Духовно - нравственные ценности личности.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ирха Маргарита Викторовна

Предварительный просмотр:

 Урок №1

Тема: Урок добра. 

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,  

           обусловленного в обществе представлениями о добре.

Задачи:

  1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их

      с общечеловеческими ценностями;

  1. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий

      в коллективе.

Ход урока.

  1. Орг.момент. 
  2. Учитель:      В жизни по-разному можно жить –  

                     Можно в беде, а можно в радости.

                     Вовремя есть, вовремя пить,

                     Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой обожженною солнце достать

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

3. Работа над  рассказом В. Сухомлинского  "Обыкновенный человек".

1) Чтение учителем рассказа.

   - В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

     У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.  

     Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

     На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 - Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

    В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук.

- И это еще не человек, ответил дед.

    Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал дальше., а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

2). Проверка восприятия. Анализ поступков героев рассказа:

- Про кого из проезжающих дед сказал, что "это не человек"?  Почему?

- Почему третьего проезжающего он назвал "обыкновенным человеком"?

- Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

 

4. Сообщение темы урока.

Учитель: Тему добра сегодня мы затронули неслучайно. Как вы думаете почему?

                                             (С 17 по 24 апреля    проходила "Весенняя неделя добра")

5. Выдвижение гипотезы:

Учитель: Тема эта ненова. Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)

 - Что такое добро и что входит в это понятие?  

- Почему нужно стремиться к добру?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.          

1) Чтение стихов детьми:

Добро – это ты!

Добро – это я!

Добро – это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне,

Добро -  это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама и папа рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Без Доброты, нам было б слишком тесно,

Без Доброты, нам было бы темно...

Лишь с Добротой, хватает в сердце места,

Чтобы любить и помнить всё равно...

И даже если всё давно остыло,

Нам Доброта поможет пережить,

Всё то, что в сердце болью долго ныло,

Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданию,

И Милосердию готовы век служить,

И чтобы быть Подобием...созданью

Необходимо с добрым сердцем жить!

6. Обсуждение ситуаций:

Учитель:

-  На мой взгляд, и добро, и доброта – синонимы, как мораль и нравственность. Доброта или добро – это стремление человека дарить радость людям. Я вам предлагаю обсудить две ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?

1) Работа в парах: чтение ситуаций и поиск ответов на поставленный вопрос

Ситуация 1.   Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

    В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти дорогу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2.     Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для нее хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то отблагодарить его.

2) Обсуждение поступков:

- По каким же мотивам совершались добрые дела этими мальчиками?

                                            (В первом случае – бескорыстно, во втором –

                                            с выгодой для себя)

- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?

- Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

7. Так что же вкладывается в понятие добро?

Обобщение:

"…Добро – это все положительное, хорошее, полезное, бескорыстное"

(Л.Н.Толстой)

                                               

8. Работа в группах:

Учитель:

-  Добро – это все положительное, хорошее, полезное, бескорыстное, которое совершается по отношению…к кому, к чему? Из каких отношений складывается наша жизнь?

(Группам предлагается записать на листах в два столбика доброе и негативное отношение к старшему поколению, к сверстникам и младшим, к себе, природе)

9. Проверка выполнения задания: (К доске выходят по 2 представителя от группы, один перечисляет положительное, другой - отрицательное)

Учитель:

- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки.

10. Домашнее задание:

1. Нарисовать добро.

2. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.

3. Принять участие в добровольческой акции "Весенняя неделя добра"

      11. Итог урока: - Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя.

                                   - Какую же дорогу в жизни мы выберем?

                                   



Предварительный просмотр:

Урок №2.

Тема: Моя Родина – Россия.

Цель: Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.     Формировать представления учащихся о государственных символах России;

Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Вступительная беседа.

   Вопрос1:  - Что такое Родина?

Дети размышляют и предлагают свои ответы.

Ответов на этот вопрос может быть много:

— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

— Земля, которую наши предки защищали от врагов.

— Родина – это наш край, город, поселок.

— Родина – это место, где живут близкие и дорогие

— нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

— Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.

— Это место, по которому люди скучают, находясь

— в далеком краю, на чужой стороне.

 Вопрос 2: "С чего начинается Родина?"

                                 (после высказываний звучит песня «С чего начинается Родина»)

2.  -А сейчас обратимся вот к этим словам: отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчество, Отчизна. (на доске)

-Прочитайте слова.

-Рассмотрим значение каждого слова.

Отец- мужчина по отношении к своим детям, папа.

Отцовский- отцовские книги, отцовский пиджак, т.е. вещь, принадлежащая отцу.

