кружка "Истоки моей Родины"
рабочая программа (2 класс) по теме

Амосова Татьяна Юрьевна

Эта программа поможет в работе гражданско - патриотического направления во внеурочной деятельности в рамках ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка «Истоки моей Родины»

Учителя начальных классов Амосовой Татьяны Юрьевны

МБОУ «Гимназия г. Алдан»

Пояснительная записка.

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. 

 Одним, из приоритетных направлений гимназии, является патриотическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Содержание программы кружка «Истоки» направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, обеспечивающее их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родине. Любовь к родине не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

   В связи с этим  целями данного курса являются:

  1. развитие ценностных ориентаций ребёнка;
  2. воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире;
  3. формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.

 Достижение данных целей осуществляется через решение следующих задач:

  1. расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  2. развитие познавательного интереса и любви к родному краю;
  3. знакомство с историей и природой России, Якутии, родного края.
  4. последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
  5. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  6. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  7.  формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  8. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением. Это важное средство связи школы с жизнью. Любовь к родному краю, желание видеть родной город всё более и более растущим и расцветающим – эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.        

Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.

Занятия в классе следует дополнять экскурсиями. Итоговые занятия предлагается проводить в форме игр и викторин.

Формы и методы организации учебного процесса: 

Групповые формы, игровые методы, практические занятия, экскурсии, метод апперцепции (опора на свой жизненный опыт), метод имитации исследования и др.

Программа рассчитана на 35 занятий – 1 час в неделю.

Содержательный материал

Программа кружка «Истоки»

   Целями данного курса являются:

  1. развитие ценностных ориентаций ребёнка;
  2. воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире;
  3. формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.

Виды деятельности

  1. Работа со справочной и энциклопедической литературой,
  1. работа с картой,
  2. слушание, запоминание
  3.  наблюдения,
  4. формулирование вопросов и ответов,
  5.  выдвижение гипотез и предположений,
  6.  ИЗО-деятельность,

Образовательный продукт

  1. написание рефератов,
  2.  выставки рисунков, поделок.
  3. выступление перед одноклассниками

Критерии успешности

  1. выступление с сообщением
  2.  умение защитить свою точку зрения
  3. составление кроссвордов и заданий для викторин.

Динамика интереса

  1. анкетирование,
  2.  активность в выполнении творческих работ.

Форма итоговой отчётности

  1. участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее»,
  2.  проведение предметной недели.

Календарно-тематическое планирование

№ Дата


Тема

Поисково-исследовательская

работа

Результативность

Имя. Как выбирается имя.

Тайна имени и фамилии.

Узнать, откуда к нам пришли имена. Что обозначает ваше имя.

Мини-сочинение, выступление с сообщением, иллюстрация своего рассказа фотографиями

Семья – мир самых близких людей

Что такое семья? Составить рассказ о своей семье.

Род – люди происходящие от одного предка

Моя родословная

Составить родословное древо. Проанализировать семейные гербы, составить герб своей семьи. Какие традиции есть в семье. Законы и традиции, по которым мы живём.

Повторение  правил общения в семье, в классе, в общественных местах.

Герб моей семьи.

Проведение праздника «Наша дружная семья».

Дом – территория семьи, мир вещей

Дом. Семейные реликвии, святыни

Деревня. Земледелие

Найти ответы на вопросы: Чем занимаются люди в деревне? Что город дает деревне? А деревня городу? Чем город отличается от деревни?

Игра «Где жить лучше -  в городе или деревне?

За что уважают человека в деревне

В чем отличие города от деревни

Как город рассказывает о себе

Жизнь города.

Какие предприятия есть в нашем городе?

Составление альбома «Наш Алдан».

Сбор фотоматериалов, вырезки из газет. Рисунки.

Экскурсии в музей, к памятникам.

Город, где мы живём.

Что обозначает название нашего города. Особенности Алдана.

Город, где мы живём.

История основания.

Год основания Алдана. Почему среди тайги вырос такой город.

Память о прошлом.

Какие памятники есть в нашем городе? О каких событиях или людях они напоминают.

Памятники города.

История названия улиц.

Узнать, почему так называются улица нашего города.

Улица, на которой я живу.

Улицы нашего города.

Улицы нашего города.

Алдан и алданцы.

Глава нашего района, города. Что бы вы изменили в Алдане?

Известные люди Алдана.

Кого из известных людей нашего города знают в твоей семье?

Известные люди Алдана.

Подобрать вопросы к беседе.

Встреча с одним из знаменитых людей Алдана.

Экскурсия в музей.

Великая Отечественная война.

Что ты знаешь о войне?

Чтение книг, просмотр фильмов.

Алдан и алданцы в годы ВОВ.

Узнать о героях -  алданцах, в честь которых названы улицы нашего города.

Выставка рисунков.

Алдан и алданцы в годы ВОВ

Экскурсия к памятникам ВОВ.

Особенности природы Алдана.

Фотовыставка. Придумать знаки, чтобы Алдан стал чище.

Особенности природы Алдана.

Красная книга Якутии.

Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

Нарисовать плакат на тему охраны природы.

Красная книга Якутии.

Природа Алдана – наше богатство.

Подобрать вопросы для викторины.

Викторина.

Люблю тебя, мой край родной!

Найти и выучить стихи об Алдане

Конкурс чтецов

Люблю тебя, мой край родной!

Нарисовать рисунок

Выставка рисунков.

Экскурсия в лес.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. В. Пестерев «Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах».      Якутск. Национальное книжное издательство «Бичик» 2000г.
  2.  И. Данилов «Сказ о Якутии» Якутск. Якутское книжное издательство. 1982г.
  3. А.И.Сивцев, С.Е.Мостахов, З.М.Дмитриева «География ЯАССР». Якутское книжное издательство. 1990г.
  4. Н.Г.Соломонов «Животный мир Якутии»  Якутское книжное издательство. 1975г.
  5. В.Н.Винокуров, А.В.Винокурова «Материалы Красной книги Якутии в      школьной практике».  Якутск. 1994г
  6. Д.Д.Данилов, С.В.Тырин «Моё Отечество».   «Баласс». 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме"Символы моей Родины" 1 класс.

Данный классный час проводится в 1 классе. Тема"Символы моей Родины". Цель данного мероприятия познакомить с гербом, флагом, гимном России. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою...

Символы моей Родины.

Классный час о символах России для учащихся 3-4 классов....

Животный мир моей Родины

Методическая разработка занятия «Животный мир моей Родины»-интегрированное занятие, содержащее исследовательскую деятельность обучающихся в изучении представителей животного мира Краснодарского края, ...

Берёза - символ моей Родины

внеклассное мероприятие к неделе гражданско-патриотического воспитания...

Проект "Три главных города моей Родины"

Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся дея...

Внеклассное мероприятие-акция «Подарок для моей Родины».

Мероприятие на правлено на воспитание  общечеловеческих ценностей. Учащиеся получат возможость побывать в роли "эколога", конкретными делами показать любовь к родине....

Презентация: Столица моей родины - Москва

Презентация к классному часу "Достопримечательности моего города"...