогическая служба школы

Вовлечение родителей в работу по обеспечению здоровья детей

Образование родителей  в области здоровья

Физическое воспитание

Медицинская служба школы

Обеспечение безопасной и здоровой среды класса

Школьное питание

Система

Образование детей в сфере здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...

Учебно- воспитательное мероприятие "Будьте здоровы"

Методическая разработка внеклассного  учебно – воспитательного мероприятия "Будьте здоровы. Что такое хорошо и что такое плохо» предназначен для учащихся начальной школы (2  класс).Цель меро...

Воспитательная программа "Родник здоровья"

Программа «Родник здоровья» содействует формированию и сохранению здоровья учащихся. Программа  разработана в соответствии со школьной программой развития и формирования здорового образа жизни «С...

воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"

Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок  усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...

Воспитательное занятие "Солнышко здоровья"

Направление- "Охрана здоровья". Возраст воспитанников- 8-9 лет (2 класс). Форма- игровое занятие. Цель- формирование представлений детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. ...