Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы
классный час по теме
Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.
Цель занятия:
- закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
- научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
- формировать уважительное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_obyazannosti.rar | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"
Цель:
- закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
- научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
- формировать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, проектор, ноутбук, презентация (Приложение 1).
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Сценка «Игра».
(Показывают дети)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Шапошников Алеша: Давайте поиграем в войну!
Гужев Саша: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Максим, будешь милиционером. А ты, Мухамедзянов Саша, будешь бандитом.
Мухамедзянов Саша: А я не хочу.
Шапошников Алеша: Чего не хочешь?
Мухамедзянов Саша: Играть в войну.
Гужев Саша: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Мухамедзянов Саша: Я не хочу.
Шапошников Алеша: Захочешь.
Мухамедзянов Саша: Что же вы меня заставите?
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Шапошников Алеша и Гужев Саша? Почему они не правы? Прав ли Мухамедзянов Саша?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)
– Может, кто догадался о теме нашего разговора?
3. Объявление темы и постановка цели занятия:
Слайд 1 (Права, обязанности и ответственность.) и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Давайте поговорим, почему и как возникла необходимость создания такого документа, как Всеобщая декларация прав человека?
(Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
СЛАЙД 2 В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе). [2]
Декларация о правах ребенка – ответы детей?
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, (в чем особенности деклараций?) (дети) их нормы не обязательны для исполнения.
СЛАЙД 3 Другое дело - конвенция; (чем конвенция отличается от декларации?) (дети) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
СЛАЙД 4 I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);
III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
СЛАЙД 5 IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);
V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);
VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
СЛАЙД 6 В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
В Конституции.
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
как и в любом учреждении В нашей школе, что существует? (дети отвечают)
Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.
СЛАЙД 7-12 4. Презентация «Права ребенка»
(читают дети) [5]
Я сегодня вам предлагаю посмотреть, как же мамы знакомят своих маленьких детей с правами ребенка
СЛАЙД 13 Физминутка – гимнастика для глаз.
Какие права вы реализуете в нашей школе?
Выводы по результатам.
6. Обсуждение иллюстраций к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.
Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
СЛАЙД 14 Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?
Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.
СЛАЙД 15 Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.
СЛАЙД 16 Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.
СЛАЙД 17 Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.
7. (работа по желанию в группе или индивидуально)
СЛАЙД 18 Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: (слайд со статьями, распечатка статей и ситуаций детям. Приложение 2)
СЛАЙД 19 Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
8. Физминутка «Дождик»
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.
А сейчас предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.
Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом (8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
9. Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):
Соколова Люба: Максим, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Чискидов Максим: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Кто прав?
Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)
Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
СЛАЙД 20 10. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы. Плакат о МРОТ
(СЛАЙД 21) Ложный звонок
Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...
Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?
– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.
Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.
СЛАЙД 22 Угроза «болтовней»
В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:
– А ты ...
– А ты сама ...
Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Пишут.
Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание. [3]
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
СЛАЙД 23 11. Анкета
(на экране, Приложение 2)
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
СЛАЙД 24 Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
12. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
13. Рефлексия
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
14. Памятка школьнику
СЛАЙД 25 Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Литература
- Журнал «Читаем, учимся, играем» № 3 – 2002.
- Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права»: Книга для учащихся начальных классов – М.: «Вита-пресса», 1995.
- Газета «Классное руководство и воспитание школьников» № 8 – 2007.
- www.ysp.ru/proj/program/cgref.htm Историческая справка и основные положения Конвенции о правах ребенка
1. Шапошников Алеша: Давайте поиграем в войну!
2. Гужев Саша: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Максим, будешь милиционером. А ты, Саша, будешь бандитом.
3. Мухамедзянов Саша: А я не хочу.
4. Шапошников Алеша: Чего не хочешь?
5. Мухамедзянов Саша: Играть в войну.
6. Гужев Саша: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
7. Мухамедзянов Саша: Я не хочу.
