Конспект классного часа «Александр Невский. Защитник земли Русской»
классный час

Звездина Флера Харисовна

Конспект классного часа

 «Александр Невский. Защитник земли Русской»

  1. Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.
  2. Сценарий внеклассного занятия:

Тема внеклассного занятия, класс, дата проведения.

Тема «Александр Невский», 3 класс, ноябрь 2021г.

Форма проведения внеклассного занятия.

Клaссный час

Цели внеклассного занятия.

Цель:  содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням.

Задачи:

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

    формирование познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского;

     формирование чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;

 

Задачи, направленные на формирование метапредметных  результатов:

  формирование информационных умений (умения работы с текстом источника, изобразительным источником и видеоматериалами);

   формирование учебно-логических умений (умения анализа и синтеза);

 развитие коммуникативных умений через групповую работу.

 

   Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

    познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским;

     формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества

Оборудование и материалы к занятию.

 Ленточки 4-х цветов: жёлтый, синий, красный и зеленый, ребус, презентация «Защитники русской Земли», кроссворд, текст «Александр Невский»(приложение 1), вопросы к тексту(приложение 2), видеофильм Игоря Каленова «Александр. Невская битва, листы бумаги А4, и ручки для составления синквейна.

Главная проблема и суть занятия.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.

Предполагаемый результат занятия

-усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском;

-приобщение школьников к духовным традициям русского народа, формирование нравственных чувств и понятий;

- эмоционально-ценностное восприятие школьниками исторического прошлого, приобретение каждым участником личностно значимых знаний по данному периоду;

-развитие коммуникативных умений школьников.

Технология, формы работы на занятии, обоснование целесообразности

Ведущая технология: информационно-коммуникационные.

Формы работы:

  • -фронтальная,
  • -практическая,
  • -самостоятельная,
  • -работа в группах, в парах.

 

Обоснование целесообразности применения:

Использование групповой формы работы на занятии повышает мотивацию, эффективность получения информации, развивает самостоятельность и ответственность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy._zashchitnik_zemli_russkoy.docx66.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа

 «Александр Невский. Защитник земли Русской»

  1. Выполнила: Звездина Флера Харисовна, учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.
  2. Сценарий внеклассного занятия:

Тема внеклассного занятия, класс, дата проведения.

Тема «Александр Невский», 3 класс, ноябрь 2021г.

Форма проведения внеклассного занятия.

Клaссный час

Цели внеклассного занятия.

Цель:  содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням.

Задачи:

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

    формирование познавательного интереса к личности и деятельности Александра Невского;

     формирование чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;

Задачи, направленные на формирование метапредметных  результатов:

  формирование информационных умений (умения работы с текстом источника, изобразительным источником и видеоматериалами);

   формирование учебно-логических умений (умения анализа и синтеза);

 развитие коммуникативных умений через групповую работу.

   Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

    познакомить детей с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским;

     формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества

Оборудование и материалы к занятию.

 Ленточки 4-х цветов: жёлтый, синий, красный и зеленый, ребус, презентация «Защитники русской Земли», кроссворд, текст «Александр Невский»(приложение 1), вопросы к тексту(приложение 2), видеофильм Игоря Каленова «Александр. Невская битва, листы бумаги А4, и ручки для составления синквейна.

Главная проблема и суть занятия.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с национальным героем, древнерусским полководцем Александром Невским.

Предполагаемый результат занятия

-усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском;

-приобщение школьников к духовным традициям русского народа, формирование нравственных чувств и понятий;

- эмоционально-ценностное восприятие школьниками исторического прошлого, приобретение каждым участником личностно значимых знаний по данному периоду;

-развитие коммуникативных умений школьников.

Технология, формы работы на занятии, обоснование целесообразности

Ведущая технология: информационно-коммуникационные.

Формы работы: 

  • -фронтальная,
  • -практическая,
  • -самостоятельная,
  • -работа в группах, в парах.

Обоснование целесообразности применения:

Использование групповой формы работы на занятии повышает мотивацию, эффективность получения информации, развивает самостоятельность и ответственность.

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе занятия.

                               Ход классного часа

I.Организационный момент. Вступительное слово учителя. (3мин.)

   С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев.   Об одном из них мы сегодня и будем вести речь.

II.Основная часть. (34мин.)

