Литературная гостиная «В гостях у Сергея Михалкова». Внеклассное мероприятие, посвящённое 100 – летию детского писателя.
классный час (3 класс) по теме

Маштакова Ирина Анатольевна

Классный час, посвященный 100- летию детского писателя, который внес огромный вклад в развитие культуры и литературы нашего государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihalkov.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Елабуга

«Средняя (полная) общеобразовательная школа № 3

им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова».

Литературная гостиная

«В гостях у Сергея Михалкова»

Внеклассное мероприятие,

посвящённое

 100 – летию детского писателя.

                                                      подготовила

                                                                                учитель начальных  классов

                                                    Маштакова

                                                                                   Ирина Анатольевна

                                                          г. Елабуга

 2013

  Представление посвящено творчеству Сергея Владимировича Михалкова, которому в 2013 году исполнилось бы 100 лет.

Организационная подготовка:

  1. Дети заранее узнают о предстоящем мероприятии, знакомятся с произведениями писателя.
  2. Дети выполняют рисунки по произведениям С.В. Михалкова.
  3. На стенах – нарисованные персонажи «Песенки друзей» («Вот, компания какая!») на стихи С.В. Михалкова: Кот, Собака, Обезьяна, Чижик, Попугай; выставка рисунков детей.
  4. На стеллаже выставка книг С.В. Михалкова.
  5. На доске – портрет писателя С.В. Михалкова, а так же С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.Л. Барто; текст Государственного Гимна России; открытка-растяжка «С днём рождения!».
  6. Столы празднично накрыты (к чаепитию).
  7. Грамзапись Гимна России.
  8. «Телеграмма» от С.В. Михалкова.

        Ход праздника.

Ученик: «Мы дружны с печатным словом,

               Если б не было его,

               Ни о старом, ни о новом

               Мы не знали б ничего!»

Ведущий:

     Так писал С.Михалков в своём стихотворении. Сегодня мы в гостях у этого замечательного детского писателя. Так сколько же лет Сергею Владимировичу Михалкову – человеку-легенде? Когда этот вопрос задали ученикам начальных классов, они не задумываясь, ответили: «Лет 150-200» - имея в виду, что его книжки ещё читали их бабушки и дедушки. Весной 2013 года 13 марта ему исполнилось бы всего-то 100 лет.

     За свою долгую жизнь Михалков издал великое множество стихов, поэм, басен, сказок, пьес. Он считает книги живыми существами: «Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты».

     История творчества Сергея Владимировича – это история становления нашей страны. Со своим героем Михалков бороздил морские просторы, сражался с немецкими захватчиками, защищал мир, путешествовал по свету.

Ученики:  «Весёлый турист».

  1. Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озёра,

Весёлый шагал человек.

  1. Четырнадцать лет ему было,

И нёс он дорожный мешок,

А в нём полотенце и мыло

Да белый зубной порошок.

  1. Он встретить в пути не боялся

Ни змей, ни быков, ни собак,

А если встречал, то смеялся

И сам приговаривал так:

4.  – Я вышел из комнаты тесной,

    И весело дышится мне,

    Всё видеть, всё знать интересно,

    И вот я хожу по стране.

Ведущий:

     Мы сегодня вместе с персонажами Михалкова пройдём по городским улицам заглянем в дома, где живут такие же мальчики и девочки, а так же забавные животные.

Ученик: «Котята».

                   Вы, послушайте, ребята,

                   Я хочу вам рассказать:

                   Родились у нас котята -    

                   Их по счёту ровно пять.

                   Мы решали, мы гадали:

                   Как же нам котят назвать?

                   Наконец мы их назвали:    

        Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

                   Раз – котёнок самый белый,

                   Два – котёнок самый смелый,

                   Три – котёнок самый умный,

                   А Четыре – самый шумный.

                   Пять похож на Три и Два –

                   Те же хвост и голова,

                   То же Пятнышко на спинке,

                   Так же спит весь день в корзинке.

