Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
методическая разработка на тему
Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 707.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО классных руководителей
Социальный педагог – Л.В. Черкасова
Социально-педагогическое сопровождение детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации
« Средь множества пытливых глаз,
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок – главный среди нас,
Всегда он требует вниманья»
2 слайд. Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.
И все-таки, дети оказываются в трудных жизненных ситуациях.
Да, одни остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к ним приходят беды, не щадящие и малых сих... Но есть сиротство и при живых родителях…
Альберт Лиханов.
3 слайд. Дети приходят в школу разные. Разные характеры, разный уровень знаний, воспитанности, разные родители. Станет школа для ребенка местом радости, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества? Многое зависит от нас, от нашего совместного взаимодействия.
Всегда ли знаем мы их детские проблемы? Вовремя замечаем и своевременно оказываем помощь, душевную поддержку?
С начала 90-х годов прошлого века система социально-педагогического сопровождения переходит на новый этап развития, целью которого является создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:
- обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.
4 слайд. В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3(Ст. 1 в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 №120-ФЗ; от 02.07.2013 №185-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети - инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
5 слайд. - Где же детство таких детей? Куда идут и уходят наши дети?
6 слайд. - Из социального паспорта школы видно, что почти 50% ( 109)детей воспитываются в неполных семьях, 43 ребенка - в многодетных семьях, 10- в семьях, находящихся в социально опасном положении, 16 – опекаемых, 14- детей – инвалидов, с 25 обучающимися проводится ИПР.
7 слайд.
8 слайд. Любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без знания общей ситуации, картины. Оперативное реагирование достигает цели только тогда, когда выстроена сама система. Исходя из данных социального паспорта организуется социально- педагогическое сопровождение обучающихся и семей социального риска.
Основные направления по обеспечению социально-педагогической поддержки:
- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных обучающихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
- индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
- организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время;
- проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений;
- организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;
9 слайд. Причины основных трудных жизненных ситуаций у детей.
Одной из основных причин появления категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие, а именно:
алкоголизм в семье; низкая материальная обеспеченность; конфликты между родителями и родственниками; жестокое обращение с детьми, насилие в семье,
ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию своих детей.
10 слайд. Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:
1.Ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей, без выполненного домашнего задания и т.д.
2. У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах.
3. У подростка возникают проблемы межличностного общения со сверстниками.
3. Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия.
4. Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.
Признаки неблагополучия: утомленный, сонный вид; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- санитарно-гигиеническая запущенность,
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии, трудности в обучении.
- привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
11 слайд. Направления социально-педагогического сопровождения.
12 слайд. 1. Социальная работа. Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, семей, находящихся в СОП и списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
13 слайд . 2. Организационно-воспитательная деятельность.
Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, классными руководителями, учителями-предметниками.
В работе с обучающимися социально незащищенных категорий
большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения обучающихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.
13 слайд 3.Коррекционная работа.
Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.
В 1 и 5 классах организуется работа по адаптации обучающихся к новой учебной обстановке. В 9 классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов обучающихся. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с детьми, имеющими проблемы в адаптации.
Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям обучающихся, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
14 слайд 4.Просветительская работа
К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них.
В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди обучающихся.
15 слайд 5.Индивидуальная работа с обучающимися.
Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с детьми и родителями. Приглашение детей и родителей на Совет профилактики.
16 слайд 6.Работа с педагогическим коллективом.
Цель взаимодействия администрации и классного руководителя – совместное выявление причин и проблем, возникающих у ребенка, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
17 слайд 7.Работа с родителями.
Работа по выявлению семей, не занимающихся воспитанием своих детей;
Работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).
Вовлечение родителей в школьные и внешкольные мероприятия.
Проведение лектория для родителей.
Организация индивидуальных бесед и консультаций.
18-20 слайды. Нормативно- правовая база.
Задачи социально- педагогического сопровождения в первую очередь преследуют создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», « группы риска», обмена информацией между субъектами профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же создание системы скоординированных действий по осуществлению комплекса эффективных мероприятий для преодоления ими трудной жизненной ситуации.
Цель социально-педагогического сопровождения не просто поставить ребенка на учет, начать проведение индивидуальной профилактической работы, а оказать ему всестороннюю поддержку (моральную, психологическую и так далее), направленную на социальное благополучие.
Счастье детей зависит от благополучия семьи, как с материальной точки зрения, так и морально-нравственной. Если ребенок счастлив, то в нем меньше агрессии, злобности, стремления сделать другим так же больно, как и ему.
Давайте поможем нашим детям жить в безопасности! Не забывая о главном принципе «не навреди». Нравственный закон должен быть в школе живым и деятельным, а доброта и уважение к человеку – нормой.
Спешите делать тихое добро
Не ради похвалы или награды.
В пример им во движения не ради
Дарите людям радость и тепло!
Стремитесь делать всё не напоказ.
Пусть искренне порывы ваши будут.
Сознанье чьё-то пусть они разбудят,
И чистота исходи пусть от вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...
«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
"Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с воспитанниками приюта для детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации."
Основной целью является выведение семьи из состояния неблагополучия в здоровое общество, а также профилактика социального сиротства среди детей и подростков....
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2018-2019 учебный год...
План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
План организации мероприятий для детей , находящихся в трудной жизненой ситуации...
Статья:«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».
Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, системати...
Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий
Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...