Программа "Воспитать человека"
методическая разработка по теме

Калиниченко Галина Александровна

   Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа- вот ведущие ценности программы "Воспитать человека"

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitat_cheloveka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОСНОВАНИЕ

   Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряжённость; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности.

   Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Всё это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

   Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю важным в своей работе- воспитание доброты у детей. Детским душам сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого- вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.

   Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа- вот ведущие ценности.

     Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Воспитывать в ребёнке чувство доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Результат будет там, где на первом месте стоит личность ученика. Ориентировочные направления воспитательной деятельности акцентируют внимание на «Я» каждого ребёнка.

Программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4кл.)

                                                                                                                                                                 

Цель программы: включение подрастающего поколения в жизнь общества,  формирование образа жизни достойного Человека.

Задачи.

Создать условия для:

-духовно- нравственного развития через систему урочной и внеурочной деятельности;

-интеллектуального развития;

-физического развития через систему оздоровительных мероприятий.

Основные направления программы:

«Общение»

Задачи:

-коррекция эмоциональной личностной сферы детей;

-развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми;

-овладение навыками эффективного общения;

-гармонизация отношений детей с окружающей средой; социализация.

   

1 класс

Общение в жизни человека.

Зачем нужно знать себя?

Я глазами других.

Самооценка.

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

Ярмарка достоинств.

Ищу друга.

2 класс

Почему люди ссорятся?

Барьеры общения.

Предотвращение конфликтов.

Учимся слушать друг друга.

Уверенное и неуверенное поведение.

Нужна ли агрессия?

3 класс

Пойми меня.

Мои проблемы.

Обиды.

Критика.

Комплименты или лесть?

Груз привычек.

Азбука перемен.

Вежливость.

4 класс

Зачем нужен этикет?

Приветствия.

Умение вести беседу.

Телефонный разговор.

В театре.

Принимаем гостей.

Чаепитие.

«Я. моя семья, мои друзья»

Задачи:  воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям.

 Кто я? Самопознание.

Знание своего тела. Умение рассказывать о своих телесных ощущениях. Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им. Умение выражать эмоции с помощью жестов, мимики, позы. Выражать готовность обратиться за советом в ситуациях страха, горя или несчастья.

Моя семья –моя радость.

Роль ребёнка в семье. Кто мои родители. Какую пользу приносит их работа обществу.

Кто мои бабушка и дедушка. Я- их помощник. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Знакомство с «волшебными» словами, умение ими пользоваться.

Мои друзья.

Взаимопонимание с одноклассниками. Умение определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.

1 класс

Беседы: Моя любимая мамочка.

              Мамины руки не знают скуки.

              Мои ручки- не белоручки.

              Как я появился на свет.

              Почему меня так назвали.

              Мои бабушка и дедушка.

Ролевая игра. Путешествие в магазин.

Конкурс поделок из природного материала.

2 класс

Беседы: Где работают мои родители.

              Что означает моя фамилия.

               Как образовалась моя семья.

               Почему я непослушен. Учимся вырабатывать характер.

Выставка рисунков, рассказ. Как росли мои бабушка и дедушка.

Ролевая игра «У меня зазвонил телефон»

Народные умельцы. Выставка. Бабушкины и дедушкины секреты.

3 класс

Диспут. Для чего я рождён.

Ролевая игра «Ежели вы вежливы»

Утренник «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Классный час «Мой папа- мастер на все руки»

Беседа. как растили бабушка и дедушка моих маму и папу.

4 класс

Диспут. Старость- это всегда слабость.

               Труд родителей вливается в труд моей Родины.

                Что такое честь фамилии.

Беседы. У кого будет моё отчество.

             Я- будущая надежда семьи.

«Здоровый образ жизни»

Задача: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

Физическое, духовное и психическое здоровье- факторы, определяющие здоровье человека. Соблюдение гигиенических норм и культуры быта. Забота об окружающей среде. Соблюдение режима дня. Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.

1 класс

Беседы. Режим дня.

              Если хочешь быть здоров.

