Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской"
методическая разработка (3 класс) на тему
Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской" составила и провела учитель начальных классов Стороженко Н.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorodok_zemli_russkoy.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №1 г. Михайловка
Открытое занятие кружка
«Умники и умницы»
«Самородок земли русской»
Провела:
учитель начальных классов
Стороженко Н.А.
Михайловка, 2014
О Ломоносове написано в стихах,
Написано и прозой, и наукой.
И, продолжая его след в веках,
Решили небольшой свой вклад
Внести и мы, и вовсе не от скуки.
Конечно, с ним тягаться единицы
Из всех прожитых человечеством веков
Способны из людей..Зато гордиться
Им может каждый из учеников.
Не все, конечно, запросто знакомы
С таким светилом жизни на Руси.
Работая учителями, скромно
Мы на уроках всех знакомим с ним.
К научному, культурному наследию,
К знакомству с жизнью Ломоносова всего
Мы молодое приобщаем поколение,
И призываем брать пример с него,
Родного, русского, простого, с непростой-
Такой огромной и могучей жаждой знаний,
С невероятным трудолюбием - его
Духовной силой и душевными стараниями
Мы обрели так много - и культура, язык,
Наука, практика.. .Да просто жизнь сама
Его- насыщенна, разнообразна и полна,
Он всем, чем мог, со всеми поделился
Мы бережно пытаемся хранить,
Его наследие; пытаемся задаться
Его вопросами, его путем пройти,
Его делами так же восторгаться,
И к этому всех приобщить учеников,
На всех уроках помнить Ломоносова,
И мы сегодня представляем вам ее,
Пусть небольшую, но совместную работу.
Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
-Значение этой личности в развитии наук просто неоценимо, но нам интересно было узнавать: где родился такой человек, как он стал столь значимым, как приобретал те знания, которыми по сей день пользуется человечество? Начнём с детства.
Ломоносов родился в деревне Мишанинская, ныне — село Ломоносово (близ Холмогор), Архангелогородская губерния, Русское царство. в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».
Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.
Он ушёл из дома, не простившись, тайно. С трудом догнал обоз с рыбой, уговорил мужиков , чтобы разрешили ему идти с обозом рядом. Дорога заняла три недели.
А по прибытии в Москву его ждали многие трудности и испытания.
Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».
Сейчас ребята нам расскажут – каково это быть великовозрастным дитятею на равных с мальчишками на несколько лет младше?
(сценка « В классе»)
-Учитель.
-Кто готов выйти к доске для решения задачи?
( Никто не поднимает руку)
Уч.
-Смелых нет?
( Шопот: смелый тут один – он большой, чего ему бояться?)
Уч.
-Значит, пойдёт …, хорошо, Ломоносов, иди коль смелость имеешь.
Выходит к доске Ломоносов, решает задачу.
Уч.
-Отрадно, отрадно, порадовал. Добро бы, чтоб все так отвечали.
(Шепот: так все не могут, не доросли)
Уч.
– Что ж, урок окончен, все свободны, а Семёнов в коридор на лечение от болтовни. Розги сам неси, 10 – тебе хватит или добавить?
(встаёт Семёнов, проходя мимо Ломоносова, корчит ему рожу, а тот берёт его за ухо и приподнимает.
Семёнов:
- Ну что ты, что ты, дядя Михайло. Я боле ня буду.
Ломоносов
-То то! А то нос выкручу. Хош?
Семёнов:
-Не.. что ты, что ты Дяденька Михайло батькович? Дай мне за сегодня расплатиться. (Подмигивая дружкам) Завтра, может статься, другому кому нос выкрутишь, чтоб мне не одному…
Ломоносов:
-То-то, иди ужо за платежом.
Камнев:
- Дядь Миш, а что учитель задал решить самим – списать дашь? Ты ж большой – голова вон какая здоровенная, а у меня махонькая.
Ломоносов:
- Не в объёме головы дело – то, а какие там мозги. Ты свои напряги-то, а потом поговорим.
Камнев:
- Знач – не дашь?
Ломоносов:
-Сразу не дам, а когда сам не решу – с тобой покумекаем. У тебя голова – то, что надо, хоть и маленькая, только лени у тебя много. Не прибедняйся.
Камнев:
- Добро. А если вправду не получится, подмогнёшь?
Ломоносов: - Подумаю.
Петька:
-Хорошо, что у нас дядька есть умный.
Ломоносов показывает кулак. Все смеются и разбегаются
В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным и техническим наукам. Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.
- Как жилось Михаилу со товарищами за границей?
За границей Ломоносов обучался пять лет. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег.
Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг.
К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге.
- Вот вернулись они на Родину готовые и дальше «грызть гранит науки»
После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.
В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. 30-ти летний Ломоносов вернулся в Петербург.