Отчество- имя от отца.

Отечество- страна, где родился человек.

Отчизна - (высок.) Отечество, земля отцов.

3. -А что для нас значит Родина?

(Двор, дом, семья, мама, папа, друзья, дедушка, Елабуга, Россия, Татарстан и т.д.)

По мере того как дети называют слова, учитель закрепляет на магнитной доске карточки с этими словами. Карточки готовятся заранее.

На доске появляются слова :

Дом,  двор, берёза, мама, папа, родители, школа, Россия,  поле, лес, игра, детство,  семья, зима, Москва, Мариинск.

 4. Слово учителя.

 Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. Самыми важными государственными символами являются гимн, герб и флаг. У каждого государства есть своя история появления государственных символов, в том числе и у России.

Гимн

Мы  сейчас послушаем гимн России.

Гимн - один из трех главных государственных символов. В России было несколько разных гимнов, потому что наша страна имеет богатую историю, и в ней происходили разные события, находившие отражение в главной символике государства. Последнему государственному гимну всего 7 лет. Он был создан 30 декабря 2000 года. Автор слов гимна - С. В. Михалков, музыки - А.В. Александров. Музыка этого гимна появилась значительно раньше слов, и она впервые прозвучала во время Великой Отечественной войны по радио 1 января 1944 года. Современный гимн России очень похож на гимн СССР. Музыка у него точно такая же, а слова написал тот же поэт, который написал и текст гимна СССР. Почему выбор пал именно на этот вариант гимна? Наверно потому, что гимн стал самым запоминающимся символом России, которой она была более 70 лет назад. В советской истории нашей страны было много хорошего и плохого: много страшных и неприглядных страниц. Но это время - наша история, и граждане своей страны должны ее помнить - поэтому напоминанием об этом непростом для России времени стал современный государственный гимн.

Флаг

Вопросы ученикам, дискуссия:

- Как выглядит флаг РФ, каковы его цвета?

 - Где мы можем увидеть государственный флаг?

 - Почему государственный флаг висит и над правительственными учреждениями и им же размахивают на стадионе, когда играет российская сборная по футболу или хоккею?    

 Государственные флаги появились более ста лет назад. Впервые российский флаг был создан для первого русского корабля. Он ведет историю с 1668 года и служит России уже более 300 лет. Он был трехцветным, таким, каким он является и сейчас. Так как флаг должен быть опознаваем с большого расстояния (будь то знамя в бою или флаг на рее корабля), то его композиция должна быть очень простой. Поэтому у флагов или полотнище одного цвета, или полотнище, состоящее из двух-трех разноцветных частей (полос), либо полотнище одного цвета с одной-двумя крупными и четко очерченными фигурами на нем. Есть, конечно, и исключения, когда флаги состоят многих фигур.

Государственный флаг России появился в период Российской империи и связан с царствованием династии русских царей Романовых, и временем своего создания он напоминает об этом периоде Российской истории.

Герб

Вопросы классу.

 -  Почему на груди у двуглавого орла изображен конный всадник?

  - Почему на всех монетах разных стран изображен государственный герб?

  -  Где еще можно встретить изображение российского герба?

Информация к запоминанию:

Предназначение герба - обозначить владельца, но не с помощью слов, а с помощью изобразительных средств: цветов и фигур. На гербе РФ изображен золотой двуглавый орел с изображением конного всадника, копьеносца, на груди. Конный всадник - символ московского княжества, под началом которого произошло объединение русский земель в одно сильное государство. Поэтому и столицей России стала Москва. Двуглавый орел появился в качестве государственного символа чуть позднее, чем всадник. Его ввел в обиход Великий князь московский Иван III Васильевич, который хотел, чтобы новое государство, которое создалось из разрозненных русских земель и княжеств, и было объединено московскими князьями, имело свой собственный символ. Но такой, который бы был уже известен другим странам. Двуглавого орла прежде не знали в России, но зато этот знак был известен в других странах. И тогда великий князь Иван III решил ввести в обиход двуглавого орла, чтобы правители других стран поняли, что Россия не меньше и не слабее, чем другие страны и государства. А чтобы российский двуглавый орел отличался от других орлов, он велел, чтобы российский орел изображался золотым на красном поле (фоне), а на голове у него изображались две короны. Случилось это в 1497 году, 500 лет назад. Поэтому герб России - ровесник нашего государства России.

5. Подведение итогов урока.

1)      Государственные символы появились в разное время, и они символизируют преемственность поколений, живших и ныне живущих на территории нашей страны.

2)      Государственные символы - это обозначение государства, но разными средствами: через музыку, цвета и образы.

