Устный журнал "Берегите лес"
классный час (4 класс) по теме
Тема актуальна, так как 2013 год назван Годом охраны окружающей среды.
Часто, заходя в лес , мы замечаем и цветы, и птиц, и насекомых, но не смотрим на деревья, не замечаем их. А сколько интересного они могут нам рассказать!
Сколько интересных, необычных деревьев мы можем встретить и увидеть!
На страницах устного журнала я предлагаю прочитать и поговорить:
- о группах деревьев;
- об экологических запретах;
- о самых-самых деревьях;
- о художниках, поэтах, композиторах, посвятивших, своё творчество деревьям, лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregi_les.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал.
БЕРЕГИТЕ ЛЕС.
Загадка.
Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А как нагрянет холод злой –
Скинет шубу с плеч долой? ( лес).
Пришёл, говорят в лес, а за деревьями леса не увидел.
-Что значит эта поговорка?
( Надо глубже на вещи смотреть. Замечать не только то, что бросается в глаза).
Многое замечаем мы в лесу: и птицу в кронах деревьев, и жуков на стволах, и жабу в траве, и цветы, и бабочек, и грибы… Ну а деревья?
-Всегда ли обращаем на них внимание?
-Задумываемся, как они живут?
- Много ли о них знаем?
- Умеем ли их различать?
Между тем деревья очень интересны и удивительны.
Мало, всё-таки, неблагодарно мало знаем мы о деревьях, мало их любим, мало бережём.
ДЕРЕВЬЯ.
- На какие группы делятся все деревья?
( лиственные и хвойные)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. ( берёза)
- Какие ещё лиственные деревья вы знаете?
- Какие растут во дворе школы?
- Какие лиственные деревья растут возле вашего дома?
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (сосна)
- Какие ещё хвойные деревья знаете?
(картины лиственных и хвойных деревьев)
САМЫЙ.
САМЫЙ…
1. Самый старый дуб в Литве – 2000 лет.
2. На Днепре в Верхней Хартице, дуб напоминает шатёр. Тень кроны 1500 м. В урожайный год даёт 10 тонн желудей.
3. Каменная берёза на Дальнем Востоке живёт до 500 лет. Любит расти на камнях, древесина прочная, как камень.
4. Железная берёза в Приморье живёт до 400 лет. Древесина очень твёрдая, нельзя распилить. Занесена железная берёза в Красную книгу.
5. Самое высокое дерево в мире – секвойя -132 метра. Высота 50 этажного дома.
6.Ещё одна секвойя прославилась тем, что оказалась на пути у дорожных строителей. Они решили прорубить сквозь ствол дерева туннель. Через этот туннель проезжают даже туристические автобусы.
7. Второе место по высоте занимает австралийский эвкалипт. Сейчас в Австралии есть одно дерево около 100 метров. В прошлом встречались деревья высотой до 150 метров.
8. Самое толстое дерево на Земле – каштан. В 1845 году на о. Сицилия обнаружен. Диаметр ствола – 20 метров. К сожалению, в дерево ударила молния и разломила его на пять частей.
9. Плавучая ряска – самое крошечное цветущее растение. Листочек 1 мм в поперечнике. На ногте пальца свободно поместятся 25 листиков.
10. Листья гиганты у пальмы раффия. Они до 20 метров. Если конец листа закрепить на седьмом этаже, то другой конец достанет до земли.
11. У некоторых тропических лиан стручки вырастают длиной до 2 метров.
12. В Малайзии растёт змеиное дерево. Получило своё название потому, что его стручки длиной более полуметра свёрнуты в кольца, и когда дует ветер, то создаётся впечатление,
что ветви сплошь покрыты извивающимися змеями.
13. Самое раскидистое дерево – баньян. Его ещё называют дерево – роща. Это потому, что у баньяна не один ствол, как у всех деревьев, а много. На ветках кроме листьев ещё и корни. Как только доберётся корень до земли, так превращается в очередной ствол. У одного баньяна насчитали больше 4000 стволов. Это даже не дерево – роща, а дерево – лес.