8. Шапошников Алеша: Захочешь.
9. Мухамедзянов Саша: Что же вы меня заставите?
1. Шапошников Алеша: Давайте поиграем в войну!
2. Гужев Саша: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Максим, будешь милиционером. А ты, Саша, будешь бандитом.
3. Мухамедзянов Саша: А я не хочу.
4. Шапошников Алеша: Чего не хочешь?
5. Мухамедзянов Саша: Играть в войну.
6. Гужев Саша: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
7. Мухамедзянов Саша: Я не хочу.
8. Шапошников Алеша: Захочешь.
9. Мухамедзянов Саша: Что же вы меня заставите?
1. Шапошников Алеша: Давайте поиграем в войну!
2. Гужев Саша: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Максим, будешь милиционером. А ты, Саша, будешь бандитом.
3. Мухамедзянов Саша: А я не хочу.
4. Шапошников Алеша: Чего не хочешь?
5. Мухамедзянов Саша: Играть в войну.
6. Гужев Саша: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
7. Мухамедзянов Саша: Я не хочу.
8. Шапошников Алеша: Захочешь. 9. Мухамедзянов Саша: Что же вы меня заставите?
Соколова Люба: Максим, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Чискидов Максим: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Соколова Люба: Максим, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Чискидов Максим: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы! (Чискидов)
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка. (Мухамедзянов)
Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? (Шеленбер)
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. (Чискидов, Мухамедзянов)
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить. (Документов, Сироткин)
Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:
– А ты ...
– А ты сама ...(Беляева, Антонова)
В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Пишут. (Шапошников, Гужев)
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других такие же права.
О 1 | А 10 | И 4 | П 12 | Е 15 | З 17 | Ь 5 | Ы 9 | Ч 2 | Д 13 | Х 6 |
Т 22 | С 7 | В 18 | Я 14 | Р 3 | Н 20 | Б 8 | У 11 | Г 16 | К 19 | Ж 21 |
1 | 22 | 7 | 22 | 10 | 4 | 18 | 10 | 14 | 7 | 18 | 1 | 4 | 12 | 3 | 10 | 18 | 10 | |||||||||||||
О 1 | А 10 | И 4 | П 12 | Е 15 | З 17 | Ь 5 | Ы 9 | Ч 2 | Д 13 | Х 6 | ||||||||||||||||||||
Т 22 | С 7 | В 18 | Я 14 | Р 3 | Н 20 | Б 8 | У 11 | Г 16 | К 19 | Ж 21 |
20 | 15 | 7 | 22 | 1 | 4 | 22 | 17 | 10 | 8 | 9 | 18 | 10 | 22 | 5 | 2 | 22 | 1 | 11 | ||||
О 1 | А 10 | И 4 | П 12 | Е 15 | З 17 | Ь 5 | Ы 9 | Ч 2 | Д 13 | Х 6 |
Т 22 | С 7 | В 18 | Я 14 | Р 3 | Н 20 | Б 8 | У 11 | Г 16 | К 19 | Ж 21 |
13 | 3 | 11 | 16 | 4 | 6 | 22 | 10 | 19 | 4 | 15 | 21 | 15 | 12 | 3 | 10 | 18 | 10 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних
Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реа...
Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т...
Законодательные основы обязанностей и ответственности родителей за обучение и воспитание детей
Законодательные основы обязанностей и ответственности родителейза обучение и воспитание детей...
• Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"
Классный час проводится с целью научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; формировать уважительное отношение друг к другу....
Классный час по теме"Права, обязанности и ответственность подростка" 2 класс. 2018г.
Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.Продолжить отработку умений взаимодействия в группе, ведения дискуссии в микрогруппе; Дать возможность учащим...
Классный час на тему "Дисциплина и ответственность" 4 класс
разработка классного часа...
Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"
Классный час для учащихся начальной школы...