Животный мир моей Родины
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) по теме

Методическая разработка занятия «Животный мир моей Родины»-интегрированное занятие, содержащее исследовательскую деятельность обучающихся в изучении представителей животного мира Краснодарского края, выполнение творческих работ и заданий.   Представленная разработка занятия актуальна тем, что в изучении природы заложен огромный потенциал для развития личности ребёнка и способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                            Пояснительная записка

          Изучение курса «Мы и окружающий мир» актуально для духовно- нравственного развития и воспитания ученика начальной школы в условиях культурного и конфессионального многообразия Российского общества.  Младшие школьники учатся наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки, проводить обобщения, работать с научно- справочной литературой.

           На занятиях клуба «Мы и окружающий мир» обучающиеся получают  первые навыки в проведении исследовательской работы, создают творческие проекты, разрабатывают экскурсионные маршруты.

           Методическая разработка занятия «Животный мир моей Родины»-интегрированное занятие, содержащее исследовательскую деятельность обучающихся в изучении представителей животного мира Краснодарского края, выполнение творческих работ и заданий.

           Представленная разработка занятия актуальна тем, что в изучении природы заложен огромный потенциал для развития личности ребёнка и способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения.

         Предлагаемый материал адресован педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и всем тем,  кто не равнодушен к природе и заботится о её сохранении и величии.

   

Тема занятия:      Животный мир моей Родины.

Цель: Уточнить представления учащихся о животных, показать разнообразие

            животного мира Краснодарского края .              

Задачи:

1. Образовательная:

          Познакомить учащихся с представителями животного мира Краснодар-

          ского края.

2. Развивающая:

          Развивать познавательные интересы, формировать умение работать с картами,  учебной  литературой; анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательная:

          Воспитывать бережное отношение к животным

Методы:

         1. Словесные- рассказ, беседа

         2. Наглядные- демонстрация наглядного материала.

Форма проведения занятия: игра

Оборудование:

         Карточки с изображениями животных, карта-схема Краснодарского края,

         запись голосов птиц, макет аквариума, карточки с заданиями

                                           Ход занятия.

I. Оргмомент

(эмоциональный настрой учащихся)

II. Подготовка к изучению нового материала

У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты,-

Поля, луга, леса, моря и реки.

Учитель:

- Ребята, о чём это стихотворение? Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Предположите какова цель нашего занятия? (ответы детей)

III. Работа по теме занятия.

Учитель:

- Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим. Только за последние две тысячи лет были полностью истреблены почти триста пятьдесят видов животных. Страшно представить, что через каких-нибудь сто лет на планете не будет ни белых медведей, ни зубров, ни оленей.

    Наша встреча сегодня посвящена животному миру нашей Родины. Позвольте представить вам участников игры и членов жюри.

- Наш первый конкурс – «Разминка». Командам предстоит ответить на десять вопросов. Время на обдумывание каждого вопроса – тридцать секунд. Отвечает та команда, капитан которой раньше поднимет руку. Итак, мы начинаем!

Конкурс 1 «Разминка»

1. Каркуша  - это кто? (Ворона)

2. Какая птица строит гнездо на крыше дома? (Аист)

3. На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит,

    Тычет клювом наугад,

    Ищет в речке лягушат. (Цапля)

4. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клест)

5. На скале он строит дом.

    Разве жить не страшно в нём,

    Хоть кругом и красота?

    Нет, хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться-

    Два могучие крыла

    У хозяина…( орла)

6. Эту птицу называют сплетницей. (Сорока)

7. Лучше синица в руках, чем….   (журавль в небе)

8. Эту птицу называют лесным доктором. (Дятел)

9. На шесте дворец,

    Во дворце певец,

    А зовут его….  (Скворец)

10. Какие всем нам хорошо известные птицы зимуют в далекой Африке? (Ласточки)

Учитель:

- Назовите этих животных одним словом.

Ученик:

- Это птицы.

Учитель:

- По какому признаку мы определяем птиц?

Ученик:

- Тело птицы покрыто перьями.

Учитель:

- Соедини точки на рисунке в порядке возрастания цифр (см. Приложение 1).

Учитель:

-Ребята, а теперь давайте познакомимся с некоторыми представителями «птичьего царства» и послушаем выступления детей.