14. Самая высокая трава – бамбук. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго, всего 40 дней. Бамбук повыше и покрепче многих деревьев.
15. В Индии, в Индонезии растёт хлебное дерево. На нём крупные плоды килограммов по тридцать. Из их мякоти пекут лепёшки, похожие по вкусу на хлеб.
16. А ещё есть колбасное дерево. Полуметровые плоды которого видом хоть и напоминают колбасу, но, к сожалению они не съедобны.
17. Молочное дерево растёт в Бразилии. Чтобы его «подоить», надо надрезать кору и тотчас потечет белая струйка. По вкусу сок напоминает молоко.
18. Конфетное дерево растёт в Индии, Японии, Китае. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.
19. Овощи рекордсмены:
Помидор – 2 кг.
Капуста – 52 кг.
Тыква – 171 кг.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЗАПРЕТЫ.
Были мы за речкой, на том берегу,
На большом душистом заливном лугу,
Бабочек ловили и венки плели,
На колхозном поле отдохнуть легли…
Стрекозу поймали, крылья хороши!
А потом гулять ходили,
Пёстрых бабочек ловили…
- Правильно ли поступили дети?
- Что нельзя делать?
- Почему?
- Какие ещё правила поведения в лесу вы знаете?
Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
Не рви цветы в лесу, на лугу, в поле.
Букеты можно составлять только из тех цветов, которые вырастил человек.
Не лови и не уноси домой здоровых птиц, зверей. В природе о них позаботятся
взрослые животные.
Не подходи близко к гнёздам. По твоим следам их могут найти хищники. Если случайно окажешься рядом, не прикасайся к гнёздам. Иначе птицы – родители могут навсегда покинуть гнездо.
Не повреждай кору деревьев.
В лесу старайся ходить по тропинкам, не вытаптывай траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения и насекомые.
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву.
Не сбивай грибы, даже не съедобные. Помни, что грибы, очень нужны природе.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнёшь животных.
ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ.
Многие художники писали о природе.
Беседа по картинам. Остроухов « Золотая осень».
И. И. Шишкин « Корабельная роща».
« В лесу Мордвиновой».
А. И. Куинджи «Берёзовая роща».
И. Э. Грабарь « Рябинка».
Композиторы посвящали природе свои произведения.
П.И.Чайковский «Времена года».
А.П. Бородин. « Песня тёмного леса».
А. Глазунов. Симфоническая фантазия « Лес».
П.И.Чайковский. Романс « Благословляю вас, леса».
Закройте глаза и представьте, что вы зашли в лес.
-Что вы увидели?
- Кто что представил?
Поэты писали стихи.
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,-
Я знаю всё, о чём поёт
Щегол и реполов.
Поёт на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?»
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
« ЛЕСНОЙ ПОЖАР»,
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил, потухающий костёр
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
( В.Шефнер).
- Где нужно разводить костёр?
- Что необходимо при этом помнить?
( Костёр разводят на открытых местах, у воды. Уходя, тщательно засыпают землёй или заливают водой).
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ.
Мы говорили о лесе. Вернее о части леса - деревьях. О правилах поведения в природе. На следующих занятиях будем говорить о растениях, животных, грибах, насекомых, Красной книге.
Песня « Красная книга». ( Дербенёв)
Берегите Землю.
Берегите Землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке золотые блики…
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!..,
Всё дарю! Всё доброе приемлю!
Только берегите Землю!
( М.Дудин).
Литература.
Газета « Знайка». 2003 г.
Ж-л. Начальная школа. №8 – 1988г. №6 – 1980г. № 6 -1982 г.
№5 – 1995г. №6 – 1979г.
Ж-л. Весёлые уроки №8 – 2001г.
Энциклопедия живой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс
В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд "Магазин" не анимированный....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...
Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.
Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...
Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования
Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...
Устный счет. Некоторые приемы устного счета.
Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...