3)      Поэтому уважительное отношение к государственным символам говорит об уважительном отношении человека к своему государству и народам, которые в нем живут, к своим родителям, родным и близким, друзьям и к самому себе.

6.Д/з. Рассказать родителям о государственных символам.



Предварительный просмотр:

Урок №3.

Я и моя малая Родина.

Цель: Сформировать гражданственность,

          Вызвать интерес к осознанию себя частью своей родины,

          Формировать культуру отношения к символике.

Оформление: Герб Кемеровской области

                       Флаг Кемеровской области      

                                                                                            Родина наша малая-

                                                                                            Там, где родился и рос.

                                                                                            Связана с ласкою                                    маминой,

                                                                                            С лепетом белых берез.

                                                                                                           Валентин   Малахов

                                                             Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

        Родиной нашей является наш Кузбасс. О развитии  Кемеровской области мы с вами уже говорили, совершали  заочную экскурсию по городам  Кузбасса. И сегодня мы познакомимся с символикой Кузбасса.

2.Сообщения учащихся.

       а). Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный

          дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный

          короной в виде стилизованной чаши. Щит окаймлен узкими полосами черного и

          золотого цветов. Нижняя часть щита – зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует

          сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет-это также традиционный

          цвет молодости и надежды. В центре щита – треугольник черного цвета, усеченный

          с боков и окаймленный узкой полоской золотого цвета: террикон, символизирую-

          щий угольную промышленность. В  центре террикона расположены перекрещенные

          кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность

          Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные молот и кирку к вер-

          шине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют

          также важность для Кемеровской области сельское хозяйство. Треугольники

          красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл.

          Герб обрамлен дубовым венком, определяющим статус Кемеровской области

          как субъекта  Российской Федерации, наделенного правами государственной власти.

          Нижняя часть венка переплетена орденской лентой Ленина, которым Кемеровская

          Область была награждена дважды в 1967г. И 1970г. В центральной части орденской

          обозначена дата – 1943г.- год образования Кемеровской области. В разрыве

          дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизован-

          ной полной чаши, символизирующей богатства Кузбасса.

     б). Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного

          цвета синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей треть дли-

          ны. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской облас-

          ти. Отношение ширины флага к его длине 1:2.

     в). Прослушивание гимна Кемеровской области.

           Вы видите: горят огни в ночи,

           На землю небо звездное упало,

           Вы слышите: мелодия звучит,

           Поет земля восточнее Урала.

           Где города по берегам реки

         Тепла и света создают запасы,

         Ее добыли в шахте горняки –

         Рабочую мелодию Кузбасса.

                                       Мелодия, звучи с сердцами в лад.

                                       Мелодия, наш путь велик и труден.

                                       Земля открыла людям свой талант,

                                       И свой талант земле открыли люди!

        От пламени не прячем мы лица,

        Когда металл рождается в горниле.

        Натруженные руки кузнеца

        Мелодию надежно закалили.

        Она в пролетах заводских гремит,

        И поезда несут ее по трассам.

        Об отчем доме с нами говорит

        Рабочая мелодия Кузбасса.

                                           Припев:

         

        Когда в предгорьях выпадет роса,

        Когда восходит солнце над долиной,

        Таежный шум и птичьи голоса

        В той музыке могучей различимы.

        Распахнут мир дыханию весны,

        И ждет любовь назначенного часа.

        Вливается  в напев родной страны

        Рабочая мелодия Кузбасса!

                                          Припев:

3. Задание : Составить путеводитель по Кемеровской области.

      1ряд 1).На ватмане нанесите контуры границ Кемеровской области.

               2).Обозначить областной центр.

               3).Обозначить город, в котором мы живем.

    2 ряд 1).На ватмане нанесите контуры границ Кемеровской области.

              2).Обозначить важнейшие реки, которые протекают в нашей области.

              3).Написать памятные места нашего города.

  3 ряд   1).На ватмане нанесите контуры границ Кемеровской области.

              2).Обозначить крупные города нашей области.

              3).Обозначить образцы флоры и фауны нашего города.

4. Подведение итогов.

       Представление своего путеводителя.        



Предварительный просмотр:

Урок №4.

Тема: Волшебные слова.

Цель: Обсудить с ребятами проблему человеческого невежества и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственное невежество. 

Воспитывать культуру взаимоотношений.

Развивать такие качества характера, как порядочность, умение быть ответственным за свои поступки.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!

- Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ...
(“Доброе утро!”)


Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ...
(“Добрый день!”)


Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ...
(“Здравствуйте!”)


