Педагогический проект "Воспитать человека"
проект по теме
В проекте рассматриваются пути формирования основ духовно - нравственной личности школьника посредством изучения исторических и культурных традиций России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitat_cheloveka.docx | 116.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Педагогический проект по теме: Духовно – нравственное воспитание младшего школьника: «Воспитать человека»
2.Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов Садовнич О.А.
3. Вступление:
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на Земле, как Люди…
Б.Шоу
Научиться жить, как люди… Что мы под этим подразумеваем? Жить мире и согласии, любить свою Родину, уважать духовные традиции многонациональной России, иметь ценностные ориентиры, которые определяют базовые национальные ценности, заложенные в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авт.: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)
4.Актуальность темы проекта.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в состоянии экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подрастающего поколения искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.
Воспитание духовности стало насущным требованием времени по следующим причинам:
- Сменились ценностные ориентиры;
- Разрушены ценности старшего поколения;
- Деформированы моральные нормы и нравственные установки
Все эти факторы ведут к духовной деградации общества.
Поэтому перед современным образованием стоит задачи духовного возрождения подрастающего поколения. «Воспитание человека, формирование свойств духовно – развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России» (Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. авт.: А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков)
5. Противоречия.
На современном этапе данном направлении существуют противоречия:
- Между источниками сильного воздействия негативного характера (средства массовой коммуникации и информации, интернет, общественные явления) и моральными и нравственными ценностями, заложенными в основу духовно – нравственного воспитания российского школьника;
- Между существующими представлениями о ценностях материального характера, пропагандируемых западной культурой и истинным социокультурным опытом предшествующих поколений, представленном в культурно – исторической традиции России.
Проблема: Как воспитать Человека в данных условиях?
6. Гипотеза проекта.
Воспитать в себе человека – это долгий и нелёгкий труд, каждодневная работа над собой. Предполагаю, что развитие индивидуальности ребёнка, формирование в нём духовных начал посредством изучения исторических и культурных традиций нашей страны, введение курса «Основы православной культуры» повысит духовно – нравственную культуру школьника.
Данное предположение как нельзя лучше сочетается с утверждением Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия: « Необходимо с юных лет прививать детям любовь и веру наших отцов и дедов. На нынешний день следует осознать, что образование, культура, церковь должны идти вместе. Только тогда, посеянные нами, добрые семена превратятся в могучие плоды – достойных людей»
7. Цели и задачи проекта.
Цель: создание комфортных условий для успешной реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания младшего школьника с опорой на базовые национальные ценности.
Задачи:
- Познакомить детей с основами духовно – нравственных традиций русского народа;
- Формировать у детей социальные и коммуникативные умения, способствующие установлению межличностных отношений со сверстниками, педагогами и родителями;
- Развивать нравственные чувства: сопереживание, ответственность, благодарность, толерантность, милосердие;
- Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре и святыням;
- Расширить у родителей представление о православных традициях и их роли в развитии личности ребёнка;
- Формировать жизненные установки и ценностные ориентиры;
- Создать условия для благоприятного эмоционально – нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.
8. Предполагаемые результаты.
- Повышение качества знаний учащихся по предметам художественного и естественно – научного цикла;
- Формирование основных коммуникативных компетенций младшего школьника;
- Формирование положительного отношения к нравственным нормам и правилам;
- Повышение культуры поведения, культуры устной и письменной речи;
- Формирование адекватного устойчивого реагирования ребёнка на внешние факторы;
- Уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей;
- Приобретение навыков поиска, сбора, обработки информации из разных источников, владение средствами ИКТ.
9. Методы проектирования.
- Теоретический
- Эмпирический
- Проблемный
- Поисковый
- Исследовательский
10.Этапы и сроки проведения проекта.
Срок реализации: январь – май 2011 г.
Время работы:
1 этап: Информационно – подготовительный.
2 этап: Основной.
3 этап: Обобщающий.
4 этап: Оценочный.
11. Подготовительный этап.
