Классный час "М.В. Ломоносов - самородок земли русской"
классный час (3 класс) по теме
Классный час для учащихся начальной школы о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_-_samorodok_zemli_russkoy_klassnyy_chas.zip | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Талаканская средняя общеобразовательная школа №6»
Бурейского района Амурской области
«М.В. Ломоносов – самородок земли русской»
Внеклассное мероприятие
3 класс
подготовила
учитель начальных классов
Евсейцева Светлана Геннадьевна
(УМК «Школа 2100»)
Талакан, 2012.
Цель:
1.Обучающий аспект цели:
- Расширение кругозора учащихся;
- Формирование ценностных ориентиров учащихся;
- Актуализация знаний учащихся из истории, географии, физики, химии, литературы об особенностях эпохи Петра I, Михаиле Васильевиче Ломоносове – человеке и гражданине.
- Развивающий аспект цели:
- Совершенствование навыков связанной речи;
- Развитие умений выделять главное, развивать мышление, память;
- Развитие поэтических способностей учащихся;
- Развитие познавательного интереса через использование разнообразных форм работы.
- Формирование информационной компетенции
- Воспитательный аспект цели:
- Осуществление эстетического и нравственного воспитания учащихся на примере жизни и деятельности великого русского мыслителя, ученого и гражданина М.В. Ломоносова;
- Воспитание культуры поведения учащихся, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
- Воспитание трудолюбия, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.
Методы проведения:
1. Репродуктивный
2. Творческий
Форма проведения – комбинированный классный час:
1. Элементы устного журнала
2. Поэтический монтаж
3. Видеопросмотр
4. Конкурс
Оборудование:
I. Мультимедийная презентация
Слайды:
1. Тема классного часа: «Ломоносов Михаил Васильевич – самородок земли русской»
2.Родина Ломоносова.
3. Первые книги “Грамматика”, “Арифметика”.
4. Ломоносов на пути в Москву.
5. В славяно-греко-латинской школе.
6. Учёба за границей.
7. Открытия Ломоносова.
8 .В химической лаборатории.
9. Мозаичные портреты.
10. Стихи Ломоносова.
11. Перевод со старо-славянского для физминутки.
12. Московский университет.
13. Могила М.В. Ломоносова.
14. Музей-заповедник в городе Ломоносов.
15. Памятники М. В. Ломоносову.
16. Награды имени Ломоносова.
II. Альбомные листы, цветная бумага, клей для прищипанной мозаики.
III. Наборы пазлов (3 штуки).
Ход классного часа:
Учитель: Сегодня наш классный час ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич. В этом году мы празднуем его 300- летие.
Показ слайда 1: « Михаил Васильевич Ломоносов – самородок земли русской»
- Кто уже слышал это имя и фамилию?
С детства всем знакомо имя – Ломоносов…
Сей великий человек опередил века!
Он – поэт, художник и философ,
Это гений - и ему сравненья нет пока!
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.
Показ слайда 2: «Родина М.В. Ломоносова».
1 ученик.
Седые гривы, вознося до звёзд,
Дыша солёной горечью морскою,
Ломает мачты ледяной норд-ост,
Пропахший палтусиной и трескою.
И юноша с Двины, из Холмогор,
Приобретает в этой грозной школе
Талант вставать ветрам наперекор
И навыки бесстрашия и воли.
Учитель: Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.
В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).
“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.
Показ слайда 3: «Первые учебники»
Василий Дорофеевич сначала поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.
В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.
Показ слайда 4: «Путь в Москву».
2 ученик
На тихом острове он жил,
Наукой с детства дорожил,
И вот однажды в январе
В Москву поехал Михаил.
Учитель:“Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.
Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.
Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.
В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.
Показ слайда 5: «В славяно-греко-латинской школе».
3 ученик
Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.
Преподаватели не могли ни обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.
В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.
Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.
Показ слайда 6: «Учёба за границей».