Растает ледяная глыба
От слова доброго ...
(“Спасибо!”)


Когда бранят за шалости, Мы говорим: ...
(“Прости, пожалуйста!”)


И во Франции, и в Дании  Говорят, прощаясь: ...
(“До свидания!”)


Всем вам с большой любовью
Желаю…
(Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

У каждого из вас есть карточки-лучики, напишите на них волшебные слова.

Прочитайте слова, которые вы написали и прикрепите лучи к нашему солнышку.

Солнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось светло,
Заплясали, засверкали вдруг
Солнечные зайчики вокруг.

Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи перечисленные качества? (Воспитанному, вежливому).

"Вежливый " — древнерусское "вежа" — знающий, учтивый.

"Невежа" —обратный смысл — грубиян, не соблюдающий правил приличия.

II. Чтение и анализ рассказа Г. Юдина "Свинья в гостях".

         Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила.

Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:

— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала.

Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и наутёк.

III. Беседа.

Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы, которые написаны на доске.

— Можно ли свинью назвать вежливой?
— Почему собака залаяла на свинью?

IV. Инсценировка стихотворения.

1.Вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом
И закричал: —А я причём!
Но, досчитав до тридцати, сказал:
— Ну, дедушка, прости.

Вопросы:— Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?
               — А как бы вы извинились?

2. Пошёл я гулять и в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", — я шепнул виновато.
— Ступай, —улыбнулась.
— Прощаю пока, —
И ухо моё отпустила рука.
"Простите"…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.

Вопросы:— Как можно оценить поступок мальчика?
               — Можно ли его извинение считать искренним?

V. Работа в группах.

Ребята делятся на группы и решают проблемные ситуации, которые находятся в конвертах.

Ситуации могут быть такими:

  1. Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.
  2. Вы едете в полном автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.

— Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла…

(Как должен поступить Витя?)

— Дед про внучку говорил:
Экая досада —
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада…

(Действия внучки?)

Ребята обсуждают ситуацию и комментируют её.

VI. Итог урока. Д/з. Найти с родителями пословицы о волшебных словах

   



Предварительный просмотр:

Урок №5.

Тема: «Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО»

Цель: формировать нравственные качества детей, раскрыть понятия «хорошо» и «плохо» на примерах жизненных ситуаций,

          воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и старшим людям;

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Крошка-сын к отцу пришёл

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

- Эти строчки стихов В. В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам. А вам они известны?

- Какие поступки люди считают хорошими? (Которые идут на пользу, на благо человека)

- Какие поступки попадают в категорию плохих? (Которые вредят человеку, нарушают его права)

3. Игра «НАШИ ПОСТУПКИ»

На доске в беспорядке прикреплены карточки. Расположите их на 2группы: хорошие поступки и плохие.

Учить уроки

Помогать друзьям

Обижать малышей

                         Говорить правду

Мешать кому-либо

Обзываться

Слушать учителя на уроке

Быть вежливым

Драться

Не слушать говорящего

Уважать родителей

Быть обидчивым

Перебивать говорящего

4.  Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Плохо»

Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы, прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котёнок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал. Неподалёку стояли 2 мальчика и ждали, что будет дальше…

 - Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ?

- Что мы можем сказать об этих мальчиках?

- Вы встречались с подобными ситуациями?

А теперь послушаем продолжение рассказа.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали, - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

- Почему женщина была возмущена?

- Почему удивились мальчики?

- Давайте изменим окончание рассказа так, чтобы женщина похвалила мальчиков.

5. Послушайте стихи и сделайте вывод, со всеми ли вы согласны ?

1ученик: Если с другом разделил

                Ты свои конфеты-

                Хорошо ты поступил,

                Каждый скажет это.

2ученик:  Ты узнал чужой секрет

                  И разнёс сейчас же,

                 Это плохо, хуже нет,

                 Это подло даже!

3ученик: Если подал ты при всех

                  Девочке пальтишко,

                 Ты – культурный человек,

                  Мировой мальчишка!

4 ученик: Если ты, как дикий зверь,

                Сразу лезешь драться,

                Недостоин ты, поверь,

                Человеком зваться!

5 ученик: Если ты пригрел кота,

                Кормишь птичек в стужу,

                Это - просто красота,

               Только так и нужно!

6 ученик:  Ты подбил собаке глаз,

                  Бросил кошку в лужу.

                  Будь уверен, в сорок раз

                  Ты собаки хуже.

7ученик: Уважай людей вокруг,

                Старших, младших тоже,

                И тогда тебя, мой друг,

                 Назовут хорошим.

