Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской" в 4 классе
план-конспект урока (4 класс)
Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_m_v_lomonosov_geniy_zemli_russkoy.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Классный час на тему
"М.В. Ломоносов-гений земли русской"
в 4 «Г» классе
Подготовила Соломина Н.В Учитель начальных классов |
2021 г.
Цель: | усвоить и обобщить знания о знаменитом человеке Михаиле Васильевиче Ломоносове. |
Задачи: | 1. Познакомить учащихся с жизнью выдающегося ученого. 2. Развивать речь, память поэтические способности ребят. 3. Воспитывать любовь к трудолюбию, желание познавать новые науки, стремление к учёбе. |
Оборудование: | выставка книг о М. В. Ломоносове: А. И. Соболеский «Ломоносов в истории русского языка»; Е. Ф. Карский «Значение Ломоносова в развитии русского литературного языка»; В. В. Сиповский «Литературная деятельность Ломоносова»; С. Г. Вилинский «Идеалы М. В. Ломоносова»; И. И. Замотин «Две стихии в литературной и общественной деятельности Ломоносова»; И. А. Тихомиров «О трудах Ломоносова по русской истории»; Б. Б. Кудрявцев « Михаил Васильевич Ломоносов»; М. Муратов «Юность Ломоносова»; Я. Голованов « Этюды об ученых» |
1. Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич. На доске вы видите портрет этого человека.
- Вы уже слышали раньше это имя и фамилию. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Историческая справка (готовят учащиеся класса).
1- ученик.
Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.
2- ученик
Мать Михаила Ломоносова- Елена Ивановна- была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
3- ученик.
Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».
4- ученик.
Счастливая случайность- вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников- решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрайберге у профессора Генкеля химии и металлургии. Много похвальных отзывов о занятиях Михаила за границей было дано его преподавателями.
5- ученик.
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни. Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.
6 ученик.
В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.
ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА
1 чтец.
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
2 чтец.
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.
3 чтец
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
4 чтец
Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!
5 чтец
Чтоб слову с оными сравняться,
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем оставляет;
Летит корма меж водных недр.
6 чтец.
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
7 чтец.
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
8 чтец.
Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К несносной скорби наших душ
Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил глубоком!
Внушив рыданий наших слух,
Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем провождали
В небесну дверь пресветлый дух.
9 чтец.
В толикой праведной печали
Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя желали
На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина,
Отрада по Петре едина,
Приемлет щедрой их рукой.
Ах, если б жизнь ее продлилась,
Давно б Секвана6 постыдилась
С своим искусством пред Невой!
10 чтец.
Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
11 чтец.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
12 чтец.
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.
7- ученик.
В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Михаил Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».
Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова. До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.
А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.
1 задание « Наборщик».
На доске написано слово грамотей. Из букв этого слова нужно составить слова. Побеждает тот, кто больше всего составил слов. Например: грот, гром, рой, том, гора, горе, рай, май, март, торг, рот.
2 задание « Знание сказок».
- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?
(« Каша из топора»)
- В какой сказке говорится об уникальном в своем роде спортивном состязании по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз- поцелуй царевны и женитьба на ней?
(«Сивка-Бурка»)
- Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон.
(«Лягушка»)
- Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?
(«Колобок»)
-Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?
(«Клубок»)
-Что является высочайшим достижением волшебного общепита?
(«Скатерть – самобранка»)
- Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого.
(« Несмеяна»)
Молодцы, вы хорошо знаете русские народные сказки.
3 задание “Запретное движение”.
Договариваемся, какое движение будет запретным. Делаем спортивные движения все, кроме того, которое договорились не делать.
4 задание « Математический конкурс».
Напишите число 100 с помощью 5 единиц и знака действия.
( 111-11= 100)
9 учеников при встрече пожали друг другу руки. Сколько рукопожатий было сделано?
(72)
Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше их сумма или произведение? (Сумма- 45, произведение- 0).
Назовите сумму самого большого и самого маленького двузначного числа.
(99 +10=109)
У Саши в портфеле на завтрак пирожков было меньше 80. Их можно поровну разделить между 7-ю девочками или 11-ю мальчиками. Сколько пирожков было у Саши?
(77).
5 задание. « Разминка для всех».
Отвечаем дружно хором.
Трактор водит …… (тракторист)
Электричку ….. (машинист)
Стены выкрасил …. (маляр)
Доску выстрогал …. (столяр)
В доме свет провел … (монтер)
В шахте трудится … (шахтер)
В жаркой кузнице … (кузнец)
Кто, все знает, молодец!
6 – задание «Мозаика».
М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики. У вас сегодня есть возможность попробовать, насколько это кропотливый труд- мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.
( выставка детских работ)
Подведение итогов. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках. Думаю, что у каждого из вас есть возможность оставить свой след в истории и науке нашей страны. Какую профессию вы бы не выбрали, какие бы открытия не свершили, всегда вы будете брать пример с тех великих людей, которые оставили свой след в истории России. Сегодня мы поговорили о знаменитом человеке- Михаиле Васильевиче Ломоносовым. Желаю вам новых открытий на уроках.
Используемая литература:
- М. А. Бесова «Игры, шутки, песни соберут нас вместе»
- С. Г. Вилинский «Идеалы М. В. Ломоносова»
- В.В. Волина «Праздник числа».
- Я. Голованов « Этюды об ученых»
- И. И. Замотин «Две стихии в литературной и общественной деятельности Ломоносова»
- Е. Ф. Карский «Значение Ломоносова в развитии русского литературного языка»
- Б. Б. Кудрявцев « Михаил Васильевич Ломоносов»
- М. С. Локалова «Праздник в подарок»
- М. Муратов « Юность Ломоносова»
- В. В. Сиповский «Литературная деятельность Ломоносова»
- А. И. Соболеский «Ломоносов в истории русского языка»
- И. А. Тихомирова «О трудах Ломоносова по русской истории»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по краеведению для учащихся начальных классов "Сказ о земле Пермской"
Мероприятие призвано знакомить с историей Пермского края, с мифами и легендами коми-пермяков об истории возникновения Пармы, прививать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину....
Сценарий "Ломоносов - гений 18 века"
Сценарий разработан для учащихся 1-4 классов, в рамках проведения Ломоносовской декады в школе....
Сценарий классного часа «Дружат дети всей Земли» 1-4 классы
Интересный сценарий классного часа на тему: "Дружат дети всей земли" Формирует у детей чувство толерантности,интереса и уважения к другим национальным культурам....
М.В. Ломоносов-гений земли русской
Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской"...
Классный час "День земли" 3 класс
День земли...
Конспект тематического классного часа на тему «Международный День Земли» - 2 класс
Цели: знакомство с Международным праздником «День Земли», формирование интереса к окружающему миру, воспитание экологического сознания.Оборудование: учебная презентация, раздаточный ...
Классный час «НАШ ДОМ – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» (посвящен Международному дню Земли – 22 апреля)
привить учащимся любовь к природе своего родного края....