Программа "Воспитать человека"
методическая разработка по теме
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа- вот ведущие ценности программы "Воспитать человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitat_cheloveka.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОСНОВАНИЕ
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряжённость; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности.
Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Всё это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю важным в своей работе- воспитание доброты у детей. Детским душам сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого- вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.
Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа- вот ведущие ценности.
Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Воспитывать в ребёнке чувство доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Результат будет там, где на первом месте стоит личность ученика. Ориентировочные направления воспитательной деятельности акцентируют внимание на «Я» каждого ребёнка.
Программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4кл.)
Цель программы: включение подрастающего поколения в жизнь общества, формирование образа жизни достойного Человека.
Задачи.
Создать условия для:
-духовно- нравственного развития через систему урочной и внеурочной деятельности;
-интеллектуального развития;
-физического развития через систему оздоровительных мероприятий.
Основные направления программы:
«Общение»
Задачи:
-коррекция эмоциональной личностной сферы детей;
-развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми;
-овладение навыками эффективного общения;
-гармонизация отношений детей с окружающей средой; социализация.
1 класс
Общение в жизни человека.
Зачем нужно знать себя?
Я глазами других.
Самооценка.
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.
Ярмарка достоинств.
Ищу друга.
2 класс
Почему люди ссорятся?
Барьеры общения.
Предотвращение конфликтов.
Учимся слушать друг друга.
Уверенное и неуверенное поведение.
Нужна ли агрессия?
3 класс
Пойми меня.
Мои проблемы.
Обиды.
Критика.
Комплименты или лесть?
Груз привычек.
Азбука перемен.
Вежливость.
4 класс
Зачем нужен этикет?
Приветствия.
Умение вести беседу.
Телефонный разговор.
В театре.
Принимаем гостей.
Чаепитие.
«Я. моя семья, мои друзья»
Задачи: воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям.
Кто я? Самопознание.
Знание своего тела. Умение рассказывать о своих телесных ощущениях. Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им. Умение выражать эмоции с помощью жестов, мимики, позы. Выражать готовность обратиться за советом в ситуациях страха, горя или несчастья.
Моя семья –моя радость.
Роль ребёнка в семье. Кто мои родители. Какую пользу приносит их работа обществу.
Кто мои бабушка и дедушка. Я- их помощник. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Знакомство с «волшебными» словами, умение ими пользоваться.
Мои друзья.
Взаимопонимание с одноклассниками. Умение определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.
1 класс
Беседы: Моя любимая мамочка.
Мамины руки не знают скуки.
Мои ручки- не белоручки.
Как я появился на свет.
Почему меня так назвали.
Мои бабушка и дедушка.
Ролевая игра. Путешествие в магазин.
Конкурс поделок из природного материала.
2 класс
Беседы: Где работают мои родители.
Что означает моя фамилия.
Как образовалась моя семья.
Почему я непослушен. Учимся вырабатывать характер.
Выставка рисунков, рассказ. Как росли мои бабушка и дедушка.
Ролевая игра «У меня зазвонил телефон»
Народные умельцы. Выставка. Бабушкины и дедушкины секреты.
3 класс
Диспут. Для чего я рождён.
Ролевая игра «Ежели вы вежливы»
Утренник «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
Классный час «Мой папа- мастер на все руки»
Беседа. как растили бабушка и дедушка моих маму и папу.
4 класс
Диспут. Старость- это всегда слабость.
Труд родителей вливается в труд моей Родины.
Что такое честь фамилии.
Беседы. У кого будет моё отчество.
Я- будущая надежда семьи.
«Здоровый образ жизни»
Задача: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Физическое, духовное и психическое здоровье- факторы, определяющие здоровье человека. Соблюдение гигиенических норм и культуры быта. Забота об окружающей среде. Соблюдение режима дня. Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.
1 класс
Беседы. Режим дня.
Если хочешь быть здоров.
Ролевая игра «В гостях у Мойдодыра»
День здоровья.