Ролевая игра «В гостях у Мойдодыра»

День здоровья.

Весёлые старты.

Беседа «Вред табачного дыма»

Классный час «Ай, не буду, не хочу!»

2 класс

Беседы: «Гигиена питания»

                Самопознание через ощущение, чувство и образ.

                Безопасное поведение в школе.

                Спортивно-игровые конкурсы.

КТД «Здоров будешь -всё добудешь»

3 класс

Беседы: Строение тела человека. Здоровье и болезнь.

              Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.

               Питание- основа жизни.

Классный час «Солнце, воздух и вода –твои лучшие друзья».

«Мама, папа, я- спортивная семья»

4 класс

Беседы: Режим дня школьника.

              Как защититься от гриппа и простуды.

              Вредные привычки.

  Конкурс рисунков «Наркотикам- нет!»

«Мы за здоровый образ жизни» Выступление агитбригады для учащихся 1-3 классов.

                           

«Я, мы, природа и мой край родной»

Задачи:

-расширить представления ребят о нашем крае, родном селе;

-воспитывать у младших школьников эмоционально- нравственное отношение к окружающей среде;

-формировать представление о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.

Неразрывная связь человека и природы. Воспитание эстетического и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.  Знакомство с профессиями людей, архитектурными памятниками. Благоустройство села. Чем я могу быть полезен?

1 класс

Беседа «Береги природу»

Утренник «В гостях у Бабы Яги»

Ролевая игра «Старичок- лесовичок»

Выставка рисунков «Очей очарованье»

Изготовление и развешивание кормушек.

Экскурсия на почту.

Операция «Чистый двор»

2 класс

Инсценировка экологических сказок.

Конкурс поделок из природного материала.

Посадка растений.

Классный час «Путешествие капельки»

Экскурсия на пекарню, в медицинский пункт.

3 класс

Дискуссия «Природа и я. моё место в природе»

Конференция «Мои друзья- животные»

Изготовление кормушек для птиц.

Беседа «Не нарушайте тишину»

Экскурсия в школьный музей.

4 класс

Конкурс кроссвордов «Растения под охраной»

Праздник «Земля- наш общий дом»

Беседа «Костёр-лесу враг»

Выставка рисунков «Пожарам- заслон».

Ролевая игра «Защитники леса».

Наше село: прошлое и настоящее (исследовательская работа)

Посадка деревьев у школы, ДК.

МОДЕЛЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

начального звена

1 блок

Тема: «Развитие личности ребёнка, социально адаптированной к условиям современной жизни.

Подтема: «Формирование исследовательской культуры школьников- залог успешного обучения в среднем и старшем звене»

Цель: содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и саморазвитию.

Задачи:

1.Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.

2.Формирование знаний по вопросам социальной и реальной жизни (знания о самом себе)

3.Воспитание здорового во всех отношениях гражданина.

4.Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

5.Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей,  поддерживать и обеспечивать её становление.

2 блок

Общность людей, реализующих цели и задачи

Органы

самоуправления

педагоги

Родительская общественность

Творческое объединение

Учебный сектор

Классный руководитель

Собрание

Сельская библиотека

Сектор чистоты и порядка

Психолог

Классные мероприятия

Сельский Дом культуры

Спортивный сектор

Педагоги доп. образования

Внеклассные мероприятия

Тимуровский отряд ООН  

Журналисты

Дополнительное образование

Исследовательское: научно- исследовательское общество учащихся, школьная газета «Дай  почитать»

Экологическое: человек и здоровье ; моя малая Родина.

Эстетическое: этикет для малышей, творческая мастерская.

Спортивное: баскетбол. подвижные игры.

3 блок

Деятельность

Направления воспитательной работы

Формы работы

Общение

-беседы;

-тренинги;

-игры;

-рефлексия.

Я, моя семья, мои друзья.

-традиционные школьные праздники;

-выставки;

-уроки гражданина России;

-утренники;

-беседы, встречи

Здоровый образ жизни.

