классный чвс по духовно-нравственному воспитанию "Добро и зло"
методическая разработка (1 класс) по теме

Гусева Татьяна Владимировна

Очень поучительный классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_k_seminaru.doc73.5 КБ
Office presentation icon интересная презентация2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Гусева Татьяна Владимировна

Тема занятия: «Добро и зло»

Класс: 1

Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи :

 - дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- приобрести опыт коммуникативной деятельности.

-  Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, лучи солнышка, деревья, домик, цветы, бабочки.

Ход занятия

  1. Организация деятельности учащихся. (1мин.)

Учитель: Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

  1. Сообщение темы . (1мин.)

Учитель: Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

- Ребята, сегодня  будем говорить об основных  понятиях –

добро и зло.

Вы узнаете:- Что такое добро и  что такое зло.

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

3. Актуализация знаний.(3мин.) СЛАЙДЫ

- Ребята,  добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).

      Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Но есть и противоположное действие , слову добро-(это зло.)

- Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)

  Быть легче добрым или злым?

 Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

4. Знакомство с рисунками детей(2мин.) СЛАЙДЫ

     В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.

А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим ваши рисунки.

Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы) 

-Ребята, а каких рисунков  оказалось больше?

- А какой предмет присутствовал почти на всех рисунках?(солнце)

-А как вы думаете почему?

 Вывод: добрых рисунков больше, чем злых. Посадили  дерево

5. Изготовление солнышка(2мин.)

- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи  солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.

- Сейчас вы  изготовите солнышко. Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.

(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида., любовь)

-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?

  1. Игровой момент: соберите пословицу.(3мин.) 

    Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы прикрепить)

Добро помни, а

пожнёшь

Что посеешь, то и

зло забывай

За добро

добра не делает  никому

Худо тому, кто

добром плати

А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)

 Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Вывод делает учитель: Пословицы нас учат:

  1. Хвалить за хорошие поступки  и не всегда замечать недостатки людей;
  2. Шутить по -доброму;
  3. Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.

 Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили дерево

    Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело.

 7. Поиграем в игру «Сделай доброе дело» (3мин.)(ответы детей) СЛАЙДЫ

- Как бы мы могли им помочь?

- Бездомным собакам и кошкам;

- пожелтевшим от жары цветам;

- своей бабушке, которая несёт сумки;

- пожилым, больным людям в общественном транспорте;

- уставшей маме.

 8.  «Волшебные слова» (2мин.)

     Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Предлагаю вспомнить вежливые слова.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
  2. Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
  6. И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.

  1. Притча о добре и зле.(4мин.) СЛАЙДЫ

Притча – это рассказ с нравоучением .А теперь прослушайте притчу Притча о Добре и Зле.(слайд)

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Скажите, о каких двух волках говорил старик?

Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

 Как вы понимаете последнюю фразу?

– Надо ли учиться доброте?    

    Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи.  Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

    Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый или злой, я предлагаю вам игру «Сказка»

10.Игра «Сказка».(2мин)

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

     На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.

     Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе и не замечать урны для мусора, помогает человеку совершать добрые дела дружба, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка.

  1. ИГРА С МЯЧОМ: КРУГОВАЯ БЕСЕДА,(2мин.)

Я чувствую себя счастливым, когда……………………….

(хорошо всем, все улыбаются и т. д.) 

  12. «Правила доброты» (2мин.)

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить  правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  2. Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  3. Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  4. Делать добро для близких и друзей.
  5. Не завидовать.
  6. Не вредничать.
  7. Не грубить.

Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)

        13.Звучит песня "Дорогою добра ” (1мин.)

     Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами, домиком, бабочками, облаками, зверями.

Сажая цветы, вы должны назвать: что такое доброта, назвать любые добрые поступки. (под музыку учащиеся прикрепляют сделанные на уроке труда цветы на доску, называя при этом что-то доброе)

Получается красивая аппликация.

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

      Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

 «Правила доброты»

 «Спешите делать добро»

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  2. Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  3. Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  4. Делать добро для близких и друзей.
  5. Не завидовать.
  6. Не вредничать.
  7. Не грубить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ДОБРО красота мама семья радость любовь жизнь счастье ласка тепло забота

Слайд 3

Добрый человек совершает хорошие поступки; Старается всем помочь; Заботится о других; Приносит пользу окружающим и самому себе; Уважает старших; Защищает младших. Что значит быть добрым человеком, как вы считаете?

Слайд 12

Вместе мы изменим жизнь к лучшему! Пусть доброе дело станет привычкой!

Слайд 14

Ребята, давайте будем добрыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.  Содержа...

Классный час по духовно - нравственному воспитанию "Любовь" (3 класс)

В этом классном часе рассматриваются такие понятия как: любовь в семье, любовь к ближнему....

Методические разработки по теме «Формы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию»

В начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые пре...

Классный час по духовно - нравственному воспитанию.

Классный час по духовно - нравственному воспитанию....

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....