Классный час «Правовая азбука».
классный час (1 класс) по теме

Мурасулова Гульнара Батыховна

 

Классный час «Правовая азбука».

«Дети определяют будущее, потому

 что они уже живут будущим».

Цель: Знакомство с Международными правовыми документами: декларацией и конвенцией по правам ребёнка, со статьями из декларации, с правами и обязанностями гражданина.

Задачи:

 1.Формировать правовую культуру учащихся,  нравственные понятия, положительное отношение к законам и их выполнению.

2.Способствовать развитию умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки.

3.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon классный час "правовая азбука"57 КБ

Предварительный просмотр:

Мурасулова Г.Б.,

классный руководитель

1 «Б» класса, шл№27

Классный час «Правовая азбука».

«Дети определяют будущее, потому

 что они уже живут будущим».

Цель: Знакомство с Международными правовыми документами: декларацией и конвенцией по правам ребёнка, со статьями из декларации, с правами и обязанностями гражданина.

Задачи:

 1.Формировать правовую культуру учащихся,  нравственные понятия, положительное отношение к законам и их выполнению.

2.Способствовать развитию умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки.

3.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; ТСО - слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок,  рисунки детей.

Ход классного часа.

1.Организационный момент: Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

Работать мы с вами будим по группам-советам. А для этого я предлагаю каждому из вас выбрать солнышко понравившегося цвета. А теперь прошу вас занять свои места, за игровыми столами. ( образуется четыре совета: синие, красные, жёлтые, зелёные) Сейчас каждому совету необходимо выбрать спикера.

2.  Побуждение.

Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно:

«Что люди обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в  неразбериху. Люди давно взялись за решение этих вопросов. В обычных беседах, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, в конце концов, им удалось решить ряд вопросов, и на свет появились правовые документы.

Игра «Я это Я».

Послушайте меня внимательно, не задавайте никаких вопросов и сделайте следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте смайлик. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому. Все вы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют международные документы, в которых прописаны  права ребенка. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними – это Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.

Вы думаешь, только папа и мама за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет! Более 100 правительств разных стран должны помогать тебе и спасать всех от всяких бедствий. "Конвенция о правах ребёнка» - это документ о правах ребенка состоит из 54 статей.

20 ноября 2011 года исполнится 22 года  Конвенции о правах ребёнка!

Календарь правовых дат

21 век - Век ребёнка

1 июня  - Международный день защиты детей.

30 августа – День Конституции РК.

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

– Дети, оставшиеся без попечения родителей

– Безнадзорные и бездомные дети

– Дети-инвалиды

– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут. Им всем нужна помощь.

3. Осмысление.

1.  Кого считать ребёнком? –обсуждение в группах.Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста. С момента рождения ребенок взят под охрану  государства и обладает правами. Дети имеют такие же права, как и взрослые.

Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

2. Работа в группах: «Твои права». Сбор ассоциаций к слову «право»…

защита,жизнь,развитие,помощь,общество, уважение,закон

- А какие права есть у школьника? И есть ли вообще у него права? Какие права имеют дети? обсудите в группе. Право на учебу. Право на каникулы .Право на занятия в кружках и секциях .Право на общение друг с другом .Право на помощь в учебе.

- Где бы ты ни жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете, а подробнее познакомиться со статьями нам  помогут  стихотворения, песня и сказки.

Изучение нескольких статей Конвенции.

«Конвенция» - это, по-русски,  международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав!

3.- В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». А государство обеспечивает в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие.

- Но так думали не всегда. В древности было такое государство – Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

- Правильно ли поступали в Спарте? (Ответы детей фронтально.)

Например: Знаменитый полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физической культурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос сильный и умный человек, талантливый полководец. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

4. Ситуация: Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

- Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

- Вы догадались, о каком праве ребёнка будем говорить? Право на имя, отчество и фамилию.

- У каждого из вас есть имя! Назовите своё полное имя вслух в группе- познакомьтесь.

- Семья новорождённого даёт ему фамилию, придумывает ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя, отчество. Эти сведения записывают в специальном документе свидетельстве о рождении. Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас.

Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны. Право ребёнка на гражданство

- Гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.)

- Правительство РК заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей. право ребенка жить и воспитываться в семье; Право ребёнка знать своих родителей Право ребёнка на заботу родителей. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

5.  Звучит 1куплет песни Шаинского “Чему учат в школе”)

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

- О каких правах ребёнка идет речь? (Право на образование)

6. Чтение стихотворения - На прививку первый класс,
Вы слыхали, это нас.
Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь.
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.

Это только трус боится,
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

Ну, подумаешь, укол,
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел. –

- О каких правах идет речь? (Право на медицинское  обслуживание)

7. Сказка  «Морозко».

 Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да утихает, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Говорит Мачеха: Вези , вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз! Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Ну что, ребята вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха? Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

8. Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке. Обсуждение в группе..

1гр. Каким правом воспользовалась   лягушка-путешественница: 

  1. право на свободное передвижение;
  2. право на неприкосновенность жилища;
  3. право на образование;
  4. право на труд;

2 гр. Какое право нарушено в сказке  «Лиса и заяц»:

  1. право на жизнь;
  2. право на неприкосновенность жилища;
  3. право на справедливый суд;

-     право на труд;

3 гр. Какое право нарушили гуси-лебеди,  украв братца?

  1. право на жизнь;
  2. право на неприкосновенность жилища;
  3. право на образование;
  4. право жить с родителями и воспитываться в семье

4 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»?

  1. право на неприкосновенность жилища;
  2.  право владеть имуществом.
  3. никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии
  4. право выражать своё мнение;

4. Рефлексия

1.- Ребята, как вы думаете от кого зависит то, чтобы наш мир был полон добрых чувств, поступков, дел и отношений? (от нас с вами)

- Я вам предлагаю сейчас своими ладошками закрыть нашу землю ото зла, грубости, невежества. (Напишите свои пожелания людям)

Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!

За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

- Какие  права есть у  ребёнка? А какие обязанности?

- Назовите те статьи Конвенции, о которых шла речь.

  1. право ребенка жить и воспитываться в семье;
  2. право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
  3. право ребенка на защиту;
  4. право ребёнка выражать свое мнение;
  5. право ребёнка на имя, отчество и фамилию;
  6. право на имущество.
  7. Право на медицинское обслуживание
  8. Право на образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Дорожная Азбука.»

        Повторить правила безопасного поведения пешеходов и велосипедистов на улицах города; познакомить ребят с различными группами дорожных знаков; научить понимать схемат...

Классный час "Дорожная азбука"

Классный час для 4 класса "Дорожная азбука"...

Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"

Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....

Классный час «Дорожная Азбука»

Повторить правила безопасного поведения пешеходов и велосипедистов на улицах города; познакомить ребят с различными группами дорожных знаков; научить понимать схематичное изображение дорожных знаков д...

Классный час "Правовая азбука"

Познакомить учащихся с «Конвенцией ОНН о правах ребёнка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и &l...

Классный час "Правовое воспитание"

В прошлом учебном году в рамках месячника по правовому воспитаню я провела классный час. Ребятам понравилось занятие, тем что в занимательной форме они познакомилисяь с првами ребенка....

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Классный час имеет целью обобщить знания об основных правах ребёнка; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам; воспитывать уважение к прав...