                                          

Ученик 1 (сообщение о птицах Краснодарского края):

- Где бы ты ни был: в лесу, в степи, на берегу реки или моря, везде ты встретишь птиц. В лесах живут дятлы, синички, зяблики и совы. А вот чайки и  бакланы живут на берегу моря. В степи можно встретить чижей, щеглов и  полевого воробья. А в плавнях и лиманах гнездятся цапли и пеликаны. Многие птицы живут у нас постоянно, другие прилетают зимовать, а есть и такие, которые останавливаются на отдых во время перелетов. Одни птицы питаются рыбой, другие насекомыми, есть и такие которые питаются только растительной пищей.

 Ученик 2 (сообщение о птицах Краснодарского края):

- Птиц у нас много, и все-таки многие из них исчезают. В Красную книгу Краснодарского края занесено более 30 видов, которые находятся на грани вымирания. Это пеликан, сип белоголовый, стервятник, беркут, осоед, орел-карлик, филин и многие другие. Поэтому мы должны беречь и охранять птиц. И, конечно, не обижать их. Разве можно обижать друзей? Лучше пригласи их к себе в сад, или во двор, или просто на подоконник. Сделай кормушку, помоги птицам пережить зиму – это самое трудное для них время года.

Учитель:

- Следующий наш конкурс называется «Кто есть кто?»

На протяжении многих тысячелетий люди наблюдали за животными, подмечали особенности поведения того или иного зверя и давали ему меткое прозвище. На доске написаны прозвища некоторых животных. Команды должны подготовить ответ на вопрос: каким животным были даны эти прозвища?

Конкурс 2 «Кто есть кто?»

1. Таежный барометр. (Бурундук. За несколько часов до дождя бурундуки издают особые грустные звуки.)

2. Серый разбойник. (Волк. Прозвище получил за хищничество.)

3. Косой. (Заяц. Убегая от врага, скашивает глаза, чтобы посмотреть, где находится преследователь.)

4. Патрикеевна. (Лиса. Получила свое прозвище в честь князя Патрикея Наримунтовича, жившего шестьсот лет назад и прославившегося своей хитростью и  изворотливостью.)

5. Сохатый. (Лось. Прозвище произошло от слова «соха», на которую похожи рога старого лося.)

6. Косолапый. (Медведь. Прозвище получил за свою косолапость.)

Учитель:

- Назовите этих животных одним словом.

Ученик:

- Это млекопитающие.

Учитель:

- Почему их так называют?

Ученик:

- Так как своих детенышей они выкармливают молоком.

Учитель:

- Давайте послушаем сообщения ребят.

Ученик 3 (сообщение о млекопитающих Краснодарского края):

- Множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях, реках, морях, горах и лесах. И все они интересны – от маленьких мышей до огромных зубров. К грызунам относятся крысы, хомяки, тушканчики, ондатра, водяная крыса. Самые распространенные животные – это заяц, лиса, волк и медведь. Среди хищников, обитающих на Кубани, самый маленький – это ласка. Самые крупные хищники – это барс и рысь. Пожалуй, самое красивое животное – это олень. Главное его украшение – конечно, ветвистые рога. Самое крупное животное в нашей стране – это зубр. Его вес около 900 кг.  А высота до 2 метров. Больше самого высокого десятиклассника.

Учитель:

- Рамки с названиями хищников обведи красным цветом, а травоядных – зеленым.

     заяц

      лиса

     медведь

    ласка

   хомяк

    барс

         зубр

       рысь

       тур

волк

        олень

            мышь

          соня

        кабан

          ондатра

Учитель:

- Пока жюри подводит итоги, я попрошу болельщиков выполнить задания и ответить на вопрос: какие животные самые многочисленные?

Ученик:

- Это насекомые.

Учитель:

- Самые многочисленные животные – насекомые: бабочки, жуки, муравьи, кузнечики и, конечно, всеми «любимые» тараканы. Да – да, не смейтесь, они живут на земле миллионы лет и едят практически все, поэтому могут жить где угодно. Отгадайте загадки.

Загадки

1). Кто в траве стрекочет,

     Перепеть всех хочет? (Кузнечик)

2). Самое трудолюбивое насекомое. (Муравей)

3). Освободитель Мухи-цокотухи. (Комар)

4). «Спинка в веснушках.

             Ах, как неловко!»

             И покраснела…..  (божья коровка)

5). Шевелились у цветка

     Все четыре лепестка.

