Конспект логопедического занятия по теме" "Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)."
план-конспект занятия по логопедии (1, 2 класс)
Конспект логопедического занятия
по программе
«Предупреждение нарушений письменной речи»
Учитель-логопед
Ярцева Елена Геннадьевна
Тема:
Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).
Цель:
Развивать навыки звукового анализа, определения места букв и звуков в словах.
Задачи:
- Коррекционная:
- Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).
- Развивающая:
- - развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки;
- - Развитие анализа, синтеза, представления;
- - Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
- - Развитие внимания, логического мышления, памяти.
- Образовательная:
- - Обогащение словаря.
- Воспитательная:
- Воспитание любви к природе, животным.
- формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.
Оборудование:
- Презентация;
- Звуковая линейка
- карточки с заданиями;
- картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 289.79 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по программе
«Предупреждение нарушений письменной речи»
Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП
Приморского района Санкт-Петербурга
Ярцева Елена Геннадьевна
Тема:
Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).
Цель:
Развивать навыки звукового анализа, определения места букв и звуков в словах.
Задачи:
- Коррекционная:
- Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец).
- Развивающая:
- - развитие фонематического восприятия и умения выделять звуки;
- - Развитие анализа, синтеза, представления;
- - Развитие языкового анализа, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;
- - Развитие внимания, логического мышления, памяти.
- Образовательная:
- - Обогащение словаря.
- Воспитательная:
- Воспитание любви к природе, животным.
- формирование навыков сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки.
Оборудование:
- Презентация;
- Звуковая линейка
- карточки с заданиями;
- картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент:
Добрый день ребята! Рада Вас видеть. Проверьте свою готовность к занятию и правильно ли вы сидите. Все готовы? Тогда начнем…(презентация слайд 2)
Сегодня у нас гость. А кто это вы узнаете из загадки:
По листочку всё ползет
И края его грызет
А когда чуть подрастет
В кокон тело завернет.
А еще через мгновение,
Людям всем на удивление,
Выбравшись из заточения,
Бабочкой она вспорхнет.
(Прилуцкий С.) (презентация слайд 3)
- Вводная часть:
Посмотрите на доску. Сегодня гостит на нашем занятии гусеничка. Это не простое насекомое, а логопедическое. Гусеничка питается словами. Я приготовила для неё слова, но кто-то пошалил и поменял буквы местами. Давайте поставим буквы на свои места и тогда мы сможем угостить гусеничку. В помощь вам будут картинки.
Собери слова из рассыпавшихся букв. Слова: рис, суп, рак
(Приложение№1) (презентация слайды 4-9)
ИРС | ПУС | КРА |
Что мы с вами делали что бы собрать слово?
Определяли на каком месте должен стоять звук/буква.
Какой первый звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест первым.
Какой второй звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест вторым.
Какой третий звук в слове ________. ? Звук ___ гусеничка съест третьим.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Задание 1 Еще одна загадка для вас от гусенички:
Они, как я заметила, везде и всюду есть:
в руке их только четверо, зато в кармане – шесть.
Я шесть их вижу в радуге и, если сосчитать,
то сразу сами скажете, что их в арбузе – пять!
(Выяснить с детьми, что речь идет о звуках (буквах), составляющих слова:
РУКА, КАРМАН, РАДУГА, АРБУЗ. (Приложение №2) (презентация слайд 11)
Повторить понятие о звуках и буквах.
БУКВЫ | ЗВУКИ |
Отлично! Вы молодцы, вы всё помните и у вас всё получается. Тогда следующее задание будет посложнее.
Задание 2. Работа с цифровым рядом. Перед каждым учеником – ряд цифр (1 – 10). (Приложение №3) (презентация слайд 13-14)
Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. И показывают цифру
Покажите цифру, обозначающую последний звук в слове
(т.е определяете количество звуков в слове). (презентация слайды 15-26)
Ананас (6); белка (5); ботинки (7); груша (5); киви (4); кофта (5); кошка (5); лиса (4); малина (6); медведь (6); рубашка (7); штаны (5)
Отлично, вы и с этим заданием справились.
- Физ.минутка
«Гусеница»
Этот странный дом без окон | (медленно поворачиваются вокруг себя) |
У людей зовётся «кокон» | |
Свив на ветке этот дом, | (вращают руками) |
Дремлет гусеница в нём. | (ладошки под правой щекой) |
Спит без просыпа всю зиму. | (ладошки под левой щекой) |
Но зима проходит мимо | (взмахи руками вверх) |
Март, апрель, капель, весна… | (хлопки руками на каждое слово) |
Просыпайся, соня – сонюшка! | (потягиваются) |
А вспомните какое слово было самое длинное?
А какое наименьшее количество звуков нам встретилось?
Задание 3. Вспомните пожалуйста все слова и подумайте на какие группы их можно разделить?
(По мере вспоминания детьми слова появляются на доске) (Приложение №4)
Задание 4. Четвёртый лишний. Найдите в каждой группе лишнее слово
(презентация слайд 28-30)
Белка, лиса, медведь, кошка
Киви, ананас, груша, малина
Рубашка, штаны, кофта, ботинки
(Машина, грузовик, автобус, велосипед, лодка)
Задание 5. Индивидуальные задания на карточках. (презентация слайд 32-34) (Приложение №5)
Нахождение звука в середине слова.
Ученик 1 забирает с доски все названия животных
Ученик 2 забирает с доски все названия фруктов
Ученик 3 забирает с доски все названия одежды
Ребята у вас на карточках записаны те же слова, что вы сняли с доски. Вам нужно раскрасить квадратик соответственно третьему звуку в словах. Если при произнесении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твердый согласный звук синий, если мягкий согласный звук – зелёный цвет.
Ученик 1: Белка, лиса, медведь
Ученик 2: Киви, ананас, груша
Ученик 3: Рубашка, штаны, кофта
Взаимопроверка.
3. Анализ слов, выделение последнего звука.
Задание 6. Игра «Рыбаки» (Приложение №6)
Сейчас я буду называть слова, а вы их будете ловить их каждый для своей гусенички
Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик 3 |
бант зонт мост торт | квас кекс морс овёс | паук урок цирк язык |
Карточки со словами (на обратной стороне листа печатаются бабочки)
(Приложение №7)
Морс, овёс, парк, зонт, кекс, бант, язык, урок, квас, мост, торт, цирк.
Задание 7. Вы собрали все слова для своих гусениц, а теперь переверните карточки и сложите картинку. Что у вас получилось? Наша гусеничка превратилась в красивую бабочку.
Чем сегодня мы с вами занимались на уроке? Учились находить звук в начале, середине и конце слов (определять на каком месте стоит звук/буква).
Рефлексия: Оцените свою работу на занятии.
Выберите смайлик и нарисуйте его себе в тетрадь.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Конспект логопедического занятия по теме "Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры".
Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии на школьном логопункте....
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"
Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...
Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных и согласных звуков"
Учит детей различать гласные и согласные звуки и буквы....
Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»
Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....