Урок мужества в 3 классе. Тема: "На страже Земли Русской".
классный час (3 класс) по теме

Алексеева Наталья Ивановна

О защитниках Отечества и истории Радонежского края

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Урок мужества в 3 классе.

Тема:        На страже Земли Русской.

Цели: расширить знания школьников о защитниках Отечества и истории Радонежского края; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на земле; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к людям, чьи имена связаны с сергиевопосадской землей.

Оборудование: 1. Репродукции: В.М Васнецов «Богатыри», Н.П.Ульянов «Лористон в ставке у Кутузова», В.И.Суриков «Переход Суворова через Альпы»; иллюстрации Александра Невского и Дмитрия Донского;

2. Сергиев-Посад (фрагмент фото начало XX века) «Рынок на Пятницкой площади перед странноприимным домом Лавры. 1892г.», Сергиев –Посад (фрагмент XX века) «Вид на Красногорскую площадь и Лавру с Блинной горки.»

3. Музыка: Гимн России (муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова);

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» Интродукция;

«Богородице Дево, радуйся!» Из всенощного бдения. С.Рахманинов.

Составила:

                                                                     учитель начальных классов

                                                                          I квалификационной категории

                                                                          Алексеева Наталья Ивановна

1сентября 2009 г.

«…и годины более кровавой не видала Русская земля».

Максимилиан Волошин

1. Присоединение. 

    Сегодня мы с вами, дорогие ребята, отправляемся в интересное путешествие, в котором поближе познакомимся с нашей Родиной – землей предков наших, нашим Отечеством, и ее славных и мужественных защитниках.

(Звучит Гимн России) 

    Обширны и богаты русские земли, много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей. Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный – не значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на защиту своей земли от многочисленных врагов – кочевых племен, воинственных соседей. И тогда поле – нива становилось полем брани – битвы.

2.Слово учителя. Рассказ «Русские богатыри».

    Всегда стояли  на страже Родины, на заставе, очень сильные люди – БОГАТЫРИ.  Посмотрите на картину Васнецова В.М. «Богатыри». 110 лет прошло со времени создания картины великим русским художником в Абрамцеве.

    В облике трех богатырей Васнецов сумел воплотить лучшие черты русского национального характера. Не одолеть врагам русской земли, пока стоят в дозоре Илия Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

                                 В трудный путь разгон беря,

                                 Вместе вдаль глядят сурово

                                 Три былых богатыря.

                                                                      А.Безыменский

(Ученик читает стихотворение.)

                                 Мы на страже земли славной нашей

                                 Городов, деревень, сел и пашен.

                                 Нам по силе пришлась служба наша,

                                 Нам по вкусу еда – щи да каша.

                                 Мы в бою себя не пощадим,

                                 Нашу Русь в обиду не дадим.

    Все это нашло отражение и в народных эпических песнях-былинах, в которых воспевались не только мастерство и трудолюбие простого народа, но и его воинская доблесть. В былинах много выдумки, фантазии. Но в них и реальные события далеких дней.

                       На горах, горах дак было на высоких,

                       Не на шоломя было на окатистых –

                       Там стоял-де ноне да топкий бел шатер,

                       Во шатре-то удаленьки добры молодцы:

                       Во-первых, старый казак Илья Муромец,

                       Во-вторых, Добрынюшка Микитич млад,

                       Во-третьих-то, Алешенька Попович-от.

                       Эх, стояли они на заставе на крепкоей,

                       Стерегли-берегли они красен Киев-град…

      Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегали землю родную Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Изредка собирались они к князю Владимиру – отдохнуть, гусляров послушать, друг о друге узнать.

     С честью встречает их князь Владимир с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне – гостиной  горнице – для них столы ломятся от пирогов да калачей.

    И простой народ любит богатырей, славит их и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

    Слава, слава и в наши дни богатырям – Защитникам Родины!

     (Ученик читает стихотворение.)

                                 Высока высота поднебесная,

                                 Глубока глубина океан-моря,

                                 Широко раздолье по всей земле,

                                 Глубоки омуты Днепровские,

                                 Высоки горы Сорочинские,

                                 Темны леса Брянские,

                                 Черны грязи Смоленские,

                                 Быстры-светлы реки русские,

                                  А и сильнее, могучие богатыри на славной Руси!

       Прошлое России богато историческими личностями – вождями и полководцами своего народа, воплощавшими в себе эти качества и в трудные годины русской истории в своих блестящих боевых подвигах подымавшими на высоту славу русского государства. Таковы вечною славою овеяны Александр Невский, Дмитрий Донской, генералиссимус Суворов, фельдмаршал Кутузов и многие другие.    

(Ученик читает стихотворение.)

                                Крестным знаменем пред битвой

                                Троекратно осеняясь,-

                                Меч в руке, уста с молитвой,

                                Побеждал великий князь!