Весёлые старты.
Беседа «Вред табачного дыма»
Классный час «Ай, не буду, не хочу!»
2 класс
Беседы: «Гигиена питания»
Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Безопасное поведение в школе.
Спортивно-игровые конкурсы.
КТД «Здоров будешь -всё добудешь»
3 класс
Беседы: Строение тела человека. Здоровье и болезнь.
Что такое алкоголь и чем опасно его употребление.
Питание- основа жизни.
Классный час «Солнце, воздух и вода –твои лучшие друзья».
«Мама, папа, я- спортивная семья»
4 класс
Беседы: Режим дня школьника.
Как защититься от гриппа и простуды.
Вредные привычки.
Конкурс рисунков «Наркотикам- нет!»
«Мы за здоровый образ жизни» Выступление агитбригады для учащихся 1-3 классов.
«Я, мы, природа и мой край родной»
Задачи:
-расширить представления ребят о нашем крае, родном селе;
-воспитывать у младших школьников эмоционально- нравственное отношение к окружающей среде;
-формировать представление о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.
Неразрывная связь человека и природы. Воспитание эстетического и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Знакомство с профессиями людей, архитектурными памятниками. Благоустройство села. Чем я могу быть полезен?
1 класс
Беседа «Береги природу»
Утренник «В гостях у Бабы Яги»
Ролевая игра «Старичок- лесовичок»
Выставка рисунков «Очей очарованье»
Изготовление и развешивание кормушек.
Экскурсия на почту.
Операция «Чистый двор»
2 класс
Инсценировка экологических сказок.
Конкурс поделок из природного материала.
Посадка растений.
Классный час «Путешествие капельки»
Экскурсия на пекарню, в медицинский пункт.
3 класс
Дискуссия «Природа и я. моё место в природе»
Конференция «Мои друзья- животные»
Изготовление кормушек для птиц.
Беседа «Не нарушайте тишину»
Экскурсия в школьный музей.
4 класс
Конкурс кроссвордов «Растения под охраной»
Праздник «Земля- наш общий дом»
Беседа «Костёр-лесу враг»
Выставка рисунков «Пожарам- заслон».
Ролевая игра «Защитники леса».
Наше село: прошлое и настоящее (исследовательская работа)
Посадка деревьев у школы, ДК.
МОДЕЛЬ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
начального звена
1 блок
Тема: «Развитие личности ребёнка, социально адаптированной к условиям современной жизни.
Подтема: «Формирование исследовательской культуры школьников- залог успешного обучения в среднем и старшем звене»
Цель: содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и саморазвитию.
Задачи:
1.Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.
2.Формирование знаний по вопросам социальной и реальной жизни (знания о самом себе)
3.Воспитание здорового во всех отношениях гражданина.
4.Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
5.Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление.
2 блок
Общность людей, реализующих цели и задачи
Органы самоуправления | педагоги | Родительская общественность | Творческое объединение |
Учебный сектор | Классный руководитель | Собрание | Сельская библиотека |
Сектор чистоты и порядка | Психолог | Классные мероприятия | Сельский Дом культуры |
Спортивный сектор | Педагоги доп. образования | Внеклассные мероприятия |
Тимуровский отряд ООН |
Журналисты |
Дополнительное образование |
Исследовательское: научно- исследовательское общество учащихся, школьная газета «Дай почитать» Экологическое: человек и здоровье ; моя малая Родина. Эстетическое: этикет для малышей, творческая мастерская. Спортивное: баскетбол. подвижные игры. |
3 блок
Деятельность
Направления воспитательной работы | Формы работы |
Общение | -беседы; -тренинги; -игры; -рефлексия. |
Я, моя семья, мои друзья. | -традиционные школьные праздники; -выставки; -уроки гражданина России; -утренники; -беседы, встречи |
Здоровый образ жизни. | -дни здоровья; -спортивные соревнования; -Весёлые старты; -кл.часы, беседы |
Я. мы, природа и мой край родной. | -утренники; -беседы; -экскурсии; -конкурсы рисунков, поделок -акции |
Работа с родителями. | -родительские собрания; -классные праздники, выставки -конференции |
Программа «Каникулы» | -кружки, секции -работа библиотек -работа пришкольного лагеря |
4 блок
Среда
Социальная Природная
-Сельская библиотека -Стадион
-Дом культуры -Пришкольный участок
-речка
-парк
5 блок
Материально-финансовая база |
Сельская администрация, администрация школы, спонсорская помощь родителей |
Работа с родителями
Цель: установление тесного контакта с родителями, достижение взаимопонимания по общим проблемам и вопросу их участия в жизни школы.