-Ломоносов шёл к своей цели несмотря на трудности и препятствия.
25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табелю о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В том же году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.
В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером. Он предьявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях.
В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. Ещё раньше, в 1753 году, Ломоносову, при помощи И.И.Шувалова, удаётся устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни.
В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством.
13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.
- Занятия над такими точными науками не помешали работам над географией, языком.
Назначенный в 1758 г. главой Географического департамента Академии наук Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём, опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учёными людьми?».
Учёные люди — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом (востоком)». В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) академий наук.
А. С. Пушкин так характеризует деятельность Ломоносова:
Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка |
А. С. Пушкин так же сказал о Ломоносове:
Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом |
В своей химической лаборатории разработал технологию цветных стёкол. Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.
Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении весьма скудный ассортимент реактивов, что, конечно, сказывалось на окраске изделий: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» (известен ещё в Древнем Риме — включение золота при варке). Но и Кункель унёс в могилу свою тайну. М. В. Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру.
-Кроме других наук его весьма увлекла астрономия.
26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Труд М. В. Ломоносова «Явление Венеры на Солнце» был напечатан на русском и немецком языках.
Академик С. И. Вавилов, изучавший труды Ломоносова многие годы, сделал вывод, что «…по объёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов был … одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим опто-механиком». Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов.
В работах М. В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей — формированию основ теории электричества.
26 ноября 1753 года им был сделан большой доклад — «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» и, что немаловажно — на русском.
В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов (независимо от идеи Леонардо да Винчи) разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов — только подъём метеоприборов. Оригинальной аэродромической машины не сохранилось, имеющиеся в музеях модели являются реконструкциями.
Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус.
Ломоносов дал классификацию природных льдов, обосновал различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией.
Ломоносов справедливо предположил наличие постоянного перемещения льдов из восточных секторов Арктики в сторону Атлантики.
Наиболее полное представление Ломоносова о преобразованиях лика земного содержится в его работе «О слоях земных», которую называют началом русской научной геологии.
Ломоносов решительно был настроен на существенное совершенствование карт и атласов страны. Ломоносов сам принимал участие в составлении карт. В частности, им была подготовлена карта Арктики как обширного океанического пространства с предполагаемым положением берегов Северной Америки. Ломоносов выдвинул идею систематического обновления географических карт через каждые 20 лет.
«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.
Основной труд по истории — «Древняя Российская история». Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи.
Идеи, на которых строится педагогическая теория М. В. Ломоносова.
Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета.
Воспитатель должен руководствоваться факторами естественного развития ребёнка. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Нравственное воспитание. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.
Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.
-Много вы сегодня рассказали о великом русском учёном Ломоносове, но хотелось бы послушать от вас, каким человеком был М.В., каков был характером.
Ломоносов был натурой увлекающейся, порой — пылкой. В своих суждениях и оценках он прям. Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду.
Бурный — образ жизни простонародный. Умственные качества: жадный к знанию, исследователь, стремящийся к открытию нового. Моральные качества: неотёсанный, с подчинёнными и домашними строг. Стремление к превосходству.
-Вот так М. В.! Вправду о таких людях сказано: «Жизнь дана на великие дела!»
Ломоносов умирает на 54-м году жизни от простуды. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своём о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре.
Единственная дочь Елена Михайловна Ломоносова (1749—1772) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.
- О Ломоносове писали всегда много, снимали фильмы, писали его портреты (с натуры написан всего один его портрет, все остальные – подражание) Наиболее точным считается его бюст работы. Такую Личность невозможно узнать до конца – настолько он неподражаем, непревзойдён. Поэтому о таких людях сказано – САМОРОДОК земли нашей, обогативший науки всей ЗЕМЛИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "М.В. Ломоносов - самородок земли русской"
Классный час для учащихся начальной школы о жизни и деятельности М.В. Ломоносова....
Сценарий открытого мероприятия в начальной школе "Богатыри земли русской..."
Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда ...
Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" по русскому языку.
Выявление знания о жилом помещении (о доме, квартире). Ориентация учащихся по домашнему адресу....
Открытое занятие "Умники и умницы"
Во 2 классе проходило открытое занятие "Умники и умницы" по теме "Развитие логического мышления"...
Открытое занятие "Умники и умницы"
Во 2 классе проходило открытое занятие "Умники и умницы" по теме "Развитие логического мышления"...
Открытое занятие «Учитель — профессия главная на земле»
Разработка данного занятия составлена с использованием местного материала и событий текущей школьной жизни.Ведущими данного мероприятия были учителя начальных классов: Ермолаева Анна Николаевна, Терещ...
Занятие кружка по рисованию "Богатыри земли русской"
Тема: Богатыри земли русскойЦель: формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси на основе художественного образа русского богатыря...