     Я сорвать его хотел,

     Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

6). Шесть ног без копыт,

     Летит – жужжит,

     Упадет – землю роет.  (Жук)

Задание болельщикам:

Учитель:

- Найдите и назовите названия восьми жуков, зашифрованных в кресс-кроссе

К     О     Л     О     Р    А    Д    С    К    И    Й

Д     З      С     Т     Н    П    Г    Я    Ю   А    К

О    Н      Ф     Н    Т    У    Л    Я    М   Ю   Д

Л    О         О   Д

Г     С      Н     В    Е     Е    Я    С    П    Д    О

О     О      К    О    Л     Е    Н    Ь    К    П    В

Н     Р      Ж    Н    О     З    А    П    С    В    О

О     О      Ц    В     Е     Т    О   Е    Д     Ц    С

С     Г       Г    У     С     А    Ч   Ш   Ю    Т    Е

И    У      Ю    Т     С    И     Н    Г    П     Р   К

К     Р      Ж    У    Ж    Е     Л    И    Ц     А   Т

Учитель:

- В русской разговорной речи часто используются пословицы и поговорки, в которых фигурируют различные животные, птицы, рыбы. Наш очередной конкурс будет заключаться в следующем: я начну пословицу или поговорку, а команда должна ее закончить.

Конкурс 3 Пословицы и поговорки:

1. Бьется как…. (рыба об лед)

2. На то и щука в реке, чтоб карась… (не дремал)

3. Маленькая рыбка лучше, чем… (большой таракан).

4. Без труда - ….(не вытянешь и рыбку из пруда).

Учитель:

- О каких представителях животного мира говорится в пословицах и поговорках? А какие рыбы обитают в морях Краснодарского края? Ребята подготовили сообщения на эту тему.

Ученик 4:

- Есть рыба морская, речная, озерная и прудовая. Самые ценные породы рыб: севрюга, форель, камбала, ставрида, морской конек.

    Севрюга принадлежит к осетровым и очень ценится из-за мяса, но особенно ценной является ее икра.

    Изредка попадается в Черном море собачья акула. Это одна из самых больших рыб. Но она не такое уж страшное чудовище.

Ученик 5:

- В Азовском и Черном море в огромном количестве водится хамса и тюлька. Об их появлении можно легко догадаться по беспокойному поведению чаек.

     К наиболее ценным рыбам относятся рыбец и шамайя. Высоко в горных реках водится форель. Ей нужна только чистая вода. Если увидишь эту рыбу в горной речке, смело можешь пить там воду, она очень чистая.

Учитель:

- Ребята, у кого дома есть аквариум? (Ответы детей).

- Если нет, дело поправимое. Давайте научимся рисовать рыбок и «поселим» их в аквариум.

(Дети рисуют рыбок, вырезают из картона и приклеивают на заготовку аквариума.)

Учитель:

- Какой красивый получился аквариум! С самыми разными видами рыб можно познакомиться, побывав в Краснодарском океанариуме. Я приглашаю вас совершить поездку в город Краснодар.

IV. Итог занятия.

Учитель:

- Наше занятие подошло к концу. Жюри подводит итоги.

  Вот и подошла к концу наша встреча.

- Что нового вы узнали?  Перечислите представителей животного мира.

- Какой вывод сделал каждый из вас?

                          Ты, человек, любя природу,

                          В увеселительных походах

                          Не растопчи ее полей.

                          В вокзальной сутолоке века

                          Ты оценить ее спеши:

                          Она – твой давний добрый лекарь,

                          Она – союзница души.

                          Не жги ее напропалую,

                          И не исчерпывай до дна,

                          И помни истину простую:

                          Нас много, а она  - одна.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме"Символы моей Родины" 1 класс.

Данный классный час проводится в 1 классе. Тема"Символы моей Родины". Цель данного мероприятия познакомить с гербом, флагом, гимном России. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою...

Символы моей Родины.

Классный час о символах России для учащихся 3-4 классов....

кружка "Истоки моей Родины"

Эта программа поможет в работе гражданско - патриотического направления во внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

Берёза - символ моей Родины

внеклассное мероприятие к неделе гражданско-патриотического воспитания...

Проект "Три главных города моей Родины"

Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся дея...

Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района"

Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района". Проект - исследование с элементами творчества.  Продукт проекта - Книжка - раскладушка представлена в Пр...