Педагогический проект по организации мини-музея предметов русской старины "Бабушкин чуланчик"
проект по теме
Предварительный просмотр:
Проект по созданию мини-музея предметов русской старины «Бабушкин чуланчик»
Аннотация проекта
В условиях детского дома трудно создать экспозиции, которые
соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями.
Мини – музей «Бабушкин чуланчик» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского дома с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.
Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.
Проект рассчитан на детей 4-15лет.
Длительность проекта 1 год.
Обоснование необходимости проекта:
Нам кое-что простит эпоха
Отлюбит с нами, отгрустит,
Но, что Россию знаем плохо,
То уж, наверно, не простит.
А.Прокофьев,1959г.
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных на современном этапе.
В наше компьютеризированное время, стало меньше уделяться внимания русской культуре и быту, поэтому я серьёзно задумалась над проблемой приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры.
Для осуществления работы по ознакомлению воспитанников с русской народной культурой и бытом, решила использовать такую форму работы, как создание мини-музея, где размещены предметы быта вышедшие из употребления. Посоветовавшись с ребятами моей группы, мини-музей решили назвать «Бабушкин чуланчик».
Наш мини-музей - знакомит ребят с укладом жизни русского народа, погружает в мир быта русского крестьянства, создаёт картину духовного своеобразия русских традиций. Народные традиции - это особое явление народной культуры. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомы, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Работу по ознакомлению детей моей группы с истоками русской народной культуры я веду с использованием метода проектных технологий, который помогает не только знакомить детей с предметами быта, но и сформировать практические умения, которые потом могли им пригодиться в жизни. Тип проекта создание музея «Бабушкин чуланчик»- информационно-творческий, так как дети не только узнали много нового о предметах русского народного быта, научились ими пользоваться, закрепили название предметов - ухват, чугунок. И, самое главное, хорошо освоили новую для них технику - декупаж, работу с салфетками. Работая над созданием мини-музея «Бабушкин чуланчик» главной целью было:
- познакомить воспитанников с предметами русской старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде, их назначением в прошлом и ценности сейчас.
Задачи были поставлены следующие:
-создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;
-знакомство и изучение воспитанниками предметно – материального быта предков, побуждать включаться в процесс восстановления предметов старины. Привлекать к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
-развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников;
-прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;
-воспитывать свободную т творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
-обогащать и активизировать словарный запас детей: чугунок, ухват, примус, рушник.
Участники проекта:
Работа мини-музея рассчитана на посещение воспитанниками и сотрудниками детского дома, учеников соседних школ, воспитанниками ближайших детских дошкольных учреждений, представителями социальных служб, гостями из других детских домов и интернатов.
Мини - музей внесёт специфику в образовательный и воспитательный процесс в нашем детском доме.
Описание проекта:
Информационно – творческий проект создания мини – музея «Бабушкин чуланчик» посвящён ознакомлению воспитанников с историей русского быта, предметами обихода русских крестьян, народными традициями и творчеством.
Данный проект очень своевременен, так как воспитанники проявляют большой интерес к данной теме.
В начале учебного года пришла идея создания мини – музея предметов крестьянского быта. Это был год сбора и оформления материала для продуктивных форм работы с детьми. Было изучено много материала – о русском быте, о назначении предметов: посуды, домашней утвари.
Работа оказалась очень интересной и увлекательной. При подготовке к открытию мини- музея мы вместе с воспитанниками подбирали материал для экспозиции мини – музея, вместе очищали, мыли, грунтовали, красили будущие экспонаты. Экспонаты музея позволяют всесторонне изучить жизнь русского народа: хозяйство, убранство жилища, различные ремёсла, утварь, обряды и обычаи, праздники и развлечения.
Музейное помещение представляет собой выделенное место в групповой комнате. В качестве экспонатов представлены подлинные предметы, отражающие специфику старинного русского быта России:
- предметы по уходу за одеждой: утюги, рубель,
- вышивка: полотенчики, рушник, салфетки,
- домашняя утварь: самовары, чугунки, кувшин, ухваты, примусы, подсвечники, керосиновые лампы, бидончики.
Однако основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность вовлечения воспитанников в особый самобытный мир русского народа.
Знакомство с предметами домашнего обихода, позволило расширить и активизировать словарный запас детей. Они узнали, что такое примус и как на нём готовить, что такое ухват и для, чего он предназначен. Ребята узнали, что без него не вынешь чугунок из печи.
Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.
Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.
