Урок-конкурс о Москве
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Данная игра призвана сплотить коллектив, расширить их знания об истории родного города, научить находить нужную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konkurs_o_moskve.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗАНЯТИЕ-ИГРА «Что? Где? Когда?»  
по окружающему миру "Дорогая моя столица"
1-й класс

Цель:

Организация группы продленного дня в свободное от выполнения домашнего задания время, чтобы учащиеся добровольно, с желанием участвовали в разнообразных делах группы. Данная игра призвана сплотить коллектив, расширить их знания об истории родного города, научить находить нужную информацию.

Задачи:

Научить учащихся:

  1.  искусству общения;
  2. принимать самостоятельные решения;
  3. проявлять инициативу;
  4. развивать познавательную активность;
  5. закреплять полученные  знания и умения;
  6. уважительному и бережному отношению к окружающему миру.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакаты, магнитофон.

Презентация (Приложение 1).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, вспомните какой праздник отмечают в нашем городе каждый год в первую субботу.

Ответы учащихся: День города – столицы нашей Родины Москвы.

Воспитатель: Совсем недавно мы посетили Музей истории города Москвы, посмотрели презентацию о главной достопримечательности нашего города – Кремле. Московский Кремль – это слава и гордость России, это память о великих свершениях наших предков. Мы с вами решили провести игру «Что? Где? Когда?» и выявить знатоков родного города. А играет против нашей команды знатоков сам дядя Гиляй. А кто это, ребята?

Ответы учащихся: Это Владимир Алексеевич Гиляровский. Дядя Гиляй был не просто популярен, он был любим москвичами. Ему везде были рады.

Воспитатель: Совершенно верно. Так вот, Владимир Алексеевич Гиляровский или дядя Гиляй, как ласково называли его москвичи, приготовил для вас много разных вопросов. Ему хочется убедиться, что современные юные москвичи знают и любят свой город также как любил и знал его он. Ну что, вы готовы сразиться с самим В.А.Гиляровским? Не струсите? Здесь сидит наша мудрая сова. Она будет болеть за вас. Профессиональное жюри на месте. В него вы сами выбрали лучших учеников, а также библиотекарь нашей гимназии. Слева от совы лежат призы для победителей. Ну что ж начинаем. Кому вы предоставите честь первым покрутить волчок?

Ответы учащихся: Первой вращать волчок будет капитан нашей команды – Лада.

Вращается волчок. Останавливается около вопроса под номером 1.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд № 5): Дорогие ребята, я предлагаю вопрос первого уровня, чтобы убедиться в ваших знаниях о Москве. Итак, вопрос: Как называется самый известный в России колокол? Для обдумывания вам дается 1 минута.

Ответы учащихся: На первый вопрос отвечает Анастасия. Ответ нашей команды: Самый известный в России колокол называется Царь-колокол. Колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733 – 1735 годах на Пушечном дворе. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, ваш ответ понравился дяде Гиляю. Продолжаем. Я предлагаю дать право вращать волчок тому, кто правильно ответил на вопрос. Поэтому сейчас волчок вращает Варя. Варя вращает волчок.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд № 6): Как называется древняя крепость в центре Москвы?

Ответы учащихся:  На этот вопрос отвечает София. Древняя крепость в центре Москвы называется Кремль. В Кремлевских палатах и соборах хранятся бесценные иконы, сокровища русских царей. Сначала это были деревянные стены Кремля, которые постепенно раздвигались, охватывая все большую территорию на пространстве между Москвой и Неглинной. Затем их сменили белокаменные, а в конце ХУ в. – и ныне существующие кирпичные стены.

Воспитатель: Очень хороший развернутый ответ. Молодцы! Посмотрите на портрет дяди Гиляя. Он явно доволен. Продолжаем игру. Пока счет 2:0 в пользу команды знатоков. За правильный ответ София получает право вращать волчок.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд № 7): Я очень доволен вашими ответами. А как называется школа, где учатся такие талантливые дети? А следующий вопрос будет такой: Какой знаменитый храм Москвы построен зодчими Бармой и Постником?  

Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Глеб. Наша школа называется – Московская международная гимназия. А знаменитый храм Москвы, построенный зодчими Бармой и Постником, называется Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного расположен на Красной площади Китай-города в Москве в 1555 – 1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о Казани и победе над Казанским ханством.

Воспитатель: Мы с библиотекарем очень рады, что и на этот сложный вопрос вы дали такой полный и точный ответ. Счет игры 3:0 в пользу команды знатоков. Право вращать волчок переходит Глебу. Выпадает скрипичный ключ. Ура! Музыкальная пауза. Уважаемый Владимир Алексеевич, дорогой дядя Гиляй! Ребята приготовили для Вас стихи и песни о Москве. Давайте послушаем.

Выступления учащихся: Звучит гимн о Москве, стихи русских и советских поэтов о Москве.

Ау! Николай Языков.

