Конспект открытого занятия по теме: "Формирование правового поведения и юридической ответственности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"
классный час по теме

Сафина Людмила Ивановна

 «Правовой турнир»

Педагогические задачи:

1.Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия – « права и обязанности».

2.Способствовать формированию отрицательного отношения к противоправным поступкам.

3.Развивать умение осознанного выбора социально-значимой линии поведения.

4.Способствовать формированию правовой культуры воспитанников.

5.Коррекция межличностных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_turnir.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Барнаульский  специальный (коррекционный) детский дом № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект открытого занятия по теме:

«Формирование правового поведения и юридической ответственности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

 «Правовой турнир»

Сафина Л.И.

2013 г.

Педагогические задачи:

1.Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия – « права и обязанности».

2.Способствовать формированию отрицательного отношения к противоправным поступкам.

3.Развивать умение осознанного выбора социально-значимой линии поведения.

4.Способствовать формированию правовой культуры воспитанников.

5.Коррекция межличностных отношений.

Предварительная подготовка: распечатка заданий

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Друзья, Вы все должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята Международная Конвенция « О правах ребёнка».

Давайте вспомним, как зовут каждого, из Вас  и к Вашему имени добавим прилагательное.

- Начну – я, на первую букву своего имени:

Юрий– юркий;( земледелец)

Василий – властный;(Царственный)

Алексей – активный;(защитник)

Марина – морская, знающая себе цену;

Егор – единственный, естественный;(земледелец)

Андрей – азартный;(мужественный, сильный, храбрый)

Влад – важный;( властелин славы)

Матвей – маллохольный, милый;( дарованный богом)

Никита – неуловимый (победаносный)

В. – как Вы считаете, имеете ли Вы право на Ваше имя? Можете ли Вы доказать, что Вас  именно так зовут, что Вы не присвоили себе другое имя ,фамилию.

Ваши Имена, Фамилии записаны в первом в вашей жизни документе который  называется:  «Свидетельстве о рождении», где так-же написаны имена Ваших родителей, которые  дали ваши имена ВАМ.

- Что ещё записано в свидетельстве о рождении?

( что Вы являетесь гражданами России).

- Это значит, что Государство защищает Ваши права, в том числе и право на имя.

А теперь, я Вам предлагаю разделиться на две команды и мы посмотрим, какая из команд лучше другой знает права.

Итак давайте одну команду назовём АДВОКАТЫ, а вторую ПРОКУРОРЫ.

Предлагаю выбрать жюри.

1-й конкурс : «Разминка»

Объясните понятия:

-Что такое право?  (Система норм правил поведения, регулируемая обществом).

-Что такое патриотизм? (любовь к своей стране, Родине)

-Что такое декларация - объявление, провозглашение.

- Что такое конвенция соглашение - термин для обозначения международного договора, простого по форме и одно предметного по своему содержанию.

2- й конкурс « Выбери название»

1.Суверенитет                                                                               3.Толерантность

2.Гражданство                                                                              4.Мораль

1свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство

2устойчивая политико-правовая связь человека и государства

3Терпение к другому образу жизни

4правила оценки человеческого  поведения с точки зрения добра и зла.

3-й конкурс « Черный ящик»

Узнайте , что лежит в чёрном  ящике:

Это волнует людей, во многих странах мира. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолётов.

Это обсуждают депутаты государственной думы РФ и хотят запретить в школах, ВУЗАХ, кинотеатрах.

Этот предмет отравляет жизнь многим людям, из-за него развивается такая болезнь, как рак легких.

4 –й конкурс  «Права человека»

О каких правах человека идёт речь в этих отрывках:

(показ слайдов, картинок, чтение текста)

А) сказка  «Колобок»

(Право на жизнь и личную неприкосновенность)

Б) сказка «Айболит»

(право на охрану здоровья и медицинскую помощь)

В) Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

(право на личную неприкосновенность)

Г) Русская народная сказка «Три медведя»

( право на неприкосновенность частной жизни)

Д) сказка « Лягушка путешественница»

(Право выбора местожительства и свободы передвижения)

Е) «Сказка о попе и работнике Балде»

(право на свободу распоряжаться своими способностями к труду)  

5-й конкурс «Правовые заморочки»

На лепестках  цветка написаны вопросы.

Чья команда даст больше правильных ответов.

1.На чём основывается правовая культура личности?

(на общей культуре, на нравственных взглядах, убеждениях)

2.Является ли состояние опьянения смягчающим обстоятельством при вынесении приговора?

(нет, не является)

3.Когда наступает юридическая  ответственность по гражданскому праву?

(юридическая  ответственность  наступает при достижении 15 лет)

4. Может ли быть привлечён к ответственности  14-ти летний подросток за вымогательства денег у одноклассников?

( да - может)

5.Кто несет ответственность за совершённые проступки несовершеннолетним?

(сам подросток)

6. Какие    отрасли права Вы знаете?