-дни здоровья;

-спортивные соревнования;

-Весёлые старты;

-кл.часы, беседы

Я. мы, природа и мой край родной.

-утренники;

-беседы;

-экскурсии;

-конкурсы рисунков, поделок

-акции

Работа с родителями.

-родительские собрания;

-классные праздники, выставки

-конференции

Программа «Каникулы»

-кружки, секции

-работа библиотек

-работа пришкольного лагеря

4 блок

Среда

Социальная                                                                                     Природная

-Сельская библиотека                                                       -Стадион

-Дом культуры                                                                   -Пришкольный участок

                                                                                            -речка

                                                                                            -парк

5 блок

Материально-финансовая база

Сельская администрация, администрация школы,

спонсорская помощь родителей

Работа с родителями

Цель: установление тесного контакта с родителями, достижение взаимопонимания по     общим проблемам и вопросу их участия в жизни школы.

Задачи:

-использование различных способов привлечения родителей к подготовке и участию в массовых общешкольных мероприятиях;

-активизация родителей через участие в делах класса и школы;

-содействие родительской помощи в оснащении материально-технической базы класса.

                           

Тематическое планирование родительских собраний, лекториев.

1 класс

Август. Образовательно- развивающие и воспитательные задачи обучения в 1-м классе. Организация режима дня школьника. (Родительское собрание)

Сентябрь. Лекция: «Мотивационная готовность ребёнка к школе» Результаты психолого-педагогической диагностики.

Октябрь. «Поможем детям учиться» Тесты, деловые игры. Лекция «Психологическая поддержка младших школьников»

Ноябрь. «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников»

Декабрь. «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников» Новогодний серпантин.

Январь. Итоги 1 полугодия. «Причины быстрой утомляемости младших школьников при интенсивной умственной работе» (Открытые уроки для родителей)

Февраль. «Воспитание у первоклассников интереса к общественной деятельности» Педагогический практикум: «Поощрения и наказания в семье. Словесные воздействия»

Март. «Декларация прав ребёнка»

Апрель. «Развитие самостоятельности у детей» День открытых дверей.

Май. Итоги учебного года. Организация летнего отдыха.

2 класс

Сентябрь. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения во 2 классе. Основные требования к ЗУН учащихся 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.

Октябрь. «Роль семейного чтения» , «Как совершенствовать технику и выразительность чтения»

Ноябрь. «Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками»

Декабрь. «Учимся общению» Интеллектуальные игры для детей и родителей.

Январь. Итоги 1 полугодия. «Трудовое воспитание в семье»

Февраль. «Патриотическое воспитание в семье и школе»

Март. «Я люблю своего ребёнка» Праздник для мам и бабушек.

Апрель. «Воспитание сознательной дисциплины»

Май. «Жизнь ребёнка и его успехи в школе»

-результаты тестирования;

-выставки работ, поделок, газет и т.д.

-концерт учащихся.

3 класс

Сентябрь. Задачи на новый учебный год. Основные требования к ЗУН обучающихся в 3 классе.

Октябрь. Организация учебного труда и режима дня для третьеклассников. Особенности возрастной психологии учащихся 3-го класса.

Ноябрь. «За здоровый образ жизни» Участие в месячнике «Здоровье»

Декабрь. Нравственное воспитание в семье.

Январь. Развитие творческих способностей младших школьников.

Февраль. «Воспитание у младших школьников культуры поведения»

Март. Речь младших школьников и пути её развития.

Апрель. «Изучение личности младшего школьника»

Май. Итоги третьего года обучения. Задание на лето.

4 класс

Сентябрь. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 3-м классе.

Октябрь. «Эмоциональное благополучие детей в семье»

Ноябрь. «Дифференцированное обучение детей с разными способностями»

Декабрь. «Формирование интеллектуальной деятельности младших школьников» Результаты интеллектуальных игр по предметам.

Январь. «Ваш ребёнок становится трудным»

Февраль. Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.

Март. «Профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма»

Апрель. «Преемственность в обучении учащихся начальной школы и среднего звена»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить

Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...

Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

Конспект  урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....