6. Ребята, мы вам сейчас покажем сказку «Чья помощь лучше», а вы , посмотрев наше выступление, решите, кто из героев поступает хорошо, а кто плохо.

Сказка. Жил-был король. И было у него три дочери - Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:

-Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?

Старшая дочь Алина сказала:

-Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!

Вторая дочь Полина сказала:

-А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!

-А ты что включишь? - спросил король у младшей дочери.

-Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.

-Ну что же, - сказал король, - теперь я знаю , что у меня есть только одна настоящая помощница.

Вопросы к сказке:

1.    От чего король пришёл в ужас?

2.    Что он решил сделать?

3.    О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?

4.    Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми и почему?

А какой вывод делаете вы?

7.С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы.

Ребята, как вы понимаете эти пословицы?

«Называться человеком легко, быть им трудно.»

 «Человек – это то, что он сам из себя сделал.»

 «Без добрых дел, нет доброго имени.»

  8. Итог урока:

            Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что из того, о чём здесь шла речь, вы сделаете определённые выводы. Желаю вам , чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, а плохое старайтесь обходить стороной. А в заключении давайте вспомним и споём песню самого доброго сказочного героя-кота Леопольда.

(дети исполняют песню «Если добрый ты...»

          Что нового вы открыли для себя на уроке?

          Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

          Каких дел должно быть больше хороших или плохих?

9. Домашнее задание:  Нарисуйте рисунок на тему «Мой хороший поступок»,

                                    Сочини сказку про Плоха и про Хороша.



Предварительный просмотр:

Урок №6.

Тема : «Дружба».

Цель:  раскрытие сущности понятия «дружба», формирование представления о качествах, которыми должен   обладать настоящий друг.

Задачи:

  1. Развивать  этические чувства доброжелательности и отзывчивости;
  2. Готовить учащихся к умению слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  3. Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  4. Развивать понимание у детей их значение в выстраивании дружеских отношений в семье и обществе.

Ход урока:

І. Организационный момент.  

Повернитесь к своему соседу и подарите  улыбку.

II. Мотивация. Введение в тему урока. Послушайте притчу и подумайте:

В чём заключается её смысл?

                                                       Снег

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

  1. В чём заключается смысл притчи?
  2. Чему учит эта притча?

Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Наш урок сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе.

III.  Актуализация знаний. Приём «Знаем – не знаем».

Что вы уже знаете о дружбе?  Что хотите узнать? (запись на доске)

Обратимся к рубрике учебника «Вы узнаете»  с. 32

Сегодня попробуем разобраться: Что такое дружба? Какие отношения существуют между людьми? Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?

IV.  Открытие нового знания. Работа в группах.

Обратимся к учебнику и поработаем в группах

  1 группа – находит объяснение слову «дружба» на  с. 32 , 1 и 2 абзацы.

 2 группа –найдите отличительные черты дружбы            С. 32, 33; 3 – 5 абзацы.  

 

3 группа – подумает, кого  можно выбрать в друзья? Можете воспользоваться с. 33 , 6 абзац.

Проверка.

После выступления 1 группы записываем в словарик определение дружбы по В.И.Далю.

2 группа. Перечисляет черты дружбы.

3 группа доказывает своё мнение.

V. Физминутка.

VI.  Первичное закрепление.

  1. Игра “Ромашка”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.

 Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-Каждой команде выдается по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску.

Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос: “Какими качествами должен обладать настоящий друг?

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

2. А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». (Дети инсценируют рассказ)

              Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

  1. Почему мама осудила Соню?
  2.  Какой совет вы дали бы Соне?

     ( Не оставляй друга в беде.

 Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе.

У друга могут быть ошибки, трудности, испытания.

 Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.)

3.-Послушайте, как о дружбе говорят поэты.

( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)

 « Что такое дружба?»

Спросила я у птицы.

-Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

« Что такое дружба?»

- Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

« Дружба что такое?»

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,

Вместе играют.

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!  

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?

- А кто это все на свете?
- Почему должны дружить все на свете?

-Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь - ничто»

-Как вы понимаете это высказывание.

VII. Самостоятельная работа. Работа в группах.

Подумайте, какой можно дать совет, чтобы помирить

1 гр. – мальчика с девочкой;

2 гр. – друзей;

3 гр. – маму с сыном.

Молодцы! Можете в различных ситуациях найти выход, чтобы не обидеть друга.

Домашнее задание по выбору.

  1. Составить рассказ по рисункам  на  с. 32 - 33.
  2. Написать сочинение о друге.
  3. Составить синквейн «Дружба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей учащихся"

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей   учащихся"...