                   Хороши у нас котята –

                   Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

                   Заходите к нам, ребята,

                   Посмотреть и посчитать!

Ведущий:

     Раннее детство С. Михалкова прошло в подмосковном имении Назарьево. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду, но ему посчастливилось найти своё место и в новой жизни. Он был зачинателем промышленного птицеводства.

     Маленькому Серёже ходить в школу было очень далеко, и начальное образование он получал дома. Немка – гувернантка Эмма Ивановна Розенберг обучила его немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве мальчик мог читать подлинные книги Шиллера и Гёте. Географию, историю и русский язык преподавал священник Борис Васильевич Смирнов.

     В обычную школу Серёжа пошёл сразу в 4-й класс, когда семья переехала в Москву. А о чём мечтал С.Михалков в детстве?

Ученик: «Несбывшиеся мечты».

                 Когда мне было восемь лет,

                 Мечтал я лишь о том,

                 Чтоб небольшой велосипед

                 Ко мне вкатился в дом.

                 Я утром, вечером и днём

                 Катался бы на нём.

                 Обидно было мне до слёз,

                 Когда я слышал: - Нет!

                 С тобой, малыш, и без колёс

                 Не обойдёшься бед.

                 О санках я зимой мечтал

                 И видел их во сне.

                 А наяву я твёрдо знал:

                 Их не подарят мне.

 

                 - Успеешь голову сломать! –

                 Мне всякий раз твердила мать.

                 Хотелось вырастить щенка,

                 Но дали мне совет,

                 Чтоб не валял я дурака

                 В свои двенадцать лет.

                 Поменьше о щенках мечтал,

                 А лучше – что-нибудь читал.

                 Я редко слышал слово: «Да!» -

                 А возражать не смел,

                 И мне дарили всё всегда

                 Не то, что я хотел:

                 То – шарф, то – новое пальто,

                 То – «музыкальное лото»,

                 То – Михалкова, то – Барто,

                 Но это было всё не то –

                 Не то, что я хотел!

                 Как жаль, что взрослые подчас

                 Совсем не понимают нас.

                 А детство, сами говорят,

                 Бывает только раз!

Ведущий:

     В 20-е годы семья переехала из Москвы в Пятигорск, где и прошло детство будущего писателя.

     Писать стихи Серёжа стал с 9 лет, прятал их в заветную шкатулку со своими мальчишескими сокровищами. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку вместе с первыми поэтическими опытами.

    Закончив школу, Михалков отправился в Москву. Отец одобрял его стремление стать писателем, но прежде всего,  хотел, чтобы сын получил хорошее образование. Когда он его напутствовал перед дорогой, то посоветовал хорошо учиться, работать над собой и попробовать вылечиться от заикания. Оказывается, ещё в младенчестве по недосмотру няни Серёжа перевернулся вместе с коляской. Травма стала причиной заикания. Но он никогда не стеснялся этого своего недостатка. Белее того, он и сам иногда

подшучивал над своим заиканием и так обыгрывал его, что ребятам и в голову не приходило смеяться над ним.

     В 1935 году Михалков поступил в Литературный институт. Однажды ему предложили принять участие в конкурсе на лучшую пионерскую песню. Он написал несколько песен, а заодно и весёлые детские стихи и понёс всё это в журнал «Пионер». Одно из стихотворений было напечатано, после чего воодушевлённый автор написал целую детскую поэму.

     Как вы думаете, как она называлась?

     Да, это и был знаменитый «Дядя Стёпа», только его первый вариант. Главному редактору «Пионера», талантливому детскому писателю Борису Ивантеру, поэма понравилась, и он направил Михалкова в Ленинград, чтобы показать её Самуилу Яковлевичу Маршаку, который уже в то время был самым известным из всех детских писателей. Его оценка и решила судьбу молодого поэта, после чего Михалков твёрдо решил писать для детей.