- Изучение научной и психолого – педагогической литературы;
- Изучение общественного мнения в лице родителей (тест)
- Проведение родительского собрания с целью анкетирования
- Анализ полученных результатов психологического исследования уровня мотивации учения школьников (декабрь 2011 г.), анкетирования родителей, анализ данных уровня воспитанности учащихся;
- Определение круга проблем, подлежащих решению;
- Выбор темы проекта по составленным проблемам;
- Ознакомление учителей, родителей с проектной деятельностью и задачами данного проекта;
- Составление плана работы над проектом.
12. Тестирование родителей.
« Каков Ваш ребёнок с окружающими людьми?»
Цель: оценка коммуникативных качеств личности ребёнка.
- Добр ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
- Правдив ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
- Вежлив ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
- Щедр ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда;
- Отзывчив ли Ваш ребёнок: да – нет – не всегда.
Уровни: очень высокий- 5 б. (9 чел)/37%
высокий – 4 б. (2 чел.)/8%
средний – 3 б. (8 чел)/ 33%
низкий – 2 б. (4 чел.)/ 18%
очень низкий – 0-1 б. (1 чел)/4%
Цель: определить отношение к национальным ценностям отдельной семье, наметить пути духовного воспитания ребёнка.
Ценности:
- Семья – 21 чел /87%
- Труд – 13 чел / 54%
- Искусство – 10 чел /42%
- Природа, материальное благополучие – 9 чел/ 37%
- Патриотизм – 8 чел/33%
- Человечество – 7 чел/29%
Пути духовно – нравственного воспитания ребёнка:
- Уроки художественного цикла;
- Внеклассная работа: кружки, внеклассные мероприятия, праздники;
- Экскурсии по памятным местам: памятники Великой Отечественной войны, музеи, храмы, выставочный центр;
- Уроки и кружок по основам православной культуры;
- Шефская помощь: оказание помощи младшим;
- Акции, направленные на воспитание духовно – нравственных качеств личности.
13. Тестирование учащихся. Методика «Оцени себя»
Цель: изучить самооценку нравственных качеств ребёнка.
Предложена шкала для самооценки положительных и отрицательных качеств личности.
Доброта 4 Жестокость 1
Отзывчивость 3 Скрытность 4
Щедрость 4 Жадность 2
Правдивость 5 Лживость 3
Вежливость 5 Распущенность 2
6
5
4
3
2
1
14.Основной этап.
15.Индивидуальная работа с учащимися.
- Подготовка разовых докладов, сообщений;
- Проведение простейших исследований;
- Изготовление справочников, словарей;
- Создание индивидуальных проектов (выбор темы, проблема, гипотеза, ход исследования);
- Работа с компьютерными программами (Power Point);
- Составление презентаций по темам.
16. Темы самостоятельных исследований учащихся в ходе реализации творческих проектов.
- Как я понимаю православие;
- Значение религии в жизни человека и общества;
- Памятники культуры в моём городе;
- Герои России;
- Мой дедушка – защитник Родины;
- Святые воины Руси: А.Невский, Ф.Ушаков, Д.Донской, А.Суворов;
- Архиепископ Лука и Тамбовский край;
- Возможен ли подвиг в мирное время?
- Что значит быть русским?
Темы исследовательских работ подсказал введённый с января 2011 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» и выбранный модуль «Основы православной культуры». Вышеназванный курс способствовал развитию интереса к базовым национальным ценностям, нравственным понятиям, к традициям русской культуры, чьи корни лежат в православии. Недаром А.С.Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку, так же, как и идея красоты вместе с идеей добра…»
17. Организация работы в группе.
- Создание сборников стихов;
- Создание словаря православных терминов;
- Оформление выставки к праздникам: «Пасхальная корзина», книжная выставка «Неделя православной книги»;
- Работа со справочниками, энциклопедиями в библиотеках школы, города;
- Создание совместных исследовательских проектов: «В жизни всегда есть место подвигам»
18. Совместная деятельность.
- Организация встреч с интересными людьми: служащие Центра православной культуры, работники библиотеки им. А.П.Гайдара;
- Организация экскурсий: музейно – выставочный центр, краеведческий музей, памятники православной культуры;
- Написание и оформление творческих работ, сочинений;
- Конкурс рисунков «Красота Божьего мира»;
- Совместная исследовательская работа.
