Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на краеведческом материале Белгородчины
классный час на тему

Яковлева Лидия Алексеевна

Современные образовательные технологии как средство реализации в начальной школе

системно - деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_yakovleva.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Л.А., учитель нач.классов

МОУ Бессоновская СОШ Белгородского района

Взаимодействие родителей и педагогического коллектива как предмет договора в формировании новой модели

выпускника начальной школы.

      Иногда у нас бывают моменты, когда мы не удовлетворены тем, как мы себя выражаем. Например, нам может не нравиться сам способ, которым мы это делаем или может не нравиться, что мы недостаточно себя выражаем. Но так хочется выразить себя очень ярко, сильно и позитивно. Так, чтобы это было заметно и принесло пользу людям.

       В жизни каждого человека бывают трудности. В том числе и с самовыражением. Самовыражение – это очень важно для нас. Это очень важный аспект нашей жизни. Может быть самый важный. Мы родились для того, чтобы выразить себя определённым образом. Маленькому ребёнку довольно сложно выразить себя – сложно донести до окружающих информацию о своих потребностях.

       Школа существует исключительно для помощи ребёнку в реализации своих собственных возможностей. Между педагогом, ребёнком и родителями, на мой взгляд, необходимо построить такую систему взаимоотношений, которая способствовала бы всестороннему развитию личности каждого ребёнка, создавала бы условия для его саморазвития, самореализации, самоутверждения.

       Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало». Начальная школа всегда была и остаётся началом всех начал. Именно начальная школа формирует портрет будущего подростка, молодого человека, зажигает маяки ближайших и далёких целей. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а ещё хуже затушить её некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо.

        Великий Ян Амос Каменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

        Но для развития интеллектуальных и творческих способностей необходима тесная связь с семьёй. Важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнением. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. «Всё – и хорошее, и плохое человек получает в семье».

Эти педагогические мудрости известны всем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй в этом процессе. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, а особенно с семьями, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями. Я хочу поделиться своим опытом и результатами нашей совместной работы с родителями.

        Наше современное информационное общество предъявляет к будущему поколению новые требования: современный человек должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. И именно «сегодняшние» младшие школьники, станут «завтрашней» опорой нации, от их личного благополучия зависит и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы и семейного воспитания.

         У семьи и школы – единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны. Но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьёй.

        Вопрос взаимодействия семьи и школы очень актуален, т. к. сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие. Родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительских собраниях присутствовали почти все родители?

Свою работу с родителями я реализую таким образом:

Вовлечение родителей в учебный процесс.

         Урок наблюдение.

Урок наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приёмы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми. Как дети общаются со сверстниками, и какие при этом возникают затруднения.

 Урок – практическое участие.

Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они как-бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться.( Например, как нелегко детям овладеть навыком письма).

Работа учителя с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуальная.  В практике сложились наиболее рациональные её формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, совместные посещения зрелищных мероприятий, выставок, работ учащихся, совместные классные праздники.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги и родительские вечера.

Родительские вечера.

Непринуждённая праздничная атмосфера, душевность, добрый юмор и желание поделиться своим умением, способствует тому, что родители откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Итогом таких вечеров становятся выпуски родительских газет, выставки творческих работ. Ежегодное участие родителей, бабушек в таких школьных конкурсах, как        «Вот какая мама, золотая прямо!», « Вместе с папой», « А ну – ка, бабушки!», организация отдыха и проведение выходного дня ( коллективные катания на коньках, посещение бассейна, выезд на природу), способствует не только хорошему отдыху, но и сплочению, взаимопониманию, дружбе как детей, так и взрослых.

Одной из эффективной формы работы стал классный конкурс « Вся семья вместе, так и душа на месте», целью которого была:

- расширение круга совместных увлечений и способов проведения свободного времени;

- формирование у школьников уважительного отношения к семье, родным , старшим. Во время подготовительной работы конкурса прошли мероприятия, позволившие восстановить семейную родословную, над которой задумывались не только дети, но и старшие члены семьи.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали  родительские тренинги.   Эта активная форма работы с теми родителями, которые осознают  проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным.

В родительских тренингах участвуют оба родителя. Родителям даётся возможность на время ощутить себя ребёнком, пережить эмоционально ещё раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры». Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, конкурсах и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями даёт проведение совместных классных праздников. В нашей школе есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья».  Утренники   « Папа, мама, я – дружная семья». Разговор – встреча родителей и детей « В сердце ты у каждого, Родина – Россия!», новогодние праздники и праздники, посвящённые 9 мая, последний звонок и т.п.

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и  сплачивают детей и родителей. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

 Учащиеся моего класса принимали участие в 42 всероссийских конкурсах интеллектуального и творческого характера, за которые получили около150  грамот и благодарностей. Среди моих учеников есть и будущие врачи, и педагоги общеобразовательных и музыкальных школ, работники культурной сферы (Гурьев Евгений – солист Большого театра, а Андрей Дегтяренко – студент института им. Гнесиных). Я буду стараться работать так, чтобы мои сегодняшние и будущие ученики относились к своей работе творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....

Гражданско-патриотическое воспитание

Цель данной работы с детьми: формирование основ патриотизма у младших школьников.             Задачи: утвердить  патриотические ценност...

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»

Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала».   На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности

                               Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...