     Впервые «Дядя Стёпа» был напечатан в журнале «Пионер» в номере 7 в 1935 году, с тех пор тиражи «Дяди Стёпы» давно перевалили за 20 млн. экземпляров.

    А вы читали «Дядю Стёпу»?

Викторина:

  1. В каких войсках служил дядя Стёпа? (Морфлот)
  2. Кем работал дядя Стёпа после воинской службы? ( Милиционером)
  3. Вспомните названия всех четырёх частей поэмы «Дядя Стёпа» («Дядя Стёпа», «Дядя Стёпа Милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа ветеран»)
  4. Как звали сына дяди Стёпы? (Егор)
  5. назовите фамилию дяди Стёпы. (Степанов)
  6. Кем стал сын дяди Стёпы? (Космонавтом)
  7. Какие прозвища были у дяди Стёпы? (Каланча, Светофор,  Маяк)
  8. Куда отправился дядя Стёпа будучи на пенсии? (В Париж)
  9. Кто родился у дяди Стёпы, внук или внучка? (Внучка)

     

Молодцы!

Ведущий:  

     В двадцать три года у Сергея Михалкова вышла первая книга, которая так и называлась – «Стихи», и он был принят в Союз писателей. Там он и познакомился с детскими писателями А.Л. Барто и К.И. Чуковским. В эту книгу вошло стихотворение «А что у вас?».

Ученики:  «А что у вас?»

     Кто на лавочке сидел,                                   - Мы гуляли по Неглинной,

     Кто на улицу глядел,                                             Заходили на бульвар,

     Толя пел, Борис молчал,                                        Нам купили синий-синий,

     Николай ногой качал.                                    Презелёный красный шар.

     Дело было вечером,        - А у нас огонь погас -

     Делать было нечего.                                       Это раз.

        Грузовик привёз дрова -

     Галка села на заборе,        Это два.

     Кот забрался на чердак.        А в-четвёртых, наша мама

     Тут сказал ребятам Боря        Отправляется в полёт,

     Просто так:        Потому что наша мама

        Называется пилот.

     - А у меня в кармане гвоздь.

     А у вас?                С лесенки ответил Вова:

        - Мама – лётчик?

     - А у нас сегодня гость.        Что ж такого!

     А у вас?                Вот у Коли, например,

        Мама – милиционер.

     А у нас сегодня кошка        А у Толи и у Веры

     Родила вчера котят.        Обе мамы – инженеры.

     Котята выросли немножко,

     А есть из блюдца не хотят.        А у Лёвы мама – повар.

        Мама – лётчик?

     - А у нас на кухне газ.        Что ж такого!

А у вас?

        - Всех важней, - сказала Ната, -

- А у нас водопровод.                                        Мама вагоновожатый,

Вот.         Потому что до Зацепы

        Водит мама два прицепа.

     - А из нашего окна

Площадь Красная видна.                                    И спросила Нина тихо:

А из вашего окошка        - Разве плохо быть портнихой?

Только улица немножко.             Кто трусы ребятам шьёт?

                         Ну, конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты.        Повар делает компоты.

 Это очень хорошо.                                                  Это тоже хорошо.

      Доктор лечит нас от кори,        Мамы разные нужны.

      Есть учительница в школе.                               Мамы всякие важны.

                                                 Дело было вечером,

           Делать было нечего.    

        

Ведущий:

     Когда началась Великая Отечественная война, С.Михалков, как и другие писатели, отправился на фронт военным корреспондентом и прошёл всю войну от начала до конца.

     В 1943 году С.Михалков принял участие в конкурсе по созданию Гимна Советского Союза. Вместе со своим фронтовым товарищем Г. Эль – Регистаном он написал текст Гимна, который признали лучшим. И в ночь на 1944 год Гимн впервые прозвучал по радио.