4ученик
Без денег нелегко прожить…
Ему пришлось латынь зубрить,
И раньше срока кончив курс,
Решил он Киев покорить.
Но уезжает в Петербург.
Потом в Германию, в Марбург.
Пять лет живёт за рубежом,
Вернувшись, знаний багажом
Всех удивляет, и берут
Его работать в институт.
Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни. Им сделаны открытия в химии, физике, астрономии.
Показ слайда 7: «Открытия Ломоносова».
5 ученик
И у комиссии в столе
Доклад о холоде, тепле,
Доклад о светлости металлов,
А ей, комиссии, всё мало,
Но после сплетен и доносов
Профессор – Миша Ломоносов.
Наука вознеслась к верхам,
Здесь Ломоносов, тут и там!
Электроток и цвет стекла
Наука вся его влекла.
Московский университет
Его работа этих лет.
И навсегда теперь, отныне
Он его гордо носит имя.
Но не иссяк круговорот
Открытий. Дел невпроворот:
Венера, свет, стихи, эфир –
Открытья облетают мир…
Показ слайда 8: «Химическая лаборатория».
Учитель: Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе.
Самая первая мозаика, набранная самим Ломоносовым, была Икона Нерукотворного Спаса. (Иконка - размером 11,2 на 9 см рассчитана на освещение свечами и лампадами и на восприятие с определенного расстояния.)
Самая большая картина фабрики Ломоносова -«Полтавская баталия».
(Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7 помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.)
Самый любимый герой Ломоносова – Петр I
Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в Санкт - Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве.)
Показ слайда 9: «Мозаика».
6 ученик
На благо Родины своей.
Твои старанья не забыты,
Используем мы опыт сей.
Ты предстаешь в науках разных,
Достигнув множества высот.
Мозаика была отрадой
Последних жизненных забот.
Ты собирал кусочки смальты.
В един, не разделим узор.
Вот шаг за шагом...восхищенно
Уже с картины смотрит Пётр!
"Полтавская баталия" мир удивляет
Всей грандиозностью своей.
И только Бог один лишь знает
Любови вложенной твоей!
Вся Академия художеств,
Склонила пред тобой главу,
И зарубежье признавало,
Прислав торжественну хвалу.
До нас дошли твои творенья.
Мы чтим тебя земляк родной!
Картин осколочных мгновенья-
Поморской зримы стороной.
Учитель:У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы. Класс делится на 3 команды. Каждой команде выдаются пазлы. Победителем является та команда, которая быстрее всех соберёт картинку из пазл.
Учитель: Ломоносов изучал родной русский язык. Он разработал первую научную грамматику русского языка, был прекрасным поэтом. Прочитайте его стихи адресованные потомкам.
Показ слайда 10 «Стихи Ломоносова».
Язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. В физминутке, которую мы разучим, встречаются устаревшие слова, которые можно прочитать в произведениях Ломоносова.. Выполним зарядку по- старославянски. Подсказки вы увидите на экране.
Показ слайда 11 «Перевод со старославянского»
Старославянская физминутка.
Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их.
Поднимите рамена – опустите.
Потрясите дланями.
Погрозите перстами.
Вытяните выю.
Наклоните главу – опустите.
Погладьте себя по ланитам.
(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки).
Учитель: Университет, который был создан в Москве по настоянию Ломоносова носит его имя «Московский государственный университет имени М, В, Ломоносова»
Показ слайда 12: «Московский университет».
7 ученик.
Нет, ничего вокруг не проглядел
Могучий ум, внимательный и щедрый.
Его пути - ветрам наперерез.
Его стремленья – благо для народа.
Жизнь человека – чудо из чудес!
Всего-то пятьдесят четыре года!
Нет тишины, да и покоя нет.
Жизнь человека – вечное горенье.
И первый русский университет,
Его надежда и творенье…
И - что уж там!- он создан,
он стоит,
Наш первый,
наш российский,
наш московский!
