Программа патриотического воспитания
рабочая программа по теме
Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – гражданин»
на 2013 – 2017 годы для обучающихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr1.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Мурома Владимирской области
Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – гражданин»
на 2013 – 2017 годы для обучающихся 1-4 классов.
Разработала:
Учитель начальных классов
Смирнова Г.Г.
Удомля
2011
I . Пояснительная записка.
1.1.Назначение программы.
Актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Принятая Правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» даёт право классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у обучающихся младших классов.
Данная программа представляет систему работы классного руководителя, которая строится на основе форм, методов и приёмов педагогического воздействия, опирается на принципы деятельностно-отношенческого подхода, а также устанавливает взаимодействие личности и коллектива в развивающей воспитанной и образовательной среде.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.
Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
1.2.Цели и задачи программы.
Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
1.3 . Основные направления реализации программы.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса «Я – гражданин» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.
1.4.Организация деятельности.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения, 33 часа в год.
II .Содержание деятельности.
Программа включает в себя следующие направления:
2.1. Направление «Связь поколений».
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1.Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2.2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1.Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
2.3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2.Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Муромского края».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, совместные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
2.4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3.Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через
знания по основанным предметам начального общего образования.
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
III. Тематическое планирование.
1 класс
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Кол-во часов | Дата проведения |
1. | Урок России | урок | 1 | сентябрь |
2. | «Твои права и обязанности»» | беседа с участием социального педагога | 1 | сентябрь |
3. | Операция «По дорогам города» | Практическое занятие | 1 | сентябрь |
4. | Мероприятия, посвящённые Дню герба и флага. | Игровая программа | 1 | октябрь |
5. | Акция «Забота». | Акция, посвящена Дню учителя. | 1 | октябрь |
6. | Дорога, транспорт и я. | Беседа с инспектором ГИБДД | 3 | сентябрь февраль май |
7. | Мероприятия, посвящённые Дню народного Единства | Беседа | 1 | ноябрь |
8. | На кого я хочу быть похожим | классный час – вернисаж | 1 | ноябрь |
9. | Главный закон моей страны. | классный час, посвящённый Дню Конституции | 1 | декабрь |
10. | Закон и вредные привычки. | классный час | 1 | декабрь |
11. | Посещение музея краеведения. | экскурсия | 1 | январь |
12. | Мы скоро подрастем и Родину защищать пойдем. | классный час, посвящённый Дню защитника Отечества | 1 | февраль |
13. | Наши папы – защитники Родины | собрание-концерт | 1 | февраль |
14. | Посещение музея боевой славы. | экскурсия | 1 | февраль |
15. | Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли. | классный час, посвящённый Дню Космонавтики | 1 | апрель |
16. | Космическая эпопея. | конкурс рисунков | 1 | апрель |
17. | Космос и я. | конкурс художественного творчества | 1 | апрель |
18. | Спешите делать добро. | акция. | апрель | |
19. | День Победы | встреча с ветеранами | 1 | май |
20. | Защитникам Родины посвящается. | конкурс рисунков | 1 | май |
21. | Подарок ветерану. | акция | 1 | май |
22. | День защиты детей. | игровая программа | 1 | май |
IV. Ожидаемые результаты реализации программы:
4.1.Уровень
Совершенствовать систему патриотического воспитания в школе.
Формировать чувство гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.
4.2. Уровень
Сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
Формировать уважение и чувство долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе, активную жизненную позицию.
4.3.Уровень
Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
V.Условия и ресурсы реализации программы.
5.1.Организация работы.
Для реализации программы созданы все условия в школе. На базе образовательного учреждения активно ведут свою деятельность:
Музей боевой славы,
экспозиция «Крестьянская изба»,
культурно - досуговый центр,
библиотечно - информационный центр.
Используются ресурсы внешкольных учреждений (Дома ремесел, дома творчества, ДЮСШ, Центр общественной информации, Центр досуга)
5.2.Кадровое оснащение.
Программа реализуется в классном коллективе под руководством учителя на уроке и во внеурочное время. При проведении мероприятий привлекаются учителя предметники (учитель музыки, физкультуры). Основными помощниками являются родители.
5.3.Материально-техническое оснащение:
- Компьютер
- Принтер
- Проектор
- Экран
- Магнитофон
VI.Используемая литература.
6.1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2010.
6.2.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
6.3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
6.4.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6.5.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6.6.Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
6.7.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
6.8.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
6.9.Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.
Методическое обеспечение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".
Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,опирается на принципы индивидуализации, мотивированно...
Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»
Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, про...
Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»
Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс....
программа патриотического воспитания детей при школьном летнем лагере дневного пребывания
Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи...