Что такое дружба?
классный час (4 класс) по теме
Проведение данного классного часа способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе, преодолению барьеров в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chto_takoe_druzhba.rar | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Ю.В.Полтавская МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор
Составила: Ю.В.Полтавская
2011г
ЦЕЛЬ: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия
в группе, преодолению барьеров в общении.
Задачи:
- Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- Познакомить учащихся с кодексом дружбы;
- Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
- Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений;
- Совершенствовать навыки общения;
- Повышать самооценку детей.
Предполагаемый результат:
- Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения;
- Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.
Материалы:
- Мяч или игрушка;
- Кодекс дружбы;
- Листы бумаги, ручки или карандаши;
- материалы к упражнению «Что важно для дружбы?».
ХОД БЕСЕДЫ:
- Знакомство. Слайд 1
- О чем будет идти речь на сегодняшнем классном часе?
- Для чего нам нужна беседа о дружбе?
- В чем нам поможет классный час на эту тему?
- Я предлагаю его начать с игры «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться».
Слайд 2
Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться».
Цель: предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.
Задачи: создание в группе доверительных отношений;
формирование у детей положительного отношения друг к другу;
повышение самооценки.
- В школе вместе вы учитесь уже давно. Каждый из вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные
взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите свое имя и расскажите немного о том, что каждый из вас любит делать и что у вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему бы вы хотели научиться.
«Я люблю делать …….. Я хочу научиться……….»
- Обсуждение по теме занятия. Слайд 3
- Что такое дружба?
«Дружба» (из словаря) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
«Дружба» (из словаря) - отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
«Дружба» (из словаря) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.
- Чем приятели отличаются от друзей?
- Сколько у человека может быть настоящих друзей?
Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведет, способен поддерживать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растем и изменяемся.
- Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение «Мой идеальный друг» Слайд 4
Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.
Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.
- Я предлагаю в группах (по рядам) написать те качества, которые необходимы другу.
«Друг – это тот, кто …»
- Поделитесь своими мнениями. ( учащиеся зачитывают свои результаты работы в группе)
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему(ей) больше всего нравиться в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?
- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравиться в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
- Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы).
Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами: Сл 5
- Все проверяется временем, годами! Если с вами рядом есть человек, с которым вы общаетесь регулярно в течении 3 – 5 лет и более, с которым у вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие воспоминания. Если вы всегда можете обратиться к нему со своими вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит, что у вас есть друг!
- Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать ее! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
- Никогда не сравнивайте своего нового друга с другими или прежними друзьями! Если вы делаете это – то значит, что вы чем-то недовольны. А недовольство ведет за собой недоверие. Недоверие – конец дружбы.
- Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. На старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
- Дружба – это взаимные процесс значит и от вас требуется понимание, внимательность по отношению к вашему другу.
- Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с вами.
- Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: «Как аукнется, так и откликнется». Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами: Сл 6
- Делитесь новостями о своих успехах.
- Высказывайте эмоциональную поддержку.
- Добровольно помогайте в случае нужды.
- Старайтесь, чтобы другу было приятно в вашем обществе.
- Возвращайте долги и оказанные услуги.
- Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
- Защищать друга в его отсутствие.
- Быть терпимым к остальным его друзьям.
- Сохранять доверенные тайны.
- Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга.
- Не быть назойливым, не поучать.
- Уважать внутренний мир и автономию друга.
- Что общего между двумя этими кодексами дружбы? Чем они отличаются?
- Как вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы?
- Как вы думаете, несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Упражнение «Что важно для дружбы». Слайд 7
Цель: способствовать формированию новых отношений с окружающими людьми.
Задачи: закрепление полученных знаний о дружбе;
расширение представлений учащихся о дружеских взаимоотношениях.
- Проранжируйте в порядке значимости для вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
- Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
- Защищать друг друга от обидчиков.
- Придумывать вместе интересные игры.
- Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
- Угощать друг друга сладостями.
- Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
- Уметь уступать друг другу.
- Часто ходить друг к другу в гости.
- Говорить друг другу всегда только приятные слова.
- Уметь делиться новостями.
- Помогать друг другу.
- Уметь слушать друг друга и понимать.
- Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
- Не ссориться друг с другом по пустякам.
- Искренне радоваться успехам друг друга.
- Какие у вас получились работы? Прочитайте. (учащиеся читают свои работы)
- Как вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: «У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?
- Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым вам будет интересно вместе, с которым у вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.
- Как вы думаете. Есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но все же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше вас самих.
- Заключение. Слайд 8-9
- В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим вас людям. Для установления отношений очен6ь важно, какое вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят вас таким, каким вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья, нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к вам с уважением, видели в вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают.
- Стройте свое отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких. Его идеалы и ценности.
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот. Который направлен на другого человека. Если вам дорого хорошее настроение свое и окружающих, то прежде чем пошутить. Подумайте о последствиях.
- Что касается советов. Тони редко учат. Но часто злят. Поэтому тем. Кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда. Когда вас об этом просят и только такие, за которые вам будут благодарны.
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками. Помните дни рождения окружающих вас людей.
- Если вы будете выполнять все эти советы, тогда вас обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут вам в самых сложных жизненных ситуациях.
Игровое упражнение «Спасибо!» Слайд 10
Цель: способствовать развитию доверительных отношений между учащимися.
Задача: сближение участников группы друг с другом.
- Участники игрового упражнения ходят по комнате. Я предлагаю вам с каждым поздороваться за руку и при этом сказать: «Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня». Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-то из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться с кем-то еще. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-то из группы и поздороваться со всеми членами группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....