Теперь и в землю не обидно лечь.
Свершён на свете подвиг человека.
И минуло два с лишним века -
Россией Ломоносов не забыт!
В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.
Показ слайда 13: «Могила М.В. Ломоносова».
8 ученик.
Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел,
Добиться своей цели в жизни.
Эх! Не успел, достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил гений!
Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов.
Показ слайда 14: «Музей-заповедник в городе Ломоносов».
Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.
Показ слайда 15: «Памятники М.В. Ломоносову».
9 ученик
И мы, признательные внуки,
Его всем подвигам благим
Во имя правды и науки
Здесь память вечную гласим.
Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье.
В нашей стране был учреждён орден имени Ломоносова. Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Показ слайда16: «награды имени Ломоносова».
Подведение итогов.
Учитель:
Давайте в память о М. В. Ломоносове выполним прищипанную мозаику. Для выполнения работы нам потребуется бумага, клей и карандаш. Заполнять кусочками бумаги мы будем буквы (О-4 шт., М, В, Л, С, Н), а затем из этих букв составим слово. Первая команда будет делать буквы О- 3 штуки, вторая команда буквы О, М, В, а третья – буквы Л, С, Н,
Чтобы выполнить прищипанную мозаику необходимо сначала нарвать узкие полоски бумаги наискосок листа. Затем намазать клеем небольшой участок буквы и приклеить кончик полоски бумаги, прижав его карандашом. После этого резко дернуть полоску бумаги, так, чтобы под карандашом остался небольшой кусочек полоски. Таким образом заполнить всю поверхность буквы.
После работы дети составляют из букв слово «ЛОМОНОСОВ».
Что нового узнали?
А кем же он был М. В. Ломоносов?
Ломоносовым было создано множество картин, значит он … (художник).
Правильно, ребята, но не простой художник, а мозаичист.
Ломоносовым было сделано множество открытий в разных науках: физике, химии, геологии, минерологи, астрономии, значит он еще и…(ученый), а также он был и философом, и историком, и поэтом.
Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем.
Но более подробно с этим ученым и его открытиями вы познакомитесь в старших классах.
Желаю вам новых открытий на уроках.
Литература
1. Белявский М.Т. ...Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. - М.: 1986. C. 224.
2. Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Архангельск: 2006. С. 192.
3. Интернет. Эл. адрес: festival@1september.ru .
4.Карпеев Э.П. «Михаил Васильевич Ломоносов», Москва, «Просвещение»,1987 .
5. Лебедев Е.Н. «Ломоносов», Москва, 2008 г.
6. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников, суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост.: Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М.: Современник, 1989. – 493 с.
7. Михаил Васильевич Ломоносов: разрезной фотоальбом. – М. : Планета, 1986. – 80 с.
8. Николаев Э.И «Младшим школьникам о М.В.Ломоносове», Архангельск, Поморский университет, 2006 г
9. Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. М.: Искусство, 1988. C. 144.
10. Чецкая И. Б. Активные формы внеклассной работы, посвящённой М. В. Ломоносову : метод. пособие / И. Б. Чецкая. – Архангельск: ГОУ СПО "Архангельский техникум строительства и экономики", 2008. – 31 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час на тему : Богатыри Земли Русской
Можно увидеть доспехи, оружие....
Классный час "М. Ломоносов "
Дети узнают о биографии ученого, о его заслугах, достижениях, узнают о местах, объектах, названных в честь М. Ломоносова....
Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской"
Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской" составила и провела учитель начальных классов Стороженко Н.А....
М.В. Ломоносов-гений земли русской
Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской"...
Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»
Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.Сценарий в...
Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской" в 4 классе
Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской" в 4 классе...
Викторина «Ломоносов - самородок русской земли»
Интерактивная викторина, посвященная русскому ученому М.В. Ломоносову. Материал подоходит для повторения и закреплдения ранее изученного материала и рассчитан на 1-4 класс....