- государственное   право                                                               -трудовое право

-административное   право                                                            - семейное право

-гражданское  право                                                                         - уголовное право

-Жилищное право

7. Назовите основной закон нашего Государства.

(Конституция РФ)

8.С какого возраста учитывается мнение ребёнка в ходе судебного или административного разбирательства?

( с 10 лет, ст. 57 УК РФ)

9.Нецензурная брань подростка является противоправным деянием или нет?

(является, смотри  КОАП, ст. 158 – мелкое хулиганство)

10. До какого возраста человек является ребёнком?

( до 18-ти лет)

6-й конкурс.  Разбор ситуаций: «Права и обязанности»

Друзья, как мы знаем у, каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – это обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Давайте посмотрим несколько сценок и попробуйте в этих героях узнать себя или своих товарищей!

СЦЕНКА 1

Действующие лица:

Егор - Юрий Алексеевич    

Воспитатель - Светлана Владимировна  

воспитатель – Егор! Ты сегодня дежурный по столовой, помоги  няне получить пищу и накрыть на столы.      

Е.- А я не буду, не буду, не буду. Никто не дежурит, я тоже не буду. Вы не имеете права  меня заставлять (труд несовершеннолетних в нашей стране запрещен).

воспитатель.- Хорошо Егор, ты знаешь свои права, но тогда, обед будет задержан и все остальные не смогут вовремя поесть и пострадают от твоих действий. Ведь помимо  прав у тебя есть и обязанности, которые ты должен выполнять , а ещё есть такая обязанность как уважение прав других детей, поэтому Егор- все остальные права действуют, если не нарушаются другие права .

                             СЦЕНКА 2

Действующие лица:

Марина - Светлана Владимировна  

Воспитатель – Людмила Ивановна

Ведущий -Время самоподготовки, все дети выполняют домашнее задание, заходит Марина с громко играющей музыкой и начинает приставать к другим детям.

Воспитатель - Марина! Сделай по тише музыку, идет самоподготовка, ты мешаешь другим и отвлекаешь их.

Марина - А,чё! Да ну, да чё гоните, и вообще, я всё уже сделала, поэтому хочу и слушаю.Я в наушниках, кому я помешала ………………., я имею право на отдых и досуг.

Воспитатель – Но другие дети тоже имеют право на образование и получение новых знаний.

СЦЕНКА 3

Действующие лица:

Матвей - Юрий Алексеевич    

Воспитатель - Людмила Ивановна

Воспитатель – спрашивает у детей : «Ребята вы Мотю не видели»?

Матвей залетает в шапке и курточке  и кричит: «Эй, Вы я , здесь был и показывает фигу , - во -видали !!!!

Воспитатель – Матвей, где ты опять был, я всю округу уже обегала, а тебя нигде нет. У меня, аж давление подскочило, спина заболела, столько на твои поиски время потрачено, моё рабочее время закончилось, и  домой не могу уйти.

 Матвей -  Вы чё гоните! Я здесь был, за гаражом, подумаешь потом  к другу ненадолго сходил, потом в компьютер немного поиграл и вообще я имею право  свободно ходить ,куда хочу.

Воспитатель – Конечно Матвей, право на это ты имеешь, но у тебя ещё есть и обязанности Учиться, делать уроки , выполнять распорядок  дня, дежурить и уважать права других людей. Ведь  и у меня тоже есть право на труд и право на отдых, а так-же вовремя уходить с работы домой.

Ребята давайте все вместе подумаем и ответим на такой вопрос: « Какой документ очень хорошо знают герои этих сценок и чего они не выполняют?

-Конвенцию о правах ребёнка? Да они знают этот документ, но они не знают, что ещё обязаны сами соблюдать и уважать права других людей.

Заканчивая наше занятие ,я предлагаю сыграть в игру : «как ты знаешь свои права»?

Все вместе встаем в круг и передаем друг другу мячик, называя свои права:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция мотивационной сферы у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Статья  содержит практические рекомендации по коррекции и развитию мотивационной сферы детей, попавших в трудную жизненную ситуацию....

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Рекомендации  по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации....

К вопросу о специальной компетентности педагога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Государственная политика последних лет в области образования акцентирует внимание на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей, находящихся в трудной жизненной с...

Программа работы детей из социально неблагополучных семей и детей попавших в трудные жизненные ситуации

Цель программы:1. Адаптация учеников из социально неблагополучных семей в социуме.2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здо...

Конспект логопедического занятия по теме" "Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)."

Конспект логопедического занятия по программе «Предупреждение нарушений письменной речи»Учитель-логопед Ярцева Елена Геннадьевна Тема:Формирование умения определять место звуков ...

Статья "Социокультурная реабилитация и социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении"

Статья посвящена  реабилитационному  досугу детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении и воспитанию культуры досуга в музейном пространстве Санкт-Петербу...