1. Определение темы классного часа

    У меня в рукaх ленточки 4-х цветов: жёлтый, синий, красный и зеленый. Подойдите, пожалуйста, и выберите себе тот цвет, который вам больше всего понравился. Посмотрите, у нас получилось 4 команды.

 Подумайте, пожалуйста, какое качество личности встречается у каждого из вас и может стать вашей визитной карточкой.

Дети усаживаются за столы (4 стола) и называют качество личности, характерное для каждой группы.

Сегодня, мы с вами поговорим о человеке, характерная черта которого – мужественность.

Слайд-шоу «Aлександр Невский – имя России»

Слайд 1: Имя этого человека вы узнаете, разгадав ребус (Александр)

Слайд 2: О каком Александре сегодня будем вести речь?

- Каждое имя имеет смысл. Кто знает, что означает имя Александр? Среди вас, дети, есть мальчики с таким именем? Как узнать, что означает имя? (ответы детей) Поиск значения имени в словаре Ожегова.

- Имя Александр означает «защитник людей».

- Как вы думаете, князь Александр оправдал своё имя? (ответы детей) 

-Хотите узнать о его подвигах?

2. Рассказ учителя об Aлександре Невском. (2мин.)

    1 ученик:

На земле прекрасней я не знаю
Русской заповедной стороны!
Много сохранила Русь Святая

Подвигов далекой старины.

2 ученик:

Ты послушай, молодец удалый,
Песнь про подвиг предка твоего,
Да про то, как Родину спасала
Искренняя преданность его:

Рассказ о детстве Александра Невского.

Александр Невский родился очень, очень давно (7,5   веков назад). Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром. В три года его уже посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством. В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали их защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте. Когда Александру исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить в городе Новгороде. Что делают в наше время мальчики 16-ти лет? (ответы детей). Обычно в 16 лет мальчики учатся.

Чтение расскaза о битве на реке Неве.

В то время у нашей Родины - Руси было очень много врагов. Сначала напали на Новгород, в котором правил князь Александр, шведы. Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Шведские захватчики приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но, несмотря на это, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли. Александр рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который находился на реке Неве. Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. (Показ иллюстрации)

 Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой. С тех пор к имени Александр благодарные люди добавили ещё одно слово. Какое? (ответы детей) Александр Невский. Было Александру в ту пору всего 20 лет. Много подвигов и добрых дел совершил он за свою жизнь. Вы можете об этом узнать из книг и фильмов.

Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь. За свои заслуги перед Родиной Александр Невский был причислен церковью к святым. Вот такую икону с изображением святого Александра Невского вы можете увидеть в церкви. (Показ репродукции)

Русские люди любят и почитают князя Александра Невского.

Сотни лет прошли с той были,

Многие ушли - как дым...

А вот князя не забыли -

Он великим стал святым!

Русская царица Екатерина I учредила орден Александра Невского, которым награждают выдающихся военачальников. 

3. Работа в группах. (3мин.)

Слайд 3: Мы прочтем с вами текст и ответим на вопросы (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 и 2)

Работа в группах с текстом. Дети отвечaют на вопросы, составляют групповой ответ. Затем каждая группа представляет ответ на один вопрос.

4. Физминутка. (3мин.)

6. Практическая работа учащихся. (6мин.)

Давайте составим синквейн «Александр Невский».

Напомню вам, что синквейн состоит из:

2 прилагательных,

3 глаголов,

Предложения из 4 слов,

Смысловой синоним (ассоциация)

Ребята по желанию зачитывают свои синквейны.

8. Разгадывание кроссворда (в парах). (2мин.)

- Разгадайте кроссворд:
По вертикали:
1. Великий город на реке Волхов. (Новгород)
2. Имя князя, о котором мы с вами сегодня говорили. (Александр)
По горизонтали:
1. Река, на которой были разгромлены шведские рыцари. (Нева)
3. Оружие. (меч)
4. Конный воин в странах Западной Европы. (рыцарь)

9. Просмотр отрывка из фильма «Александр. Невская битва».

- А теперь посмотрим отрывок из фильма кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».


Ш.Рефлексия. Подведение итогов. (3мин.)

- Что интересное вы узнали из классного часа?
- В наше время есть место для подвига? Приведите примеры.
- Является ли для вас А. Невский национальным героем? Почему?