19. Совместная исследовательская работа.
В основе всех проводимых мероприятий лежит такое нравственное понятие, как «Доброта». Результатом наших совместных исследований стало выросшее в классе «Дерево Добра», где каждый листок – это доброе дело ребёнка. С каждым днём оно становилось пышнее и ярче, так как количество Добра на Земле безгранично. Итогом этой работы стал урок – исследование «Православие о Добре и Зле», на котором мы пытались на «Весах истины» взвесить количество Добра и Зла в этом мире. Дети пришли к выводу, что Добра на Земле гораздо больше, чем Зла и это зависит только от нас. Добро творить , Как воздухом дышать, - Потребность людям, Данная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать И отдавать, и не считать, Что отдал много… Марианна Озолиня
20. Совместная работа с детьми.
- Экскурсии: «Дорога к храму», «Поездка в Задонск», «Памятники Победы»;
- Праздники: «День славянской письменности», «Рождественские святки»;
- Просмотр и обсуждение кинофильма «Щенок» реж. Мария Евстафьева, который стал призёром в программе «Наше новое детское кино»
VII Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» (2009 г.);
- Просмотр и обсуждение телепередач телеканала «Радость моя» (www.radostmoya.ru)
21. Совместная работа с детьми.
- Участие в школе будущего первоклассника:
- Спектакль «Свет рождественской звезды;
- Инсценировка пьесы « Помогла» авт.Г.Ладонщиков;
- Совместный праздник «Новогодние традиции»;
- Оказание помощи воспитателям ДОУ «Золушка» в проведении подвижных игр с воспитанниками;
- «Помоги другу» (оказание помощи однокласснику, находящему на длительном лечении и реабилитации)
- Акция «Милосердие» (сбор игрушек, одежды, книг для детей интерната №2);
- Благотворительный марафон «Дорогой добра и милосердия» (сбор средств для детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении);
- Акция «Солдатский треугольник» (поздравления ветеранам войны)
22. Обобщающий этап.
Ученики знают:
- Базовые национальные ценности;
- Основные нравственные качества личности;
- Структуру учебно – исследовательской деятельности;
- Основное отличие цели и задач учебно – исследовательской деятельности;
- Основные информационные источники поиска необходимой информации;
- Способы обработки и презентация результатов средствами ИКТ.
Ученики умеют:
- Отличать основные нравственные понятия: милосердие, толерантность, патриотизм, доброта;
- Организовывать деятельность по реализации учебно – исследовательских проектов;
- Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- Планировать учебно – исследовательскую деятельность;
- Пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями, научной литературой, средствами ИКТ.
23. Результаты деятельности учащихся.
- Конкурс творческих работ. Сборник творческих работ;
- Выставка рисунков «Встречая праздник Пасхи»;
- Создание классной «Книги памяти», о героях войн – родственниках учеников;
- Книга «Тамбов встречает юбилей», содержащая коллективные творческие работы детей об истории родного города, о его памятных местах, о любимых уголках Тамбова;
- Сборник стихов на тему «О православии».
24. Защита детских проектов:
- Исследовательская работа «В жизни всегда есть место подвигам» (Клеблеева А., Камнев Д);
- Исследование «Жизнь и духовный подвиг святителя Луки» ( Новичихин Виктор)
- «Хронология жизненного пути святителя Луки» (Московкина Елизавета);
- Памятники православной культуры в моём городе (Кобзева Яна);
- «Святые воины Руси» (Матвеев Даниил).
25. Распространение опыта работы.
- Участие в городской научно – практической конференции «Истоки истины. Исследовательская работа «В жизни всегда есть место подвигам» (Клеблеева А., Камнев Д.)
- Участие в региональном конкурсе «Подвиг души и духа», посвящённый 50 – летию кончины святителя Луки. «Жизнь и духовный подвиг святителя Луки» ( Новичихин Виктор)
- «Хронология жизненного пути святителя Луки» (Московкина Елизавета);
Опыт работы по данной теме:
- Размещён на сайте школы (уроки, внеклассные мероприятия, презентации);
- Методические разработки внеклассных мероприятий и уроков курса «Основ религиозных культур и светской этики». Сборник МОУ ДПОЦОКО в рамках подготовки к Питиримовским духовно – образовательным чтениям;
- Родительское собрание «Содержание программы кружка «Преображение»;
- Выступление на педагогическом совете «Состояние духовно – нравственного воспитания младших школьников»;
- Методическая разработка «Православие в России». Материалы регионального конкурса «За нравственный подвиг учителя»;
- Программа кружка «Преображение»
25. Оценочный этап.
