кружка "Истоки моей Родины"
рабочая программа (2 класс) по теме
Эта программа поможет в работе гражданско - патриотического направления во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Истоки моей Родины" | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Истоки моей Родины»
Учителя начальных классов Амосовой Татьяны Юрьевны
МБОУ «Гимназия г. Алдан»
Пояснительная записка.
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Одним, из приоритетных направлений гимназии, является патриотическое образование. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Содержание программы кружка «Истоки» направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, обеспечивающее их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родине. Любовь к родине не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.
В связи с этим целями данного курса являются:
- развитие ценностных ориентаций ребёнка;
- воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире;
- формирование целостного представления о мире, развитие интереса к его познанию.
Достижение данных целей осуществляется через решение следующих задач:
- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- развитие познавательного интереса и любви к родному краю;
- знакомство с историей и природой России, Якутии, родного края.
- последовательное приобщение учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением. Это важное средство связи школы с жизнью. Любовь к родному краю, желание видеть родной город всё более и более растущим и расцветающим – эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
Участвуя в познавательной деятельности, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями, у них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.
Занятия в классе следует дополнять экскурсиями. Итоговые занятия предлагается проводить в форме игр и викторин.
Формы и методы организации учебного процесса:
Групповые формы, игровые методы, практические занятия, экскурсии, метод апперцепции (опора на свой жизненный опыт), метод имитации исследования и др.
Программа рассчитана на 35 занятий – 1 час в неделю.
Содержательный материал | Программа кружка «Истоки» Целями данного курса являются:
|
Виды деятельности |
|
Образовательный продукт |
|
Критерии успешности |
|
Динамика интереса |
|
Форма итоговой отчётности |
|
Календарно-тематическое планирование
№ Дата | Тема | Поисково-исследовательская работа | Результативность |
Имя. Как выбирается имя. Тайна имени и фамилии. | Узнать, откуда к нам пришли имена. Что обозначает ваше имя. | Мини-сочинение, выступление с сообщением, иллюстрация своего рассказа фотографиями | |
Семья – мир самых близких людей | Что такое семья? Составить рассказ о своей семье. | ||
Род – люди происходящие от одного предка Моя родословная | Составить родословное древо. Проанализировать семейные гербы, составить герб своей семьи. Какие традиции есть в семье. Законы и традиции, по которым мы живём. | Повторение правил общения в семье, в классе, в общественных местах. Герб моей семьи. Проведение праздника «Наша дружная семья». | |
Дом – территория семьи, мир вещей | |||
Дом. Семейные реликвии, святыни | |||
Деревня. Земледелие | Найти ответы на вопросы: Чем занимаются люди в деревне? Что город дает деревне? А деревня городу? Чем город отличается от деревни? | Игра «Где жить лучше - в городе или деревне? | |
За что уважают человека в деревне | |||
В чем отличие города от деревни | |||
Как город рассказывает о себе | |||
Жизнь города. | Какие предприятия есть в нашем городе? | Составление альбома «Наш Алдан». Сбор фотоматериалов, вырезки из газет. Рисунки. Экскурсии в музей, к памятникам. | |
Город, где мы живём. | Что обозначает название нашего города. Особенности Алдана. | ||
Город, где мы живём. | |||
История основания. | Год основания Алдана. Почему среди тайги вырос такой город. | ||
Память о прошлом. | Какие памятники есть в нашем городе? О каких событиях или людях они напоминают. | ||
Памятники города. | |||
История названия улиц. | Узнать, почему так называются улица нашего города. | ||
Улица, на которой я живу. | |||
Улицы нашего города. | |||
Улицы нашего города. | |||
Алдан и алданцы. | Глава нашего района, города. Что бы вы изменили в Алдане? | ||
Известные люди Алдана. | Кого из известных людей нашего города знают в твоей семье? | ||
Известные люди Алдана. | Подобрать вопросы к беседе. | Встреча с одним из знаменитых людей Алдана. | |
Экскурсия в музей. | |||
Великая Отечественная война. | Что ты знаешь о войне? | Чтение книг, просмотр фильмов. | |
Алдан и алданцы в годы ВОВ. | Узнать о героях - алданцах, в честь которых названы улицы нашего города. | Выставка рисунков. | |
Алдан и алданцы в годы ВОВ | |||
Экскурсия к памятникам ВОВ. | |||
Особенности природы Алдана. | Фотовыставка. Придумать знаки, чтобы Алдан стал чище. | ||
Особенности природы Алдана. | |||
Красная книга Якутии. | Какие животные и растения занесены в Красную книгу? | Нарисовать плакат на тему охраны природы. | |
Красная книга Якутии. | |||
Природа Алдана – наше богатство. | Подобрать вопросы для викторины. | Викторина. | |
Люблю тебя, мой край родной! | Найти и выучить стихи об Алдане | Конкурс чтецов | |
Люблю тебя, мой край родной! | Нарисовать рисунок | Выставка рисунков. | |
Экскурсия в лес. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- В. Пестерев «Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах». Якутск. Национальное книжное издательство «Бичик» 2000г.
- И. Данилов «Сказ о Якутии» Якутск. Якутское книжное издательство. 1982г.
- А.И.Сивцев, С.Е.Мостахов, З.М.Дмитриева «География ЯАССР». Якутское книжное издательство. 1990г.
- Н.Г.Соломонов «Животный мир Якутии» Якутское книжное издательство. 1975г.
- В.Н.Винокуров, А.В.Винокурова «Материалы Красной книги Якутии в школьной практике». Якутск. 1994г
- Д.Д.Данилов, С.В.Тырин «Моё Отечество». «Баласс». 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме"Символы моей Родины" 1 класс.
Данный классный час проводится в 1 классе. Тема"Символы моей Родины". Цель данного мероприятия познакомить с гербом, флагом, гимном России. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою...
Символы моей Родины.
Классный час о символах России для учащихся 3-4 классов....
Животный мир моей Родины
Методическая разработка занятия «Животный мир моей Родины»-интегрированное занятие, содержащее исследовательскую деятельность обучающихся в изучении представителей животного мира Краснодарского края, ...
Берёза - символ моей Родины
внеклассное мероприятие к неделе гражданско-патриотического воспитания...
Проект "Три главных города моей Родины"
Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся дея...
Внеклассное мероприятие-акция «Подарок для моей Родины».
Мероприятие на правлено на воспитание общечеловеческих ценностей. Учащиеся получат возможость побывать в роли "эколога", конкретными делами показать любовь к родине....
Презентация: Столица моей родины - Москва
Презентация к классному часу "Достопримечательности моего города"...