Внеклассное мероприятие "Мои права". 3 – 4 класс
Цели урока: ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование; формирование основ правовых знаний; создание условий для понимания учащихся своих прав. Ход урока - Организационный момент. Дети сидят полукругом в классе.
Игра “Знакомство” У учителя в руках мягкая игрушка. Начиная с учителя, каждый ребёнок представляется: “Меня зовут …., я люблю ….” и передаёт игрушку следующему. Каждый последующий ученик повторяет информацию о предыдущих (Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть и т.д.) и передаёт игрушку. ІІ. Знакомство с Конституцией Российской Федерации. - Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают) - Как называют людей, живущих в России?
- Почему к Москве у нас особое отношение?
- Какие символы государства вы знаете?
- Что представляет собой Государственный герб России?
- Опишите российский флаг.
- Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?
- Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово “закон” и дается его значение). ЗАКОН – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти. - Что такое закон? (Ученик читает запись на доске). - Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации. КОНСТИТУЦИЯ - это основной закон государства. В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.В нашей стране было принято несколько Конституций: это в 1918 году, в 1924 году, в 1936 году, 1977 году. Последняя Конституция уже Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Вот как она начинается: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своёй земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя …. - В этой Конституции записаны наши с вами права и обязанности. Давайте разграничим такие понятия как “права” и “обязанности”. В чём их различия? ПРАВО – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам. ОБЯЗАННОСТЬ - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различия. Права и обязанности граждан России Права. - Право на жизнь
- Право на личную неприкосновенность
- Право на жилище и его неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на образование,
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Право на получение юридической помощи
- И т.д.
Обязанности. - Обязанность защищать Родину
- Обязанность соблюдать законы
- Обязанность сохранять природу и окружающую среду
- Обязанность платить налоги
И сегодня мы познакомимся с правами. Мы взяли только те права, которые наиболее понятны вам в вашем возрасте. Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим. Как ваше домашнее задание связано с темой нашего разговора? 1) Свое домашнее задание показывает I группа. 1) Я шагаю в первый раз, Ну, конечно, в первый класс. И поверьте мне, друзья, Это школа номер 16. 2) Ну, а я студент- дипломник, Скоро буду я историк, И поверьте мне, друзья - Это школа номер 16. 3) Ну, а я бабушка студента, Ныне я пенсионерка. И поверьте мне, друзья, Я училась в школе два. - Какое право реализуется в выступлении первой группы? (Право на образование) 2) Выступает вторая группа. (Инсценировка песни “На прививку!”. За дверью слышится голос: “На прививку второй класс!”) 1 уч.- На прививку второй класс, Вы слыхали, это нас. 2 уч. (Дрожит от страха) Я уколов не боюсь, Если надо – уколюсь. У меня живот болит, Может корь или дифтерит И краснуха, и ангина И поверьте, скарлатина. 3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится.) Это только трус боится, На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу. 4 уч. (Улыбается, делает вид, что не боится уколов). Ну, подумаешь, укол, Ну, укол, ах, укол. Укололи – и пошел. (Следующие слова произносит медленно, показывая своим видом, что он боится.) Почему я встал у стенки У меня дрожат коленки - Какое право реализуется в выступлении первой группы? (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь) 3) – Свое домашнее задание показывает третья группа. (Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”) - Кто на лавочке сидел
Кто на улицу глядел Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. - Дело было вечером,
Делать было нечего. - Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак, Тут сказал ребятам Боря Просто так: 4. А у нас на кухне газ. А у вас? 5. А у нас водопровод. Вот. Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Мы купили синий-синий, Презеленый, красный шар. - А у нас огонь погас – Это раз.
Грузовик привез дрова – Это два. А в-четвертых, наша мама Отправляется в полет, Потому что наша мама Называется пилот.
1). - Мама – летчик? Что ж такого! Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры. А у Левы мама – повар. Мама – летчик? Что ж такого! 2). - Мама – вагоновожатый, Потому что до Зацепы, Водит мама два прицепа. 3). Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет? Ну, конечно, не пилот. Летчик водит самолеты – Это очень хорошо. 4). Повар делает компоты – Это тоже хорошо. Доктор лечит нас от кори, Есть учительницы в школе. Мамы разные нужны. Мамы всякие важны. 5). Дело было вечером. Спорить было нечего. - Какое право, реализуется в выступлении первой группы? (Право на труд) Всем спасибо за выступление. ІІІ. Знакомство с Всеобщей декларации прав человека. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы, понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека. ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство. Сегодня мы познакомимся с Всеобщей декларации прав человека. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вмести с ними появились Главные Вопросы: - Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- И так далее.
Без этого ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщей декларации прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле незамедлительно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать Всеобщей декларации прав человека. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере познакомиться со всеми тридцатью её статьями. Именно в этом поможет нам эта книга “Ваши права”. Практическая работа. Каждая группа получит карточку с заданием, связанным с нашей темой урока. 1. Группа.
2. Группа
3.Группа
ІV. Итог занятия. Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях, о Всеобщей декларации прав человека. Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!” Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всем, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую, справедливую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства. V. Занятие заканчивается песней “Широка страна моя родная” Слова В. Лебедева-Кумача. Музыка И. Дунаевского. Литература Советский энциклопедический словарь” М: 1989 2. “Ваши права” книга для учащихся нач. классов, Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. ВИТА–ПРЕСС 1996 г. 3. “Изучаем права человека” рабочая тетрадь для учащихся, М: ВИТА- ПРЕСС 1996 г. |