Воспитание духовности – это самый долгий, самый неявный, сложный и не поддающийся стандартизации процесс. Его трудно оценить, используя те критерии оценивания, которые существуют. Но, обращаясь к трудам педагогов, психологов (И.В.Дубровиной, И.Я.Медведевой, К.Д.Ушинского, Выготского, Рубинштейна, И.В.Гильгенберга, Н.П.Шитяковой) можно выделить ряд методик, позволяющих увидеть результативность работы по духовно – нравственному воспитанию ребёнка:
- Методика «Закончи историю»;
- Методика «Цветовой тест отношений»;
- Методика «Оцени себя»;
- Методика «Изучение общительности и толерантного отношения к окружающим»
- Повысилось качество знаний по предметам художественного и естественно – научного цикла.
- Повысился уровень воспитанности учеников.
- Повысился уровень адаптации и мотивации учения:
- Возросла читательская активность.
- Возросшая степень развития нравственных качеств ребёнка.
- Сформировано умение проводить исследовательскую работу: грамота победителей в городской научно – практической конференции «Истоки истины»;
- Повысилась активность учащихся в изучении основ православной культуры: в школьном этапе олимпиады по православию приняли участие 12 человек, трое из них заняли призовые места. В муниципальном этапе олимпиады Камнев Денис занял 2 место;
- Возрос интерес к дальнейшему изучению православных традиций.
- Произошла переоценка ценностей у родителей и учеников.
Ценности:
- Семья – 90%
- Патриотизм – 54%
- Человечество, труд – 50%, 50%
- Искусство, природа - 50%, 50%
26. Выводы и задачи дальнейшей деятельности.
- Цель проекта достигнута, задачи выполнены, проект реализован;
- Способствовать дальнейшему духовно – нравственному развитию учащихся;
- Обобщить опыт работы по данной проблеме;
- Размещение материала в сети творческих учителей;
- Продолжить формирование базовых национальных ценностей;
- Успешно реализовывать индивидуальные возможности ребёнка (участие в конкурсах, олимпиадах)
27. Ресурсы.
- А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011 г.
- Аверинцев С.С. Православная традиция как культурно – историческая традиция и как Церковное Предание. Этич. Мысль. 2009 г.
- Л.С.Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. Статьи. Томск: «Пеленг», 2005 г.
- Гильгенберг И.В., Шитякова Н.П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников. Челябинск. ЧГПУ, 2001 г.
- Синенко В.Я. Духовно – нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы // Семья, школа, Церковь: 2008 г.
- .Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: «Пеленг», 2003 г.
- Проектная деятельность в начальной школе
http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html - Начальная школа («Первое сентября»)
http://nsc.1september.ru/ - www.radostmoya.ru
- www.orkse.ru
- www.kuraev.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".
В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....
Статья: "Психолого-педагогические условия развития представлений младшего школьника о человеке как ценности"
Недостаточный уровень развития отношения к человеку как ценности требует построения определенной воспитательной системы, которая бы обеспечила развитие когнитивного, эмоционального и мотивационн...
ПРОЕКТ «Обеспечение готовности педагогического коллектива к внедрению ФГОС ООО» Доклад на тему «Воспитание здорового человека»
Здоровье человека - огромное богатство. Сохранение и укрепление здоровья как каждого человека, так и общества в целом основывается, с одной стороны, на улучшении защитной способности и приспособляемос...
Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов
Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...
Педагогический проект «Космос и человек. Что я знаю о космосе?».
Сформировать целостное представление о развитии пилотируемой космонавтики, об исследовании космоса с помощью космической техники, продемонстрировать достижения страны в освоении космического пространс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Я в мире человек»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности«Я в мире человек» Возраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 2 года...