     Но время шло, закончилась война, всё менялось и в 1977 году Михалкову заказали новую редакцию текста. Этот Гимн звучал и исполнялся до конца существования Советского Союза.

     В новом тысячелетии встала необходимость новой редакции Гимна нашей страны. И опять автором становится С.В. Михалков.

     

Слушание Государственного Гимна России.  

Ведущий:

     С.В. Михалков очень талантливый человек и награждён многими орденами и медалями за заслуги перед Родиной. Он и переводчик, и поэт, и писатель, и сценарист.

     Кто такой сценарист? (Тот кто пишет сценарии к фильмам).

     По его сценариям сняты детские фантастические фильмы «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Но по-настоящему популярным стал фильм режиссёра А.Роу «Новые похождения кота в сапогах» по сценарию С. Михалкова.

     Попробуйте отгадать загадки из стихотворения болгарского поэта Асена Босева, которое перевёл на русский язык С. Михалков.

Игра «Поиграем – отгадаем».

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка там конец.

Кто подскажет, молодец!

                                                            Важно по двору ходил

                                                            С острым клювом крокодил,

                                                            Головой весь день мотал,

                                                         

  Что-то громко бормотал.

                                                            Только это, верно, был

                                                            Никакой не крокодил.

                                                            А индюшек лучший друг.

                                                            Угадайте, кто? (Индюк)

Да! Индюк! Признаться, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда,

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать,

Я запутался, однако,

Он верблюд или… Кто? (Собака)

Посмотрите-ка, ребята:

Тут – лисички, там – опята,

Ну, а это на полянке,

Ядовитые… Что? (Поганки)

                                                           Что? Поганки? Неужели?

                                                           Но поганки захотели

                                                           Стать полезными грибами

                                                           И пошли на кухню сами,

                                                           И сказали: «Как хотите,

                                                           Хоть зажарьте, хоть сварите, -

                                                           Обожаем поваров!

                                                           Ненавидим…» Кого? (докторов)

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает как … Кто? (Кошка)

Ведущий:

     Стихи С.Михалкова наполнены юмором, любовью к детям, добротой, вниманием к братьям нашим меньшим.

Ученики: «Зяблик»  

1. Хотел иметь я птичку                          2. Однажды я за город

    И денег накопил,                                      Уехал на три дна,

    И вот на птичьем рынке                          И он на это время

    Я Зяблика купил.                                      Остался без меня.

    Сидел мой Зяблик в клетке                     Когда же из деревни

    И зёрнышки клевал                                 Вернулся я домой,

    И, как в лесу на ветке,                             Лежал в пустой кормушке

    Всё пел и распевал.                                  Голодный Зяблик мой.

    Ребята заходили                                       Я спас его от смерти –

    На Зяблика смотреть,                              Я выходил его

    И каждому хотелось                                И выпустил на волю

    Такого же иметь.                                      Живое существо.

 

    Я с Зябликом возился,                             Хотят ко дню рожденья

    Хоть было много дел.                              Мне подарить щенка,

    А через две недели                                   Но я сказал: «Не надо!

    Певец мне надоел.                                    Я не готов пока!»

Ученики: «Часы». 

  1. Чтобы ходики ходили,                       По каким часам вставать,

     А будильники будили                        По каким часам в кровать, -

И всегда любой из нас                        В часовой мастерской

Точно знал, который час,                   Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:        2.  Мы сказали:

- Как же мне не горевать!                   - Дядя Ваня,

Из моих часов кукушка                      Мы давно знакомы с вами.

Перестала куковать…                         Неужели в этот раз

                                    Вы не выручите нас?

        Всё понятно старику,                                  Щуря глаз и хмуря брови,

          Старику часовщику.                            Поворчав себе в усы,

          Из окошечка резного                           Часовщик Иван Петрович

          Снова слышится: «Ку-ку!»                 Осторожно взял часы.

          Мы в часы мячом попали,                  Всё понятно старику,

          Со стола часы упали.                          Старику часовщику.

