Классный час и презентация "Мои права"
классный час по теме
Классный час по правовой тематике предназначен для учащихся 5-6 классов. Содержит материалы , которые позволяют детям лучше узнать об их правах, о нарушении прав человека на примере различных художественных произведений. В процессе классного часа возможна дискуссия. Использование презентации обеспечивает наглядность мероприятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_winrar.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа « Наши права»
Мазлова Елена Александровна –заместитель директора по ВР МБОУ СОШ с. Бала- Четырман
Цели:
- знакомство учащихся с основными правами человека;
- научить выделять нарушения прав человека на примере сюжетов прочитанных художественных произведений;
- развивать умения отстаивать свою позицию в ходе дискуссии, уважительно относиться к точке зрения одноклассников.
Оборудование:
- презентация « Наши права»;
- иллюстрации учащихся к сказкам, в которых нарушаются права человека.
Ход мероприятия
- Добрый день. Наш классный час сегодня мы посвятим правам человека.( слайд№1)
Много тысяч лет назад на Земле появились первые люди. Чуть позже произошло деление людей на богатых и бедных. У сильных мира сего в руках была сосредоточена власть. Именно после возникновения власти можно говорить о возникновении права на что-то. Что это значит? Например, у меня есть право на образование. Значит, те, у кого есть власть ,должны сделать так, чтобы я это образование имел возможность получить. Словом, они должны поработать и что- то предпринять для меня. Мы можем употреблять понятие «права человека» и в отношениях между учениками и педагогами, родителями и детьми, потому что здесь есть тоже некая власть. В супермаркете мы можем вести речь о правах потребителя и т.д. Каждый человек должен точно знать свои права и в нужный момент суметь постоять за себя. С этой целью в 1948 году Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. (слайд №2)
- В Конвенции о правах ребенка записано, что право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека. Ребенок как маленький человек тоже имеет право на жизнь. К сожалению, так думали не всегда. В древнем государстве Спарта особое внимание уделялось воспитанию воинов- сильных , независимых, крепких, здоровых мужчин. ( слайд №3) И если рождавшийся ребенок не соответствовал этим требованиям , его выбрасывали со скалы вниз. Считаете ли вы подобные действия справедливыми, правомерными? Обоснуйте свою точку зрения. ( ответы учащихся)
- Совершенно согласна с вами. Ведь даже хилый и слабый от рождения ребенок может стать крепким и выносливым при здоровом образе жизни, правильном питании, хорошем уходе и лечении. Больные люди наравне со здоровыми имеют полное право на существование. В качестве примера напомню вам, что А.В. Суворов,великий русский полководец, от природы обладал слабым здоровьем , но он постоянно тренировал свой дух, силу воли, регулярно занимался зарядкой. В походах он наравне с солдатами переносил все тяготы военной службы. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.
- А сейчас посмотрите сцену и вспомните название сказки и ее автора. ( слайд №4) Вспомните название сказки. Кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла ли царевна? ( ответы учащихся)
- Какое право царевны было нарушено? В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишать жизни ребенка, да и вообще человека.
- В Конвенции ООН о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.(слайд №5) Назовите сказки, в которых эти права нарушаются .
(« Гуси- лебеди», « Золушка», « Крошечка-хаврошечка».)
- А теперь подумайте и скажите, как вы поступили бы, если кто- то позволит себе подобным образом обойтись с вами? Имеет ли право кто- либо заставлять другого человека выполнять непосильную для него работу? (Ответы учащихся)
- Есть множество примеров насильственного обращения с детьми и в настоящее время, несмотря на существование ряда законодательных документов , направленных на то, чтобы предотвратить подобное поведение со стороны взрослых в отношении детей. Если такое происходит дома, самое правильное- рассказать об этом авторитетному для вас взрослому- учителю, милиционеру, врачу, соседу или кому-то другому. Не бойтесь попросить о помощи.
- К сегодняшнему классному часу вы все должны были нарисовать иллюстрации к сказкам, в которых нарушены чьи- либо права. Давайте продемонстрируем своим одноклассникам, как мы справились с домашним заданием . ( Ответы учащихся)
- А теперь посмотрите на следующий слайд нашей презентации ( слайд №6). Прочтите задание и ответьте на вопрос, нарушается ли чьё- нибудь право в этой сказке? (Ответы учащихся)
- Вы совершенно правы. Никто не может держать при себе другого человека в качестве раба. Об этом говорится в статье 4 Всеобщей Декларации прав человека «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещены во всех видах". ( слайд № 7)
- Статья 13 Декларации звучит следующим образом: "Каждый человек имеет право свободно передвигаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину". ( слайд №8) Вспомните сказку В. Гаршина « Лягушка- путешественница». Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижения: в пределах болота, в пределах страны, без ограничений. (Ответы учащихся)
- Сейчас я прочту вам начало сказки К. Чуковского « Бармалей»( слайд№9):
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, —
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
- В этой сказке нарушены чьи-либо права? (Ответы учащихся)
- Правильно. (слайд №10) В статье 6 Всеобщей Декларации написано: « Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом».
- Вот русская народная сказка "Лиса, заяц и петух". ( слайд № 11) Помните, что говорил заяц животным, которые спрашивали, почему он плачет ? "Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала".Какое из прав нарушила лиса в этой сказке:
право на жизнь;
право на труд;
право на неприкосновенность жилища;
право на свободу передвижения. (Ответы ребят.)
- "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища",-так записано в статье 12.
-Теперь вспомним сказку С. Я. Маршака "Двенадцать месяцев". ( слайд №12) Найдите верное окончание следующей фразы «Отправив падчерицу зимой ночью в лес за подснежниками, мачеха... :
отправила падчерицу в изгнание;
заставила покинуть родительский кров за совершение преступления;
подвергла ее жестокому, бесчеловечному обращению. (Ответы ребят.)
- На следующем слайде ( слайд № 13) фрагмент всем известной сказки « Буратино». "Кот Базилио и лиса Алиса нагнали Буратино и решили повесить его вниз головой, привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке... Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые..." Какие права нарушили разбойники в отношении Буратино:
право на свободу передвижения;
право не быть подвергнутым пыткам;
право на владение имуществом. ( Ответы учащихся)
- Я попрошу вас вспомнить сказки, где их герои были разлучены насильно с родными. (“Гуси-Лебеди”, “Маша и Медведь”, “Снежная королева”.) ( слайд №14)
-Ребята, а кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам в случае , если случится беда? (Ответы детей.)
- Итак, ребята, давайте подведем итог сегодняшнему занятию. (слайд №15) Какие права человека мы с вами сегодня рассмотрели?
( Ответы ребят )(слайд №16)
- Спасибо за участие. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Формировать представ...
Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы
Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...
Классный час на тему : "Права ребенка"
Каждый должен знать свои права....
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"
Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....
Классный час "Всегда ли правы взрослые?"
Ролевая игра для учащихся начальной школе по теме: "Всегда ли правы взрослые?". Предлагаются ситуации для работы в группах....
"Мы- пассажиры" Классный час по изучению правил дорожного движения во 2 классе
В ходе классного часа учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, повторяю и закрепляют правила дорожного движения....
Классный час на тему "Правила поведения в столовой"
Занятие-практикум...