Выступление дипломанта V открытого регионального конкурса "Грани педагогического исследования", г. Саратов, 17 мая 2013г.
методическая разработка (1 класс) по теме
Мы живём в непростое время, когда материальные ценности преобладают над духовными. ФГОС НОО выдвигают новые требования к духовно-нравственному воспитанию современной молодёжи в России. Цель выступления на данном педагогическом форуме заключалась в передаче опыта своим коллегам по воспитанию младших школьников, по повышению общей культуры родителей в вопросах воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grani_pedagogicheskogo_issledovaniya.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
«Грани педагогического исследования»
(Достижение оптимальных результатов
в духовно - нравственном воспитании обучающихся
через сотрудничество с родителями
как средство реализации
ФГОС НОО)
Кирпичникова Галина Николаевна,
отличник народного просвещения,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №16
Г. Балаково Саратовской области
2013г., май, г. Саратов
Мы живём в непростое время, когда материальные ценности явно преобладают над духовными. Именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания в современной России как нельзя актуален.
Федеральные государственные образовательные стандарты сегодня выдвигают новые требования к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели и достигать их.
Оценивая проблемы современного образования, Президент РФ Владимир Владимирович Путин сказал: «Несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине».
Есть на карте нашей Родины удивительный город Балаково, а в нём - замечательная средняя общеобразовательная школа №16.
Я горжусь своей принадлежностью к моей школе, продолжаю и развиваю наши замечательные традиции.
Ученик в нашей школе - это Солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс.).
Директором школы является Запяткина Тамара Гаврииловна. Нам есть чем гордиться. А самое ценное, кем мы особо дорожим, – это наши ученики.
Я бесконечно счастлива в жизни тому, что всегда рядом со мной мои замечательные ученики и понимающие родители, с которыми я могу реально осуществить наши общие мечты! А мечта каждого учителя – видеть в своих учениках духовно-нравственных людей! Как это сделать профессионально?
Ответы на многие интересующие меня вопросы нахожу у классиков педагогической мысли К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, также перечитывая монографии ряда современных педагогов-ученых (И.А.Зимней, Н.П. Иванова, Е.В.Бондаревской и других).
Убеждена в том, что нести в мир детства все духовно-нравственные ценности должны именно мы, учителя, люди, профессионально обученные этому делу.
Современный учитель на уроке должен быть похож на умелого дирижёра с хорошо слаженным оркестром. А с родителями быть гармоничной парой во всех учебно-воспитательных вопросах.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок – это такое педагогическое произведение, в которое учитель вкладывает свой талант, методический почерк и педагогическое мастерство, опираясь в обучении по-новому на системно-деятельностный, компетентностный подход.
Дети понимают: единственный путь не только к знаниям, но и к самовоспитанию – это совместная деятельность. Им нравится, когда на уроках происходит живой диалог, обмен мнениями, когда сталкиваются разные точки зрения, Им нравится работа в группах, парах и индивидуальная. Когда видишь увлечённых делом детей - разве это не свидетельство их духовно-нравственного развития и воспитания?
Положительный эффект даёт использование современных педагогических технологий, таких, как ИКТ-технологии, технология деятельностного подхода в обучении, интенсификации учебно-воспитательного процесса, технология педагогической поддержки и организации «ситуации успеха», проблемно-поисковая, технология опоры на «зону ближайшего развития» ребёнка, здоровьесберегающая технология и др.
Современный учитель – это исследователь. В нашей работе приходится всё время наблюдать, сравнивать, конкретизировать, обобщать, делать выводы. И этому учить детей.
Учителя можно сравнить со скульптором, только в наших руках особый материал – это дети. Здесь важно соблюдать принцип бережного прикосновения к детской душе. Надо успеть заложить в души детей добрые начала, ничего не упустить, ведь заложенное в детстве прочно и устойчиво.
Литература, живопись, музыка, – это взаимообогащающие виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции детей.
Опросник, проведённый с учащимися, показал, что им особенно нравится находиться в Стране литературных героев. Ребята уже сейчас осознают, что человек, умеющий читать, - счастливый человек, потому что он окружён множеством умных, добрых и верных друзей.
Главную задачу уроков литературного чтения вижу в нравственном воспитании, в становлении личности через чтение.
Отдельные работы, выполненные на уроках изобразительного искусства, просто восхищают своим дарованием! Это настоящие детские художественные произведения искусства!
Пусть ребята пока ещё и маленькие, но они верят и в то, что «музыка, как и книга, тоже делает человека умнее, добрее, лучше».
Духовное обогащение дают уроки окружающего мира.
Неожиданно наглядность «оживает» на глазах у детей. Они видят, как весной солнышко вновь улыбается им.
Птицы осенью снова улетают в тёплые края!.
Пусть это короткие фрагмены на уроках , но духовно-нравственное продвижение учащихся заметно!
А красота, созданная на уроках технологии, тоже делает сердце ребёнка добрее!
Задача школы и семьи – рассмотреть в каждом ребёнке талант и дать ему возможность вовремя раскрыться.
Обучение, воспитание и развитие личности ученика – это единый процесс. Поэтому Концепция духовно-нравственного развития и воспитания должна быть настольной книгой в работе каждого учителя.
В нашей школе успешно реализуются Программы внеурочной деятельности, потому что созданы все условия для гармоничного развития личности школьника.
Уверена, что в «каждом ребёнке есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Отрадно то, что все 29 моих учеников нашли себе внеурочное занятие по душе, что духовно формирует их с малых лет. И этим я горжусь!
Моим ученикам нравится учиться в школе. И родители – не гости в школе, а активные участники наших общих дел.
Считаю, что правильная и разумная организация всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье - это заслон бездуховности и гарантия всестороннего гармоничного развития личности ученика.
Не скрою, есть у нас и проблемы. Пути их решения вижу, прежде всего, в возрождении ценностных ориентаций в семьях, в повышении воспитательного потенциала не только образовательного учреждения, но и детских организаций, а также социума в целом.
Только объединив все наши усилия, мы можем возродить утраченные духовно-нравственные ценности.
А первый учитель для маленького школьника - это как чудесная скрипка, которая каждый день играет дивную мелодию по волшебным нотам.
Чтобы такого скрипача любили дети и ценили родители, нам, учителям, надо стараться почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза… Ведь родители доверили нам самое дорогое, что у них есть, – своих детей.
И пусть каждый день на ваших уроках звучит для ваших учеников чудесная музыка, педагогическая…
Используемая литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.:Просвещение,2010.-31с.
2.Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.,Москва «Просвещение»,2009г
3.Ожегов С.И. ,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.;Российский фонд школы;- 2-е изд., испр. и доп.- М.:АЗЪ,1994-928с.-ISBN.
4.Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2002 г. - № 9. - С. 15.
5. Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2004 г. - № 1. - С. 103.
6.Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 2009г.
7. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
8. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 2011- 461с.
9.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 2011.- 254с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование "Информационная культура мл. школьника"
Наше время- время перемен.Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить, принимать нестандартные решения.Информатизация общества - сегодняшняя реальность....
презентация к выступлению на МО "Организация игр-исследований младших школьников"
http://www.zavuch.info/metodichka/nachal/inoenach/khiutjg-otikh-jdgf...
Эксперимент как основа педагогического исследования
Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и измене...
Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"
На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич...
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"
Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"...