Работу мини - музея планируется проводить по следующим видам деятельности:
- экспозиционная (экскурсии с воспитанниками, гостями),
- воспитательно – образовательная (занятия с детьми, праздники, развлечения, посиделки у самовара).
Здесь можно проводить народные праздники: «Рождество», «Святки», «Пасха» и другие.
При организации мини – музея шло тесное взаимодействие клубов нашего детского дома. При оформлении вывески с названием музея принимал участник кружка « Подарок» Горнич Саша, он выжег название музея. Для яркого и красочного открытия музея было привлечена творческая студия «Алло, мы ищем таланты!»
Назначение мини-музея сохранить культуру наших предков – это та ценность, которая будет долго служить нашим детям, внукам и правнукам.
Рабочий план реализации проекта:
Основные виды деятельности | Сроки |
Организация творческой группы – педагог и воспитанники, по разработке идеи создания мини – музея «Бабушкин чуланчик» | Август – сентябрю 2012-2013г |
Начало реализации проекта, планирование расположения полок для экспонатов. | Август – сентябрь 2012 -2013г |
Сбор экспонатов для экспозиции мини – музея . | В течение всего года. |
Открытие мини – музея на творческом отчёте группы | Май 2013г. |
Этапы реализации проекта:
№ | Название этапа | Цель этапа | Сроки выполнения |
1 | подготовительный | мотивация, целеполагание проекта | Август 2012г |
2 | проектировочный | построение ориентировочно – распределительной системы деятельности | Сентябрь 2012г |
3 | практический | реализация проекта | Август 2012г-апрель 2013г |
4 | аналитико-коррекционный | анализ промежуточных результатов работы по организации мини-музея и внесение изменений | Январь 2013г |
5 | заключительный | сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. | Апрель – май 2013г |
Примерный расход материалов:
Наименование | Количество | Цена | стоимость |
Доски для навесных полок | 6 штук | 350 руб. | 2100 руб. |
Морилка | 1 бут. | 138 руб. | 138 руб. |
Лак | 3 бут. | 185 руб. | 555руб. |
Крепёжный материал( шурупы, гвозди) | 200 руб. | ||
Краска | 2 банки | 250 руб. | 500 руб. |
Уголки для крепления полок | 33 шт. | 18 руб. | 594 руб. |
Искусственные Перец, чеснок, лук | 3 вязки | 225 руб. |
|
Прогнозируемые результаты проекта:
Результатом работы над данным проектом является сохранение наследия и использования его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, что приведёт к улучшению качества социальной среды.
Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании здоровой личности ребёнка.
Очень надеюсь, что создание мини – музея «Бабушкин чуланчик» активизирует участие воспитанников в творческих конкурсах и акциях патриотического направления.
Произойдёт позитивное изменение в отношениях поколений, проявление сострадания, отзывчивости, толерантности.
Создание мини-музея – это мотив, смысл, направление, результат многих занятий. Ребята, создавая работы, раскрывают свой характер, становятся бескорыстными, незаменимыми помощниками в важном деле. Идёт постоянное сотрудничество- воспитатель и ребёнок, воспитывается сознательная дисциплина.
В перспективе развития музея – общение с другими музеями декоративно – прикладного творчества, посещение художественных выставок, ярмарок. Пополнение коллекции новыми экспонатами.
Возможные риски реализации проекта и пути их устранения:
Риски | Пути преодоления |
1.Отсутствие опыта организации музейного дела | -знакомство с опытом работы мини-музеев в других общеобразовательных учреждениях; -анализ и изучение имеющейся теоретической информации с привлечением интернет ресурсов. |
2.Недостаточность Финансирования | -поиск дополнительных источников финансирования (спонсорских средств) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль социально-педагогических проектов в организации внеурочной деятельности школьников.
Одним из интенсивных методов воспитания является социально- педагогическое проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального...
Презентация мини-музея предметов русской старины "Бабушкин чуланчик"
Работы выполнены в технике декупаж....
Педагогический проект«Системно-деятельностный метод в обучении русскому языку как необходимое условие качественного образования »
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. ...
Педагогический проект "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и,...
Проект мини-музея "Предметы быта советской семьи"
Создание мини-музея...
Паспорт мини-музея "Предметы быта советской семьи"
Паспорт мини-музея...
Тема педагогического проекта: «Давайте говорить правильно на уроках русского языка во внеурочной деятельности».
Правильная разговорная речь – является показателем культуры человека и общества, культурная речь – это неотъемлемый компонент духовной культуры любого человека и ребёнка, в частности. Такж...