Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской" в 4 классе
план-конспект урока (4 класс)

Соломина Наталья Викторовна

Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_m_v_lomonosov_geniy_zemli_russkoy.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Классный час на тему

"М.В. Ломоносов-гений земли русской"

в 4 «Г»  классе

                   

Подготовила

Соломина Н.В

Учитель начальных классов

                                                                             

                                               

2021 г.

Цель:

усвоить и обобщить знания о знаменитом человеке Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Задачи:

1. Познакомить   учащихся  с жизнью выдающегося ученого.

 2. Развивать речь, память поэтические способности ребят.

 3. Воспитывать любовь к трудолюбию, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.

Оборудование:

выставка книг о М. В. Ломоносове: А. И. Соболеский «Ломоносов в истории русского языка»; Е. Ф. Карский «Значение Ломоносова в развитии русского литературного языка»; В. В. Сиповский «Литературная деятельность Ломоносова»; С. Г. Вилинский «Идеалы М. В. Ломоносова»; И. И. Замотин «Две стихии в литературной и общественной деятельности Ломоносова»; И. А. Тихомиров «О трудах Ломоносова по русской истории»; Б. Б. Кудрявцев « Михаил Васильевич Ломоносов»; М. Муратов «Юность Ломоносова»; Я. Голованов « Этюды об ученых»

1. Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич. На доске вы видите портрет этого человека.

-  Вы уже слышали раньше это имя и фамилию.  В этом году исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Историческая справка (готовят учащиеся  класса).

1- ученик.

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.

 2- ученик

Мать Михаила Ломоносова- Елена Ивановна- была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.

3- ученик.

Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».

4- ученик.

Счастливая случайность- вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников- решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрайберге у профессора Генкеля химии и металлургии. Много похвальных отзывов о занятиях Михаила за границей было дано его преподавателями.

5- ученик.

В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни. Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.

6 ученик.

В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.

ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА

1 чтец.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

2 чтец.

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше;

Душа ее зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

3 чтец

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

4 чтец

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою

И на престол взвела с собою

Доброт твоих прекрасный лик!

5 чтец

Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения твоих похвал.

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает;

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

6 чтец.

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

Гласить велики имена.

7 чтец.

Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

8 чтец.

Но ах, жестокая судьбина!

Бессмертия достойный муж,

Блаженства нашего причина,

К несносной скорби наших душ

Завистливым отторжен роком,

Нас в плаче погрузил глубоком!

Внушив рыданий наших слух,

Верьхи Парнасски восстенали,

И музы воплем провождали

В небесну дверь пресветлый дух.

9 чтец.

В толикой праведной печали

Сомненный их смущался путь;

И токмо шествуя желали

На гроб и на дела взглянуть.

Но кроткая Екатерина,

Отрада по Петре едина,

Приемлет щедрой их рукой.

Ах, если б жизнь ее продлилась,

Давно б Секвана6 постыдилась

С своим искусством пред Невой!

 10 чтец.

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

11 чтец.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

12 чтец.

Тебе, о милости источник,

О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом щедрот твоих сравнит.

7- ученик.

В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Михаил Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».

Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова. До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.

А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.

1 задание « Наборщик».

На доске написано слово грамотей. Из букв этого слова  нужно составить слова. Побеждает тот, кто больше всего составил слов. Например: грот, гром, рой, том, гора, горе, рай, май, март, торг, рот.

2 задание « Знание сказок».

- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из  столярного инструмента?

                                                                                (« Каша из топора»)

-  В какой сказке говорится  об уникальном в своем роде  спортивном состязании по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз- поцелуй царевны и женитьба на ней?

                                                                                  («Сивка-Бурка»)

- Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон.

                                                                                   («Лягушка»)

 - Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

                                                                                    («Колобок»)

-Какое самое надежное средство  ориентации в сказочных ситуациях?

                                                                                     («Клубок»)

-Что является высочайшим достижением волшебного общепита?

                                                                                     («Скатерть – самобранка»)

- Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого.

                                                                                      (« Несмеяна»)

Молодцы, вы хорошо знаете русские народные сказки.

3 задание “Запретное движение”.

Договариваемся, какое движение будет запретным. Делаем спортивные движения все, кроме того, которое договорились не делать.

4 задание « Математический конкурс».

Напишите число 100 с помощью 5 единиц и знака действия.

( 111-11= 100)

9 учеников при встрече пожали друг другу руки. Сколько рукопожатий было сделано?  

(72)

Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Что больше их сумма или произведение?  (Сумма- 45, произведение- 0).

 Назовите сумму самого большого и самого маленького двузначного числа.

(99 +10=109)

У  Саши  в портфеле на завтрак пирожков было меньше 80. Их можно поровну разделить между 7-ю девочками или 11-ю мальчиками. Сколько пирожков было у Саши?

(77).

5 задание. « Разминка для всех».

Отвечаем дружно хором.

    Трактор водит ……         (тракторист)

    Электричку …..         (машинист)

    Стены выкрасил ….         (маляр)

    Доску выстрогал ….         (столяр)

    В доме свет провел …         (монтер)

    В шахте трудится …         (шахтер)

    В жаркой кузнице …         (кузнец)

Кто, все знает, молодец!

 6 – задание  «Мозаика».

М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики. У вас сегодня есть возможность попробовать, насколько это кропотливый труд- мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.

( выставка детских работ)

Подведение итогов.  Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.  Думаю, что у каждого из вас есть возможность оставить свой след в истории  и науке  нашей страны. Какую профессию вы  бы не выбрали, какие бы открытия не свершили, всегда вы будете  брать пример  с  тех  великих людей, которые оставили свой след в истории России. Сегодня мы поговорили о знаменитом человеке- Михаиле Васильевиче Ломоносовым. Желаю вам новых открытий на уроках.

                                       


Используемая литература:

  1. М. А. Бесова «Игры, шутки, песни соберут нас вместе»
  2. С. Г. Вилинский «Идеалы М. В. Ломоносова»
  3. В.В. Волина «Праздник числа».
  4. Я. Голованов « Этюды об ученых»
  5. И. И. Замотин «Две стихии в литературной и общественной деятельности Ломоносова»
  6. Е. Ф. Карский «Значение Ломоносова в развитии русского литературного языка»
  7. Б. Б. Кудрявцев « Михаил Васильевич Ломоносов»
  8. М. С. Локалова «Праздник в подарок»
  9. М. Муратов « Юность Ломоносова»
  10. В. В. Сиповский «Литературная деятельность Ломоносова»
  11. А. И. Соболеский «Ломоносов в истории русского языка»
  12.  И. А. Тихомирова «О трудах Ломоносова по русской истории»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по краеведению для учащихся начальных классов "Сказ о земле Пермской"

Мероприятие призвано знакомить с историей Пермского края, с мифами и легендами коми-пермяков об истории возникновения Пармы, прививать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину....

Сценарий "Ломоносов - гений 18 века"

Сценарий разработан для учащихся 1-4 классов, в рамках проведения Ломоносовской декады в школе....

Сценарий классного часа «Дружат дети всей Земли» 1-4 классы

Интересный  сценарий  классного часа  на тему: "Дружат дети всей земли" Формирует у детей чувство толерантности,интереса и уважения к другим национальным культурам....

М.В. Ломоносов-гений земли русской

Классный час "М.В. Ломоносов-гений земли русской"...

Конспект тематического классного часа на тему «Международный День Земли» - 2 класс

Цели: знакомство с Международным праздником «День Земли», формирование интереса к окружающему миру, воспитание экологического сознания.Оборудование: учебная презентация, раздаточный ...