          Под столом раздался звон,                 Мы теперь приходим в класс

          И пружина вышла вон.                       Раньше всех на целый час.

Ученики: «Где очки?»

          - Что стряслось у тёти Вали?                     Засветила в кухне свечку,

          - У неё очки пропали!                         Со свечой полезла в печку,

         

          Ищет бедная старушка                       Обыскала кладовую –

          За подушкой, под подушкой,             Всё напрасно! Всё впустую!

          С головою залезала                             Нет очков у тёти Вали –

          Под матрац, под одеяло,                     Очевидно, их украли!

          Заглянула в вёдра, в крынки,             На сундук старушка села.

          В боты, в валенки, ботинки,               Рядом зеркало висело.

          Всё вверх дном перевернула.             И старушка увидала,

          Посидела, отдохнула,                          Что не там очки искала,

          Повздыхала, поворчала                       Что они на самом деле

          И пошла искать сначала.                     У неё на лбу сидели.

          Снова шарит под подушкой,              Так чудесное стекло

          Снова ищет за подушкой.                   Тёте Вале помогло.

Ученики: «Как старик корову продавал».

                       (русская сказка)

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?

- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровёнка худа!

- Болеет. Проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?

- Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы корову твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

- Корову продашь?

- Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова даёт молока?

- Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

- Зачем я , Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

Ведущий:

     Ребята, пока мы читали стихи, на наш адрес  пришла телеграмма.

Телеграмма:  Если жить хотите дружно.

                         Так и ссориться не нужно

                         Из-за разных пустяков…

                         Подписался Михалков.

Все поют «Песенку друзей».

1. Мы едем, едем, едем

    В далёкие края,

    Хорошие соседи,

    Счастливые друзья.

    Нам весело живётся,

    Мы песенку поём,

    И в песенке поётся

    О том, как мы живём.

Припев:

Красота! Красота!

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая1

2. Когда живётся дружно,

    Что может лучше быть!

    И ссориться не нужно,

    И можно всех любить.

    Ты в дальнюю дорогу

    Бери с собой друзей:

    Они тебе помогут,

    И с ними веселей.

Припев:

3.  Мы ехали, мы пели

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Нам солнышко светило,

Нас ветер обвевал;

В пути не скучно было,

И каждый напевал:

Припев:

Чаепитие.

                 

Список использованной литературы:

1. С.Михалков "Мы едем, едем, едем..." РИО "Самовар",Москва,1997г.

 2.С.И.Ожегов "Толковый словарь рус.языка", Изд. "Азбуковник", Москва,2000г.

 3.Н.И.Дереклеева "Справочник классного руководителя" Изд. "ВАКО", Москва,2005г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "В гостях у И.А. Крылова", 4-й класс

  Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века. Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал ...

Литературная гостиная: «В гости к «Маленькому принцу» Тема мероприятия. Жизнь и творчество А.де Сент-Экзюпери.

Знакомство с творчеством  Антуан де Сент – Экзюпери      Акция: «Встал поутру, умылся, приведи себя и свою ...

Литературная гостиная "В гостях у Н.Носова"

Внеклассное мероприятие и презентация по теме: "Литературная гостиная"...

Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова».

                 Кто не слыхал его живого слова?...

Литературная гостиная. "В гостях у сказки"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-х классов....

Литературная гостиная "В гости к Агнии Барто"

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (1 - 4 классы) в рамках предметной недели "Неделя трех наук" была проведена литературная гостиная "В гости к Агнии Барто". До пр...

Открытое мероприятие ко дню детской книги, посвящённое 95-летию произведения К. И. Чуковского "Федорино горе" - литературная гостиная "В гостях у дедушки Корнея".

Открытое мероприятие ко дню детской книги, посвящённое 95-летию произведения К. И. Чуковского "Федорино горе". Цель данного мероприятия - познакомить с жизнью и творчеством К. И. Чуковского,...