Воспитать человека
статья по теме
Данная статья предоставляется для ознакомления с некоторыми подходами и взглядами на современное воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитать человека
«Странный народ эти взрослые», - сказал себе Маленький принц, продолжая путь».
Антуан де Сент-Экзюпери
В детстве на извечные «почему» взрослые часто отвечают «подрастешь – поймешь». Почему правду говорить хорошо, ябедничать плохо, но «если обидят, сразу говори мне», а «бабушке про мамин желудок лучше не знать»? «Почему у Левы бабушка умерла, а он не плачет?», « Почему у Саши папы нет» и «разве бывает так, чтобы не было папы?», « Почему мама Светы в больнице уже 12 лет и все не возвращается?» Что отвечать, глядя в ясные детские глаза, что отвечать так тонко чувствующим ложь и фальшь маленьким людям и как воспитать чувствующего и сочувствующего, переживающего и сопереживающего, доброго, сильного, чуткого, справедливого, умного, смелого - как воспитать человека? В первую очередь, надо учить понимать сейчас, не ждать, пока подрастет. Постепенно, поэтапно учить понимать. С детства. Как учат писать сочинения, решать задачи, лепить, строить, рисовать и клеить? Дают пример, образец - показывают, как. С воспитанием то же самое. Только сложнее. Образование без образа, как известно, - безобразие. Найти верные примеры для подражания, верные образцы, которые не стали бы бездумно копироваться, а подтолкнули бы к собственным находкам – это искусство. Искусство учителя жизни, искусство педагога. Утверждение «чтобы заинтересовать другого, нужно самому быть заинтересованным» в данном случае применимо на сто процентов. Если водить детей в театры, музеи, выставки, на экскурсии для проформы – детей, сходивших туда для проформы, и получишь. Рассказывая на уроке о чем-то сухо, «прорабатывая материал» - не удивляйся, когда в ответах услышишь бездумно повторяемые формулировки, которые прилежные дети не смогут объяснить своими словами, а неусидчивые и вовсе скажут «я забыл». Память людей избирательна. Запоминается лишь то, что имеет эмоциональный отклик. Так было всегда. Так и в воспитании. Получить эмоциональный отклик от других можно лишь пропуская события рассказа через себя. Лишь ярко и образно рассказав о поэте, можно надеяться на прочтение его стихов. Трудно убедить во вреде курения с сигаретой в зубах, если при этом не умираешь от рака легких. Хочешь заинтересовать других – пропусти через себя, прочувствуй, переживи.
Оскар Уайльд заявлял: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми». А как сказал Макаренко, «только счастливый человек может воспитать счастливого человека». Еще один значимый аспект в воспитании – оптимизм и радость. Не напускная, настоящая искренняя радость. Как ее добиться? Парадоксально, но не надо ничего добиваться. «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое к ней отношение» - гласит народная мудрость. Учись смотреть на все с оптимизмом. Детям это передастся.
Итак, как воспитать человека? Оптимизмом, жизнелюбием, правильно и своевременно выбранными примерами, душевной чуткостью, искренностью, искренностью, искренностью и чувством юмора. «Соль и сахар по вкусу».
Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 29 Лошаков Андрей Евгеньевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Воспитать человека"
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа- вот ведущие ценнос...

Статья "МАЛО ВЫРАСТИТЬ – НАДО ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА"
рассматриваются вопросы формирования социальной компетентности детей-сирот через реализацию адаптационной программы элективного курса учреждения «Возвращение к истокам» и всероссийск...

Актовая лекция "Воспитать человека"
«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически». Писал немецкий поэт Фридрих Шиллер....
Педагогический проект "Воспитать человека"
В проекте рассматриваются пути формирования основ духовно - нравственной личности школьника посредством изучения исторических и культурных традиций России....