Устный журнал "Берегите лес"
классный час (4 класс) по теме

Пронина Фатыма Халимовна

Тема актуальна, так как 2013 год назван Годом охраны окружающей среды.
Часто, заходя в лес , мы замечаем и цветы, и птиц, и насекомых, но не смотрим на деревья, не замечаем их. А сколько интересного они могут нам рассказать!
Сколько интересных, необычных деревьев мы можем встретить и увидеть!

На страницах устного журнала я предлагаю прочитать и поговорить:
- о группах деревьев;
- об экологических запретах;
- о самых-самых деревьях;
- о художниках, поэтах, композиторах, посвятивших, своё творчество деревьям, лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregi_les.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал.

                 

                                 БЕРЕГИТЕ ЛЕС.

Загадка.

Кто, как только жарко станет

Шубу на плечи натянет,

А как нагрянет холод злой –

Скинет шубу с плеч долой?     ( лес).

Пришёл, говорят в лес, а за деревьями леса не увидел.

-Что значит эта поговорка?

( Надо глубже на вещи смотреть. Замечать не только то, что бросается в глаза).

Многое замечаем мы в лесу: и птицу в кронах деревьев, и жуков на стволах, и жабу в траве, и цветы, и бабочек, и грибы… Ну а деревья?

-Всегда ли обращаем на них внимание?

-Задумываемся, как они живут?

-  Много ли о них знаем?

- Умеем ли их различать?

Между тем деревья очень интересны и удивительны.

Мало, всё-таки, неблагодарно мало знаем мы о деревьях, мало их любим, мало бережём.

                             ДЕРЕВЬЯ.

- На какие группы делятся все деревья?

   ( лиственные и хвойные)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.   ( берёза)

- Какие ещё лиственные  деревья вы знаете?

- Какие растут во дворе школы?

- Какие лиственные деревья растут возле вашего дома?

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.     (сосна)

- Какие ещё хвойные деревья знаете?

(картины лиственных и хвойных деревьев)

                                      САМЫЙ.

 САМЫЙ…

1. Самый старый дуб в Литве – 2000 лет.

2. На Днепре в Верхней Хартице, дуб напоминает шатёр. Тень кроны 1500 м. В урожайный год даёт 10 тонн желудей.

3. Каменная берёза на Дальнем Востоке живёт до 500 лет. Любит расти на камнях, древесина прочная, как камень.

4. Железная берёза в Приморье живёт до 400 лет. Древесина очень твёрдая, нельзя распилить. Занесена железная берёза в Красную книгу.

5. Самое высокое дерево в мире – секвойя -132 метра. Высота 50 этажного дома.

6.Ещё одна секвойя прославилась тем, что оказалась на пути у дорожных строителей. Они решили прорубить  сквозь ствол дерева туннель. Через этот туннель проезжают даже туристические автобусы.

7. Второе место по высоте занимает австралийский эвкалипт. Сейчас в Австралии есть  одно дерево около 100 метров. В прошлом встречались деревья высотой до 150 метров.

8. Самое толстое дерево на Земле – каштан. В 1845 году на о. Сицилия обнаружен. Диаметр ствола – 20 метров. К сожалению, в дерево ударила молния и разломила его на пять частей.              

9. Плавучая ряска – самое крошечное цветущее растение. Листочек 1 мм в поперечнике. На ногте пальца свободно поместятся 25 листиков.

10. Листья гиганты у пальмы раффия. Они до 20 метров. Если конец листа закрепить на седьмом этаже, то другой конец достанет до земли.

11. У некоторых тропических лиан стручки вырастают длиной до 2 метров.

12. В Малайзии растёт змеиное дерево. Получило своё название потому, что его стручки длиной более полуметра свёрнуты в кольца, и когда дует ветер, то создаётся впечатление,

что ветви сплошь покрыты извивающимися змеями.

13. Самое раскидистое дерево – баньян. Его ещё называют дерево – роща. Это потому, что у баньяна не один ствол, как у всех деревьев, а много. На ветках кроме листьев ещё и корни. Как только доберётся корень до земли, так превращается в очередной ствол. У одного баньяна насчитали больше 4000 стволов. Это даже не дерево – роща, а дерево – лес.