Я здесь! – Да здравствует Москва!

Вот небеса мои родные!

Здесь наша матушка – Россия

Семисотлетняя жива!

Здесь все бывало: плен, свобода,

Орда, и Польша, и Литва,

Французы, лавр и хмель народа,

Все, все!.. Да здравствует Москва!

Воспоминания в Царском Селе. А.С. Пушкин.

Края Москвы, края родные,

Где на зоре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед…

Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Евгений Онегин. А.С.Пушкин.

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Москва, Москва!... люблю тебя как сын. М.Ю. Лермонтов.

Москва, Москва!... люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и – обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

Ты жив! Ты жив, и каждый камень твой –

Заветное преданье поколений…

        

Стародавняя Москва. Валерий Брюсов.

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

Библиотекарь: Ребята большие молодцы. И стихи читали хорошо, и в библиотеке они частые посетители. Книг читают много. Вот и ответы на вопросы дяди Гиляя дают правильные. Я думаю, что все призы сегодня уйдут команде знатоков.

Воспитатель: Отдохнули. А игра продолжается. Право вращать волчок возвращается капитану команды Ладе.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд № 8): Очень ребята порадовали меня старика чтением стихов и исполнением гимна о Москве. А вот и следующий вопрос. Как называются главные часы России?

Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Илья. Главные часы России называются Кремлевский куранты. Они были установлены на Спасской башне по указанию Екатерины П в 1767 году. Для их установки был приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. С 2000 года Куранты стали исполнять государственный гимн России.

Воспитатель: Молодцы! И на этот вопрос дали правильный ответ. Волчок крутит Илья. И мы ждем следующий вопрос от Гиляровского В.А. Счет по-прежнему в пользу команды знатоков 4:0.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд № 9): Теперь переходим к заданиям второго уровня. Слушайте вопрос. На каких «горах» находится Московский Государственный университет?

Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Артем. Московский Государственный университет находится на Воробьевых горах. Университет был основан в 1755 году, а в 1940 г. ему было присвоено имя М.В.Ломоносова.

Воспитатель: Совершенно верно. И счет 5:0 в пользу команды знатоков. А волчок вращает Артем. Вся команда ждет следующего вопроса.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд № 10): Назовите музей, рассказывающий о войне 1812 года?

Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Варвара. Музей, рассказывающий о войне 1812 года, называется Бородинская панорама. Она была сооружена по указу императора Николая II в Москве, на Чистых прудах, по проекту военного инженера полковника П.А.Воронцова-Вельяминова для демонстрации произведения искусства, созданного художником-баталистом Ф.А.Рубо.  

Воспитатель: Ответ Вари очень правильный и полный. Большое спасибо. Она вращает волчок. И на этот раз выпадает еще одна музыкальная пауза. Послушаем стихи современных поэтов о Москве, которые подготовили наши знатоки.

Выступления учащихся:

Москве. Евгений Антошкин.

Ещё за дальним расстоянием,
Мелькнут огни твои едва,
Шепчу, как тайну,
Как признание,
Одним дыханием:
“Мос-ква!..”

Москва. Федор Глинка
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах..
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!

Большая деревня. Михаил Исаковский
...И все слышней, и все напевней
Шумит полей родных простор,
Слывет Москва «большой деревней»
По деревням и до сих пор.
В Москве звенят такие ж песни,
Такие песни, как у нас;
В селе Оселье и на Пресне
Цветет один и тот же сказ.

Москва. А.Т.Твардовский.

Тьма предместий вокзальных
И — Москва. И над ней
Горделивый, печальный
Блеск зенитных огней.
И просились простые
К ней из сердца слова:
«Мать родная, Россия,
Москва, Москва…»
В эти горькие ночи
Ты поистине мать,
Та, что детям не хочет
Всей беды показать,

Воспитатель: Большое спасибо, ребята, за прекрасные стихи. Мы продолжаем нашу игру. Сейчас следующий вопрос дяди Гиляя.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд № 11): Как называется главная площадь Москвы и всей России?

 Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Екатерина. Главная площадь Москвы и всей России называется – Красная площадь, что значит «красивая». На площади расположены: Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей В.И.Ленина, Исторический музей и Казанский собор, Покровский собор (храм Василия Блаженного), здание ГУМа. Площадь, вымощенная брусчаткой, является пешеходной зоной.

Воспитатель: Спасибо, Екатерина. Ответ принимается. Счет становится 7:0 в пользу знатоков. Можешь вращать волчок.  

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд 12). Дорогие ребята, внимательно посмотрите на этот снимок и скажите, кто основал эту галерею?

Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Лада. Государственная Третьяковская галерея – художественный музей основан в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Галерея стала первым российским публичным музеем. В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Воспитатель: Прекрасный ответ. Ты, наверное, была в Третьяковской галерее с родителями. Счет становится 8:0 в пользу знатоков. Лада вращает волчок. Узнаем, какой вопрос приготовил для вас В.А.Гиляровский.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд 13). Я вижу эти вопросы для вас оказались не слишком сложными. Поэтому мы переходим к вопросам третьего уровня. Дорогие ребята, назовите самый большой музыкальный театр России.

Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Полина. Самый большой музыкальный театр России называется – Большой театр. Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда князь П.В.Урусов начал строительство театра, который был назван Петровским. Театр Урусова сгорел еще до открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Именно под его руководством по проекту архитектора Христиана Розберга был построен Большой Петровский театр, который простоял 25 лет – до 8 октября 1805 года, но сгорел. Новое здание было построено К.И.России на Арбатской площади. Однако и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 году во время нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театр на изначальном месте архитектором О.И.Бове по проекту ректора петербургской Академии А.А.Михайлова. Венчает театр квадрига Аполлона. Театр открылся 6 января 1825 года.

Воспитатель: Правильно. Очень хороший ответ. Полина приносит своей команде одно очко. Счет становится 9:0. Такого счета не было даже у взрослых знатоков. Полина, тебе переходит право вращать волчок.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд 14). Дорогие ребята, признаюсь, что этот счет меня очень радует. Вам, живущим в Москве, нужно больше чем другим знать и любить свой город. Ваши ответы показали, что вы интересуетесь историей своего города. Это очень отрадно. Итак, следующий вопрос. Как называется главная башня Кремля?

Ответы учащихся: На этот вопрос отвечает Михаил. Главная башня Кремля называется – Спасская башня. Она была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана Ш архитектором Пьетро Антонио Солари. При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В середине ХУП века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Современная высота башни – 71 метр.

Воспитатель: Прекрасный ответ. Он приносит команде еще одно очко. Счет становится 10:0. Ребята частые посетители нашей библиотеки. Они берут там разные книги. Именно поэтому мы услышали сейчас такие прекрасные ответы на самые разные вопросы о Москве. Я надеюсь, что и последние два вопроса они смогут дать правильные ответы. Итак, ждем следующий вопрос.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд 15). Я просто в затруднении. На все мои каверзные вопросы ребята дают прекрасные ответы. Ну что ж, задам еще один. Почему Грановитая палата так называется?

Ответы учащихся: Грановитая палата так названа потому, что ее стены выполнены из граненого камня. Грановитая палата – главный парадный приемный зал великокняжеского дворца. В нем проходили собрания Боярской думы, празднества в честь покорения Казани, победы под Полтавой. Здесь было принято решение о воссоединении Украины с Россией.

Воспитатель: И этот вопрос не поставил игроков в тупик. Мне приятно сообщить, что счет становится 11:0 в пользу знатоков. Дорогой дядя Гиляй, можешь гордиться такими москвичами. А мы ждем от тебя последний вопрос.

Вопрос Гиляровского В.А. (Презентация, слайд 16). Я надеюсь, что ребята читали мою книгу о Москве. Ходят гулять по ее широким улицам, бульварам. А теперь мой последний вопрос. В честь какого события установлена эта Триумфальная арка?

Ответы учащихся: Триумфальные ворота (Триумфальная арка) сооружены в 1829 – 1834 годах по проекту архитектора О.И.Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сейчас они расположены на площади Победы (Кутузовский проспект). В этом году исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения и начала Отечественной войны. Триумфальные ворота (Триумфальная арка) напоминают об особой роли Москвы в этой победе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Наши беседы о Москве, а также экскурсии по родному городу оказались не напрасны. Ваши ответы порадовали всех. Счет становится 12:0.  

Библиотекарь: Эта игра меня очень обрадовала. Таких замечательных ответов я уже давно не слышала. Ученики нашей гимназии с честью носят имя москвича. Они интересуются историей города, поэзией. Замечательный счет 10:0. Все призы и грамоты достаются команде знатоков. Поздравляю всех участников игры.

Воспитатель: Я также поздравляю команду знатоков от себя и от учителей гимназии и родителей. Ведь они также болели за команду. Ученики очень активно участвовали в обсуждении всех вопросов, помогали своим одноклассникам, поддерживали их. Я уверена, что эта игра сплотила их. Надеюсь, что обучение в гимназии будет для них самым лучшим временем.

Учащиеся: Большое спасибо за игру, за грамоты и призы. Ждем новых конкурсов, игр, викторин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - конкурс " Грамотеи". 3 класс

 Урок – конкурс. 3 класс. 1. Образовательные:развивать общеучебные умения и...

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

урок-конкурс" Басни дедушки Крылова"

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях....

Урок - конкурс " Басни И.А. Крылова"

Урок содержит конкурсную программу по творчеству И.А. Крылова для работы в группах....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок- конкурс «Природа и мы»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок- конкурс «Природа и мы»"Школа России 4 класс...

Урок – конкурс по теме: «Природные условия и население Республики Башкортостан» (урок обобщающего повторения)

Урок  способствует  развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к родному краю....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...