ПРИРОДА - НАШ ДОМ
классный час (3 класс) по теме
Беседа "ПРИРОДА - НАШ ДОМ"
Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе и ее обитателям; развивать творческие способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИРОДА - НАШ ДОМ
Цель: воспитывать бережное и уважительное отношение к природе и ее обитателям; развивать творческие способности.
Учитель:
Ребята, давайте внимательно посмотрим в окно. Что мы там видим?
Дети: Деревья, дома, солнышко, на небе облака, летают птицы, ходят люди, едут машины.
Учитель: А если мы пойдем летом в лес, что мы там увидим?
Дети: Много разных деревьев, зверей, птиц. В лесу растут малина и другие ягоды. Летают бабочки. По траве ползают насекомые.
Учитель: Скажите, вам нравится гулять по лесу? Почему?
Дети: В лесу летом прохладно, поют птицы. Можно собирать грибы, ягоды, отдыхать или просто гулять.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и мысленно перенестись в летний лес, на берег реки. При этом включает запись аудиокассет «Голоса птиц», «Журчанье воды». Затем обсудить ощущения детей.
Учитель: Всем и всему на Земле есть место. Природа - наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе?
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно всё время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача - хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.
Я предлагаю прослушать стихотворение «Не губи живое», которое написал 13-летний мальчик Ваня Мазур. Он, как и многие российские ребята, очень любит нашу прекрасную природу со всеми ее обитателями. Уже с самых малых лет Ваня проявлял глубокую любознательность к окружающему нас миру, в котором ему интересно буквально всё.
По мнению Вани, сохранение природы - задача первоочередная, и приступать к ее решению могут только дети. А потом и родители подключатся. Вместе возможно всё. У Вани изданы несколько книжек, а еще он ведет детскую экологическую рубрику в новом журнале «Экология России».
Не губи живое!
Деревцо малыш сажал,
Он старался очень.
Озорник его сломал,
Так вот, между прочим.
Дивные цветы в саду
Машенька взрастила,
Всем на радость. До чего
Сердцу было мило!
Что же здесь произошло?
Все цветы помяты,
Всюду битое стекло.
Вот ведь супостаты!
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришел домой, про них забыл.
У Феди игр тыщи
Попробовал бы сам пожить
Год без воды и пищи!
Вот из гнезда упал птенец -
В гнездо родное хочет.
Уже над ним его отец
Кружится и хлопочет.
А мимо Петя проходил,
Домой спешил на ужин.
Птенца увидел и решил:
«Мне птенчик больше нужен»
Тоскливо воробью-отцу,
И плачет мама дни и ночи.
В неволе гибнуть их птенцу,
Сник в клетке бедный их сыночек.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети, -
Остаться злым всего страшней.
Это чей автомобиль
Мчится по лужайке?
Смаху дерево свалил,
Убегают зайки.
Вот таким-то дядей стал
Озорник и лодырь,
Всё, что мог сломать, - сломал,
Не в ладах с природой.
Слышишь выстрелы в лесу?
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем - не знает.
И палит во всех подряд
Федя тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.
Бродит грустно старый пес,
Воет у окраин.
Кто ж тебя сюда занес?
- Петя, мой хозяин.
Он, который отобрал
Птенчика у мамы,
Добрым дяденькой не стал
Петя тот же самый.
Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!
Так запомни навсегда:
Живо всё на свете:
И деревья, и трава,
И букашки эти.
Все хотят на воле жить:
Рыба, зверь и птица.
Будем их всегда любить
И для них трудиться!
Сделай домик для скворца,
Подлечи котенка,
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам
Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам -
Хорошо на свете!
Обсуждение стихотворения «Не губи живое».
- Чему учит стихотворение?
- Как человек должен относиться к животным, птицам?
- Какой вклад можешь внести лично ты в дело охраны природы?
Паразит (отрывок) После обеда Коля пришел на мостки, к которым лодки причаливают. На этих мостках мальчишка и две девчонки во что-то играли. Смотрели в воду и хохотали. Впрочем, хохотал только мальчишка. Девчонки, похоже, всхлипывали, и глаза у них были невеселые.
- ... А что вы делаете? - спросил Коля.
- Ершиный бой, подводный, - ответил ему Ленька (мальчик, который был на мостках. - С. Ш.). - Веселье. Смехота!
- Ершиный бой, - повторили за ними девчонки и снова не то засмеялись, не то всхлипнули, не то икнули и посмотрели на Леньку пугливо.
- Хочешь, покажем? Смотри! - Ленька наклонился с мостков. Коля тоже за ним наклонился. Стал глядеть. В этом месте была тень. В неглубокой воде у песчаного дна крутились ерши. Их было несколько. Плавали они медленно. Натыкались друг на друга. Расплывались и снова сталкивались. Некоторые ерши на боку плавали, едва шевелили хвостами. Некоторые стояли вверх брюхом.
Коля пригляделся внимательнее, к самой воде лицо приблизил. И сам себе не поверил - у каждого ерша глаза были насквозь проткнуты спичкой.