Задачи:
-использование различных способов привлечения родителей к подготовке и участию в массовых общешкольных мероприятиях;
-активизация родителей через участие в делах класса и школы;
-содействие родительской помощи в оснащении материально-технической базы класса.
Тематическое планирование родительских собраний, лекториев.
1 класс
Август. Образовательно- развивающие и воспитательные задачи обучения в 1-м классе. Организация режима дня школьника. (Родительское собрание)
Сентябрь. Лекция: «Мотивационная готовность ребёнка к школе» Результаты психолого-педагогической диагностики.
Октябрь. «Поможем детям учиться» Тесты, деловые игры. Лекция «Психологическая поддержка младших школьников»
Ноябрь. «Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников»
Декабрь. «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников» Новогодний серпантин.
Январь. Итоги 1 полугодия. «Причины быстрой утомляемости младших школьников при интенсивной умственной работе» (Открытые уроки для родителей)
Февраль. «Воспитание у первоклассников интереса к общественной деятельности» Педагогический практикум: «Поощрения и наказания в семье. Словесные воздействия»
Март. «Декларация прав ребёнка»
Апрель. «Развитие самостоятельности у детей» День открытых дверей.
Май. Итоги учебного года. Организация летнего отдыха.
2 класс
Сентябрь. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения во 2 классе. Основные требования к ЗУН учащихся 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся.
Октябрь. «Роль семейного чтения» , «Как совершенствовать технику и выразительность чтения»
Ноябрь. «Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками»
Декабрь. «Учимся общению» Интеллектуальные игры для детей и родителей.
Январь. Итоги 1 полугодия. «Трудовое воспитание в семье»
Февраль. «Патриотическое воспитание в семье и школе»
Март. «Я люблю своего ребёнка» Праздник для мам и бабушек.
Апрель. «Воспитание сознательной дисциплины»
Май. «Жизнь ребёнка и его успехи в школе»
-результаты тестирования;
-выставки работ, поделок, газет и т.д.
-концерт учащихся.
3 класс
Сентябрь. Задачи на новый учебный год. Основные требования к ЗУН обучающихся в 3 классе.
Октябрь. Организация учебного труда и режима дня для третьеклассников. Особенности возрастной психологии учащихся 3-го класса.
Ноябрь. «За здоровый образ жизни» Участие в месячнике «Здоровье»
Декабрь. Нравственное воспитание в семье.
Январь. Развитие творческих способностей младших школьников.
Февраль. «Воспитание у младших школьников культуры поведения»
Март. Речь младших школьников и пути её развития.
Апрель. «Изучение личности младшего школьника»
Май. Итоги третьего года обучения. Задание на лето.
4 класс
Сентябрь. Образовательно-развивающие и воспитательные задачи обучения в 3-м классе.
Октябрь. «Эмоциональное благополучие детей в семье»
Ноябрь. «Дифференцированное обучение детей с разными способностями»
Декабрь. «Формирование интеллектуальной деятельности младших школьников» Результаты интеллектуальных игр по предметам.
Январь. «Ваш ребёнок становится трудным»
Февраль. Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании.
Март. «Профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма»
Апрель. «Преемственность в обучении учащихся начальной школы и среднего звена»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....