14. Самая высокая трава – бамбук. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго, всего 40 дней. Бамбук повыше и покрепче многих деревьев.

15. В Индии, в Индонезии растёт хлебное дерево. На нём крупные плоды килограммов по тридцать. Из их мякоти пекут лепёшки, похожие по вкусу на хлеб.

16. А ещё есть колбасное дерево. Полуметровые плоды которого видом хоть и напоминают колбасу, но, к сожалению они не съедобны.

17. Молочное дерево растёт в Бразилии. Чтобы его «подоить», надо надрезать кору и тотчас потечет белая струйка. По вкусу сок напоминает молоко.

18. Конфетное дерево растёт в Индии, Японии, Китае. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.  

19. Овощи рекордсмены:

Помидор – 2 кг.

Капуста – 52 кг.

Тыква – 171 кг.

                           ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЗАПРЕТЫ.

Были мы за речкой, на том берегу,

На большом душистом заливном лугу,

Бабочек ловили и венки плели,

На колхозном поле отдохнуть легли…

Стрекозу поймали, крылья хороши!

А потом гулять ходили,

Пёстрых бабочек ловили…

- Правильно ли поступили дети?

- Что нельзя делать?

- Почему?

- Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете?

        Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.                

Не рви цветы в лесу, на лугу, в поле.

Букеты можно составлять только из тех цветов, которые вырастил человек.

        Не лови и не уноси домой здоровых птиц, зверей. В природе о них позаботятся  

        взрослые животные.

Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут найти хищники. Если случайно окажешься рядом, не прикасайся к гнёздам. Иначе птицы – родители могут навсегда  покинуть гнездо.      

         Не повреждай кору деревьев.

В лесу старайся ходить по тропинкам, не вытаптывай траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения и насекомые.

         Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву.

          Не сбивай грибы, даже не съедобные. Помни, что грибы, очень нужны природе.

Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

           Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнёшь животных.

                              ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ.

Многие художники писали о природе.

Беседа по картинам. Остроухов « Золотая осень».

                                   И. И. Шишкин « Корабельная роща».  

                                                             « В лесу Мордвиновой».

                                    А. И. Куинджи «Берёзовая роща».

                                    И. Э. Грабарь « Рябинка».

Композиторы посвящали природе свои произведения.

П.И.Чайковский «Времена года».

А.П. Бородин. « Песня тёмного леса».

А. Глазунов. Симфоническая фантазия « Лес».

П.И.Чайковский. Романс « Благословляю вас, леса».

Закройте глаза и представьте, что вы зашли в лес.

-Что вы увидели?

- Кто что представил?

Поэты писали стихи.

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю всё, о чём поёт

Щегол и реполов.

Поёт на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд!

Ты в наши гнёзда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек тёплых не бери –

Зачем тебе они?»

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат.

     
« ЛЕСНОЙ ПОЖАР»,

                     

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил, потухающий костёр

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

                               ( В.Шефнер).                                          

- Где нужно разводить костёр?

- Что необходимо при этом помнить?

( Костёр разводят на открытых местах, у воды. Уходя, тщательно засыпают землёй или заливают водой).

                                   БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ.

Мы говорили о лесе. Вернее о части леса - деревьях. О правилах поведения в природе. На следующих занятиях будем говорить о растениях, животных, грибах, насекомых, Красной книге.

Песня « Красная книга».      ( Дербенёв)

Берегите Землю.

Берегите Землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке золотые блики…

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!..,

Всё дарю! Всё доброе приемлю!

Только берегите Землю!

                           ( М.Дудин).    

 Литература.

Газета « Знайка». 2003 г.

Ж-л. Начальная школа. №8 – 1988г.        №6 – 1980г.       № 6 -1982 г.

                                        №5 – 1995г.         №6 – 1979г.

Ж-л. Весёлые уроки      №8 – 2001г.

Энциклопедия живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс

В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд  "Магазин" не анимированный....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.

Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Устный счет. Некоторые приемы устного счета.

Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...