- Они же слепые, - прошептал Коля.
- Ага, - сказал Ленька. - Я им спичками глаза проткнул.
- Зачем? - спросил Коля.
- А для смеху. Миноноски. Подлодки. Бей! Бомбежка! Стыкайся! Торпеды! - заорал Ленька и ударил кулаком по доске.
- Они ведь подохнут.
- А-ааа... - Ленька плюнул. - Живучие, твари. Второй день крутятся. У меня от смеха живот болит.
Девчонки всхлипнули. Теперь Коля отчетливо расслышал, что они всхлипнули. Коля повернулся к Леньке и сказал:
-Живодер ты. Паразит. Вот ты кто. Р. Погодин
Вопросы к тексту:
- За что Коля так грубо обозвал Леньку?
- Как ты думаешь, заслужил ли Ленька такие слова?
- По твоему мнению, во все ли игры можно играть? В какие игры нельзя играть?
- Как бы ты себя вел, окажись ты рядом с Ленькой на мостках?
Учитель:
Наша задача - хранить природу, жизнь, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас. Это паша первая задача.
Коллективная работа
По количеству детей нарезать карточки разного размера. На одной из сторон карточек написать загадки. На другой стороне дети рисуют ответ к загадке.
Как на свет родился - В шляпу нарядился.
Загадки
Пестрые скоромушки –
Крашеные головушки,
Полевые, садовые,
Всегда веселые.
(Цветы).
К нам забрел под выходной
Длинноухий гость лесной
И теперь хрустит украдкой
Под кустом морковкой сладкой
Набивает рот капустой –
До чего всё это вкусно!
Ах, как жаль, что на лужайке
Огорода нет у...
(зайки)
Хор лягушек звонко тут
Прославляет чистый...
(пруд)
Птицы с ярким опереньем,
Белки скачут по деревьям,
Рядом заяц пробежал,
Под кустом - нора ежа.
Ягоды - как самоцветы,
Сочной зеленью одеты.
Воздух чистый, словно мятный.
Дух цветочный, ароматный.
Сколько всяких здесь чудес!
Как прекрасен летом...! (лес)
На болоте, чуть дыша,
Притаилась в камышах.
Ей не квакается что-то,
Нелегка была охота.
Пучеглазая...
(лягушка)
Пacryxy нужна двустволка,
Напугать чтоб злого...
(волка)
Будет сильно тот реветь,
Кому встретится...
(медведь)
Мне от зависти не спится:
Шубу мне б, как у ...
(лисицы)
«Вы хоть час могли бы
Помолчать, как...?»
(рыбы)
Как на стежке, на дорожке
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
Л на десять набрела!
Я клонилась - не ленилась
Кружку с верхом набрала.
(Земляника)
Спать пора - уже темно.
Жарко - я открыл окно,
Только начал засыпать,
Он над ухом стал летать.
Надоел он мне - кошмар!
Вот назойливый...!
(комар)
Он по делам всегда спешит,
Сопит и листьями шуршит.
А если хищник подкрадется,
Он тут же шариком свернется.
Когда показывают зубы,
Надежней нет на свете шубы.
На кактус с ножками похож
Лесной зверек — колючий...
(еж)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке!
(Гриб)
Тыщи сосен до небес
Образуют хвойный...
(лес)
Что случилось? Что стряслось?
На опушку вышел...
(лось)
На щетку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький...
(еж)
Не забудет никогда
Птица первого...
(гнезда)
Мёд душистый принесла
С луга вешнего...
(пчела)
Море трав, цветов вокруг,
Как ковер, пестреет...
(луг)
«Больше всех мои глаза!» —
Любит хвастать...
(стрекоза
Согнувшись под пошей тяжелой своей,
Тащит травинку в дом...
(муравей)
Бежит по ладошке быстро и ловко,
И точечках черных вся...
(божья коровка)
Вяжет сети он без рук,
Мошек в ГОСТИ ждет...
(паук)
Утром смотрит к нам в оконце
И лучом щекочет...
(солнце)
В небе белые барашки –
Белоснежные бока,
Ветер гонит их куда-то,
Звать барашек...
(облака)
После того, как дети закончат работу, проверить правильность ответов и вырезать рисунки. Затем под руководством учителя дети приклеивают своп вырезанные рисунки на лист ватмана с цветным фоном. Фоновую окраску сделать голубого цвета, как цвет неба, и зеленого - под цвет травы.
Учитель зачитывает стихотворения.
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле каждый колосок,
Речка,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!
Владимир Орлов
Живой букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду,
И к тому же, в их труде
Все по справедливости;
Отражение в воде
Учить нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте,
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Владимир Орлов
Есть очень хорошее
Слово - забота,
Не верю, что в том
Сомневается кто-то.
Забота о маме,
Забота о друге,
О старых скворечниках
В нашей округе,
Забота о каждой
Зеленой березке,
Что возрастом малым
Годится в подростки.
Ей нужен, поверь мне,
Помощник и друг.
Ей будет опорой
Тепло твоих рук
Итог мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...