   Сегодня мы говорили о князе Александре Невском, воине, защитнике нашего Отечества. Он жил очень давно, много веков назад. Но защищать свою страну нужно всегда. И мы с вами продолжим наш разговор. Мы поговорим о наших прадедушках и дедушках, которые отстояли свободу нашей страны, об отцах и братьях, защищающих ее сегодня. Мы должны чтить славные традиции наших предков и стремиться вырасти сильными и отважными, умными, добрыми, чтобы то же защищать нашу страну, заботиться о благополучии и процветании нашей Родины – России..

Список литературы и интернет-ресурсов, использованных учителем для подготовки к занятию.

1. Александр Невский и его сыновья// Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – 2-е изд., испр. И доп./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова – М.: Аванта+, 2000. – С. 225-233.

2. Александр Невский// Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. – М.: Вече. – С. 67-98.

3. Вальнер Н.А.// Ольгин град: Книга для детей младшего школьного возраста. На рус. И англ. яз. – Псков: ПОИПКРО, 2001. – С. 26-31.

4. Ледовое побоище. Жизнь Святого Благоверного князя Александра Невского/ ред. В.М. Федоров. – Псков: Славяне, 1992, с. 30, [2] с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

      Александр Ярославович Невский родился в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии.

В 1236 году он был посажен на новгородское княжение. В первые годы своего княжения Александру пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. Для этого Александр построил несколько крепостей.

       Но 15 июля 1240 года звон мечей разорвал тишину этих мест. Большое шведское войско на кораблях вошло в реку Неву. Узнав о действиях неприятеля, князь с дружиной поспешили им навстречу. В сражении на реке Неве шведы были разбиты. Новгородского князя после этой победы стали называть Невским. Под этим именем его и сейчас помнят и чтят потомки. Было тогда Александру Ярославовичу 20 лет.

      Через два года вторгся на Русскую землю новый враг – немецкие рыцари – конные воины, закованные в железные доспехи. Они захватили город Псков. Угроза нависла над Новгородом. И опять призвали новгородцы на помощь князя Александра Невского.

      Зная повадки врага, решил князь дать бой на льду Чудского озера. Эта битва произошла 5 апреля 1242 года. Русские войска повёл в бой храбрый князь Александр Невский. «Помните, у них – сила, а у нас – правда, и мы победим», - такими словами напутствовал Невский своих ратников. Немцы, одетые в металлические доспехи, двинулись острым клином, выставив вперёд копья, навстречу нашим воинам.

      Александр Невский придумал для клина ловушку. Он поставил самые сильные отряды по краям. Немцы оказались в окружении и стали отступать на лёд Чудского озера. Лёд треснул, и тяжёлые доспехи потянули врагов на дно озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».

      После сражения Александр Невский и его дружина со славой вернулись во Псков (Псков в то время входил в состав Новгородской республики). Колокольным звоном встречали псковичи победителей. И навсегда запомнились им слова Александра Невского, сказанные в тот день: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет».

       Именно во Пскове 23 июля 1993 года открыт памятник князю Александру Невскому в честь победы над немецкими рыцарями на Чудском озере.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

  1. После какого события князя Александра Ярославовича стали называть Невским. Сколько лет ему тогда было?
  2. Где и когда произошла решающая битва с немецкими рыцарями?
  3. Как Невский одержал победу на Чудском озере? Подумайте, почему битву на Чудском озере назвали Ледовым побоищем?
  4. Какие слова Александра Невского запомнились навсегда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Александр Невский - лицо России"

Данный материал может быть использован на классных часах о героическом прошлом нашей Родины....

Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»

Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....

Классный час на тему: «Александр Невский – Защитник Земли Русской».

Ребята, кто такой защитник? А теперь прочитаем что означает слово защитник по словарю Ожегова.(«защитник» - это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь)В прошлом году пр...

"Александр Невский - защитник земли русской"

Познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа....

Викторина «Александр Невский – защитник Земли Русской»

Проект викторины в 4 классе «Александр Невский – защитник Земли Русской» в рамках внеурочной деятельности «Я гражданин России»Цель викторины: формирование исследовательск...

Александр Невский. Защитник земли Русской.

Классный час «Александр Невский. Защитник земли  Русской.»...

«Александр Невский – Защитник Земли Русской»

Данное мероприятие  проведено в 4 классе (9-10 лет).Методическая разработка классного часа «Александр Невский – Защитник Земли Русской» по направлению нравственно-патриотическое...