                                Сотни лет прошло

                                С той были,

                                Многие ушли как дым…

                                А вот князя е забыли –

                                Он великим стал святым!

                                                                         Е.Санин

       В минуту опасностей, грозивших Родине, эти русские богатыри становились во главе русского воинства; имена этих военных вождей для русских людей были символом несомненных побед; эти патриоты своей Родины объединяли вокруг своего имени русских людей без различия положения, возраста, убеждений. И Россия не падала на колени перед врагом; Россия не впадала в страх или бессилие. Россия побеждала! В неувядаемую, бессмертную славу обрекались знамена победоносного русского народа и его героев.

3.Слово учителя. Рассказ «Земля Радонежья».

(Звучит музыка М.Глинка Опера «Иван Сусанин» Интродукция.)

        Наш удивительный край Радонежской земли также славен историческими событиями и ратными подвигами наших предков.

О, Радонежская земля!

В твои леса, твои поля

Приходим, к сожаленью, не на век.

Чтоб наша Родина жила,

Ей посвятим свои дела –

Ведь Родиною славен человек!

                                                             Н Мартишина

      400 лет прошло с начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря от польско-литовского нашествия Лжедмитрия II.

       Оборона Троицкого монастыря стала одним из самых знаменитых событий периода «Смутного времени» на Руси. Времени, когда пошатнулась и едва устояла русская государственность, поколебался дух тысяч людей, когда, по словам поэта Максимилиана Волошина: «…и годины более кровавой не видала Русская земля».

       Осада Троице-Сергиева монастыря продолжалась почти шестнадцать месяцев- с 3 октября 1608 года по 22 января 1610 года. Монастырь осадили объединенные польско-литовские войска (от 15 до 30 тыс. человек) под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского. Обороной монастыря руководили Григорий Долгоруков-Роща и Алексей Голохвастов. Неоднократные попытки взять монастырь штурмом (осень 1608, май-июль 1609) и с помощью подкопов ни к чему не привели. Русский гарнизон героически защищался в тяжелейших осадных условиях. Из Новгорода к монастырю продвигались воиска М.В.Скопина-Шуйского. 12 января 1610 года неприятель снял осаду и отошел в сторону Дмитрова. Крупная неудача интервентов значительно подняла боевой дух русских войск, ведь впервые за время Смуты им удалось дать столь решительный отпор иноземным захватчикам.

 (Звучит музыка «Богородице Дево, радуйся!» Из всенощного бдения. С.Рахманинов)

  (Ученик читает стихотворение.)

                                 

                                       У Казанской Божией Матери

                                       Тихо теплятся огни.

                                       Жены, дочери и матери

                                       К Ней приходят в эти дни.

                                       И цветы к Ее подножию

                                       Ставят с жаркою мольбой;

                                       «Матерь-Дева, силой Божею

                                       Охрани ушедших в бой.

                                       Над врагом победу правую

                                       Дай защитникам Руси,

                                       Дай сразиться им со славою

                                       И от смерти их спаси».

                                                                              С.Городецкий

4.Заключительный этап.

         Нашу Родину окружали и сейчас окружают разные страны. С давних времен было необходимо защищать границы. И в наше время границы ни на минуту не остаются без охраны. Но тем, кто идет к нам с добром, мы всегда рады. Для них границы открыты, как и сердца людей.

         Русский защитник Отечества – человек веры, правды, чести, готовый в трудную минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Он, как и солнце нужен во все времена!

(Ученик читает стихотворение.)

                                     Нерушима и священна

                                     Святорусская земля,

                                     На века благословенна

                                     От границ и до Кремля.

                                     С Богородицей-Царицей

                                     Стрел врага не убоюсь,

                                     Должен с Господом сразиться,

                                     Кто с мечом идет на Русь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

План – конспект урока «Окружающий мир» 1 класс.Тема: "Как открывали новые земли"

Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся....

Викторина "Илья Муромец - страж земли Русской"

Воспитание  гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им....

Конспект урока чтения 2 класс. Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».

Конспект урока чтения 2 класс. Тема: «Образ березы в поэзии русских поэтов».Цель: Развивающие-Развивать умение наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. Учиться делиться мыслями, эмоци...

Конспект мероприятия "На страже земли русской"

Представлен материал, отражающий историю русского воинства от богатырей до современной армии....

Конспект урока коррекционной направленности по "Изобразительному искусству", 4 класс, тема: Осенний пейзаж родной земли

Класс: 4 ВУМК: «Школа России»Тип: открытие нового знанияТема урока: «Осенний пейзаж родной земли.»Цель урока: формировать у учащихся понимание своеобразия пейзажной живописи и ...


 

Комментарии

 Потапова Инна Николаевна

Урок развивает духовную составляющую ребёнка, гордость за своё Отечество, патриотические чувства, связь поколений, мотивирует на изучение краеведческого материала своей малой родины.