Что такое дружба?
классный час (4 класс) по теме

Полтавская Юлия Вячеславовна

Проведение данного классного часа способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе, преодолению барьеров в общении.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chto_takoe_druzhba.rar1 МБ

Предварительный просмотр:

Ю.В.Полтавская МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор

        

Составила: Ю.В.Полтавская

2011г

ЦЕЛЬ: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия

             в  группе, преодолению барьеров в общении.

Задачи:

  1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
  2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы;
  3. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
  4. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений;
  5. Совершенствовать навыки общения;
  6. Повышать самооценку детей.

Предполагаемый результат:

  1. Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения;
  2. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

Материалы:

  1. Мяч или игрушка;
  2. Кодекс дружбы;
  3. Листы бумаги, ручки или карандаши;
  4. материалы к упражнению «Что важно для дружбы?».

ХОД БЕСЕДЫ:

  1. Знакомство.   Слайд 1

- О чем будет идти речь на сегодняшнем классном часе?

- Для чего нам нужна беседа о дружбе?

- В чем нам поможет классный час на эту тему?

- Я предлагаю его начать с игры «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться».

Слайд 2

      Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться».

Цель: предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.

Задачи: создание в группе доверительных отношений;

              формирование у детей положительного отношения друг к другу;

              повышение самооценки.

- В школе вместе вы учитесь уже давно. Каждый из вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные

взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите свое имя и расскажите немного о том, что каждый из вас любит делать и что у вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему бы вы хотели научиться.

«Я люблю делать …….. Я хочу научиться……….»

  1. Обсуждение по теме занятия.  Слайд 3

- Что такое дружба?

     «Дружба» (из словаря) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

      «Дружба» (из словаря) -  отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

      «Дружба» (из словаря) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

     Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

- Чем приятели отличаются от друзей?

- Сколько у человека может быть настоящих друзей?

     Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

     Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведет, способен поддерживать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растем и изменяемся.

- Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Упражнение «Мой идеальный друг»  Слайд 4

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

- Я предлагаю в группах (по рядам) написать те качества, которые необходимы другу.

     «Друг – это тот, кто …»

- Поделитесь своими мнениями. ( учащиеся зачитывают свои результаты работы в группе)

- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему(ей) больше всего нравиться в тебе, как ты думаешь, что именно  он (она) сказал бы?

- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравиться в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?


  - Что может помешать дружбе?

  1. Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).

Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами: Сл 5

  1. Все проверяется временем, годами! Если с вами рядом есть человек, с которым вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания. Если вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у вас есть друг!
  2. Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать ее! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
  3. Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если вы делаете это – то значит, что вы чем-то недовольны. А недовольство ведет за собой недоверие. Недоверие – конец дружбы.
  4. Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. На старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
  5. Дружба – это взаимные процесс  значит и от вас требуется понимание, внимательность по отношению к вашему другу.
  6. Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с вами.
  7. Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: «Как аукнется, так и откликнется». Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:  Сл 6

  1. Делитесь новостями о своих успехах.
  2. Высказывайте эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогайте в случае нужды.
  4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.
  5. Возвращайте долги и оказанные услуги.
  6. Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  7. Защищать друга в его отсутствие.
  8. Быть терпимым к остальным его друзьям.
  9. Сохранять доверенные тайны.
  10. Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга.
  11. Не быть назойливым, не поучать.

  1. Уважать внутренний мир и автономию друга.

- Что общего между двумя этими кодексами дружбы? Чем они отличаются?

- Как вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?

- Как вы думаете, несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?

Упражнение «Что важно для дружбы». Слайд 7

Цель: способствовать формированию новых отношений с окружающими людьми.

Задачи: закрепление полученных знаний о дружбе;

              расширение представлений учащихся о дружеских взаимоотношениях.

- Проранжируйте в порядке значимости для вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:

  1. Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
  2. Защищать друг друга от обидчиков.
  3. Придумывать вместе интересные игры.
  4. Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
  5. Угощать друг друга сладостями.
  6. Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
  7. Уметь уступать друг другу.
  8. Часто ходить друг к другу в гости.
  9. Говорить друг другу всегда только приятные слова.
  10. Уметь делиться новостями.
  11. Помогать друг другу.
  12. Уметь слушать  друг друга и понимать.
  13.  Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
  14.  Не ссориться друг с другом по пустякам.
  15. Искренне радоваться успехам друг друга.

- Какие у вас получились работы? Прочитайте. (учащиеся читают свои работы)

- Как вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: «У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?

- Где человек может найти  себе друзей?

     Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым вам будет интересно вместе, с которым у вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

- Как вы думаете. Есть ли возрастные ограничения дружбы?

   

  Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но все же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше вас самих.

  1. Заключение.   Слайд 8-9

- В заключение несколько полезных советов:

  1. Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим вас людям. Для установления отношений очен6ь важно, какое вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят вас таким, каким вы себя преподносите.
  2. Чтобы у вас появились друзья, нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
  3. Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к вам с уважением, видели в вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают.
  4. Стройте свое отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких. Его идеалы и ценности.
  5. Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот. Который направлен на другого человека. Если вам дорого хорошее настроение свое и окружающих, то прежде чем пошутить. Подумайте о последствиях.
  6. Что касается советов. Тони редко учат. Но часто злят. Поэтому тем. Кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда. Когда вас об этом просят и только такие, за которые вам будут благодарны.
  7. Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками. Помните дни рождения окружающих вас людей.

- Если вы будете выполнять все эти советы, тогда вас обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут вам в самых сложных жизненных ситуациях.

Игровое упражнение «Спасибо!»  Слайд 10

Цель: способствовать развитию доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

-  Участники игрового упражнения ходят по комнате. Я предлагаю вам с каждым поздороваться за руку и при этом сказать: «Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня». Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-то из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться с кем-то еще. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-то из группы и поздороваться со всеми членами группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....