Формирование классного коллектива.
статья по теме

Анастасия Сергеевна Воронова

А.С. Воронова 

Формирование классного коллектива в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование классного коллектива

Вопрос формирования классного коллектива очень важен и актуален. Именно от классного руководителя зависит, станет ли его класс коллективом, где каждому ребенку будет комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам.

        Поэтому одной из главных задач в воспитательной работе перед собой я  ставлю:

  1. работать над сплочением коллектива в классе, прививать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, приучать к ответственности перед коллективом.

Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединенную

общей целью и деятельностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех учащихся в правах и обязанностей. Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются традиции, крепнут товарищеские отношения.

        Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разделила на несколько этапов:

  1. Изучение класса и установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива,

когда детей впервые объединили в класс, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает конфликтные ситуации, подбирает и предлагает виды совместной деятельности. На первом этапе была проведена  диагностика и анкетирование интересов учащихся. Была проведена целая серия классных часов: «Что означает мое имя», «Мои увлечения», «Расскажи мне обо мне», «Кто я? Какие мы?» и т.д. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства.

  1. Организация классного самоуправления, создание классных традиций.

Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива

- провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказывал свое мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов могут работать его одноклассники. Затем распределяются обязанности. Например трудовой сектор – за организацию дежурства. Художественный сектор – за классный уголок, оформление и т.д. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы. Ребята достаточно дружелюбны друг к другу и в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников.

        Параллельно с работой по организации классного самоуправления закладываются основы классных традиций.  Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Традиционными у нас стали 1 сентября «День рождение класса», поздравление именинников, чаепитие в конце  каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, Новый год, 9 мая). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, внимательное отношение друг к другу.      

  1. «Досуг».

Сплочению классного коллектива помогают коллективные творческие

дела. В этом году проводились такие праздники как «Путешествие по стране Знаний», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой», «Прощание с первым классом»; подготовка к общешкольным мероприятиям; проведение конкурсных программ; экскурсии; совместные игры на перемене.

  1. Работа в группах.

На уроках и классных часах организовываю работу в группах, причем в

каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа придерживается принципа взаимопомощи и поддержки. На каждом уроке можно организовать такую работу, но более ярко выражено взаимодействие на уроке литературного чтения. Учащиеся с удовольствием читают по ролям, участвуют в инсценировании и КВН. На уроках физической культуры проводятся эстафеты.

  1. Особая работа ведется с «отвергнутыми» детьми.

Они, как правило, неохотно принимают участие в мероприятиях.

Пытаюсь привлекать их к совместной деятельности класса. Нахожу для них поручения, где они раскрывают свои способности и таланты. При любом выполнении поручения хвалю и поощряю в присутствии одноклассников.

Хотелось бы закончить словами Марии Цветаевой «Дети – это  нежные загадки, и в самих кроется ответ». Для меня мой класс, как и для каждого классного руководителя, самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но в месте с тем неповторимый и уникальный. А каждый ребенок в нем – пока еще до конца не разгаданная загадка. Загадка, в которой кроется ответ, и которую, обязательно должен разгадать классный руководитель, чтобы и дети и вы каждый день с радостью приходили в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива

Статья,темой которой являеся:"Формирование классного коллектива" была написана мной в помощь молодым учителям....

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Что такое инклюзивное образование? В данной статье я постаралась ответить на вопрос, который, по моим убеждениям, является  одним из главных:взаимодействие "простых" и "непростых"....

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива  (зарождение классного объединения)....

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Материал предназначен классным руководителям общеобразовательных школ...