Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rosinka.docx | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Иванова М.А../ Протокол № 1 от «26» августа 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» ____________/Пастухова Т.В./ «28 » августа 2012 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» _________/Бортникова Н.Ф./ Приказ № ___ от «___» августа 2012г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Росинка»
Ичитовкиной Татьяны Владимировны,
учителя начальных классов ,высшей квалификационной категории.
(первый год обучения)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от
«___» августа 2012 г.
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Росинка» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», (Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.)
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия: 1.)Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011.57 с.
2.) Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011. 36 с.
3.) Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образова-тельный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
4.) Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011.36 с. 5)Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.
Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания определяется развитие личностных достижений учащихся начальных классов в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы; формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении.
Задачи:
1.Оценить отношение школьников к природе родного края;
2.Развивать социальные и экологические знания школьников: формировать позитивные отношения школьников к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности, к природе родного края;
3.Создать систему содействия решению локальных и региональных экологических проблем путём включения в экологическую деятельность подрастающего поколения.
Учитывая специфику экологического образовательного и воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в начальной школе как влияния, прежде всего, на духовную сферу личности, ценностно-деятельный компонент её структуры, в качестве интегративного критерия экологической воспитанности младшего школьника выступает нравственно-экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающем миром.
В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках неформатированного образования учащихся.
В дальнейшем экологическое образование определялось многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды.
В настоящее время главной ценностью экологического образования как составной части естественнонаучного становится развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.
В этих условиях возникает проблема выбора той или иной стратегии совершенствования эколого-образовательной деятельности. В этой ситуации, как никогда, нужны в образовательной практике не только адаптированные к школьной практике экологические технологии и методики, но и требуется создание новых, более адекватных, соответствующих реальному состоянию экологических проблем.
В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
В реализации этих целевых установок первостепенную роль играет экологизирован-ное содержание учебного и дополнительного (внеклассного) образования.
В учебном плане МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» в разделе внеурочной деятельности на курс программы «Росинка» отведено 4 года обучения. Внеурочные занятия проводятся по 1 часу в неделю и разделены на 4 блока. Данная рабочая программа рассчитана на один год.
Планируемые результаты: личностные: проявление интереса к знаниям в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы; регулятивные: умение выполнять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, умение работать в группе, формирование своего мнения, задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности; познавательные: проводить сравнения, строить логические рассуждения; Основными методами являются систематические наблюдения, беседы, рассказы, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологиче ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания,в проведении общешкольной «Недели в защиту животных», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми. Материально-техническое обеспечение: -выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий; -материально-техническое оснащение для творчества младших школьников и оформления детских работ; -наличие канцелярских принадлежностей; -аудиоматериалы и видеотехника, телевизор; -копьютер, мультимедийная установка; В итоге занятий по данному курсу учащиеся научатся: -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; -ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);-доказывать уникальность и красоту каждого природногообъекта; -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;- предвидеть последствия деятельности людей в природе
(конкретные примеры); -улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); -наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; -оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; -ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; -оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения
их экологической допустимости; -проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; -выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
Тематическое планирование курса
1 год – Блок «Растём вместе». (34 часа)
№ | Дата | |||||
Тема занятий | Содержание | Планируемые результаты | по плану | по факту | ||
1 | Что нас окружает. Природа живая и неживая. | Разнообразие природы. Природа живая и неживая. Включённость в мир природы. | Различать живую и неживую природу. | 06.09 2012г | 1час | |
2 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч. | Взаимодействие с природным объек-том. Ощущение своей включённости в мир природы. | Иметь позитивное отношение к цен-ностям нашего общества. | 13.09 2012г | 1час | |
3 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч. | Взаимодействие с природным объек-том. Ощущение своей включённости в мир природы. | Понимание школьником социальной реальности и повседневной жизни. | 20.09 2012г | 1час | |
4 | Путешествие в Экоград. | Что такое Экоград? Расширение опыта восприятия приро-ды. Беседа. | Приобретение экологических знаний. Уметь строить свои выс-казывания, убеждать сверстников. | 27.09 2012г | 1час | |
5 | Жизнь камней. | Связь человека с неживой природой. Что может расска-зать камень. | Приобретение экологических знаний. Позитивное отношение к камням. | 04.10 2012г | 1час | |
6 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Природа в моей жиз-ни. Значение приро-ды. Особенность жи-вых существ. Наблюдение, иссле-дование . | Приобретение экологических знаний. Проявление интереса к природе. | 11.10 2012г | 1час | |
7 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Природа в моей жизни. Значение природы. Особен-ность живых су-ществ. Наблюдение, исследование . | Приобретение экологических знаний. Уметь выполнять учебную задачу. | 18.10 2012г | 1час | |
8 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Природа в моей жиз-ни. Значение приро-ды. Особенность живых существ. На-блюдение, исследо-вание . | Приобретение экологических знаний. Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать. | 25.10 2012г | 1час | |
9 | Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы. | Друзья из природ-ного окружения. Рассказ о друге. | Приобретение экологических знаний | 08.11 2012г | 1час | |
10 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». | Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный? | Уметь сопереживать, сочувствовать живым существам.Уметь работать в группах | 15.11 2012г | 1час | |
11 | В природе всё взаимосвязано. | Явления природы. Презентация. | Приобретение экологических знаний. | 22.11 2012г | 1час | |
12 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом. | Друзья из природ-ного окружения. Рассказ о друге. | Умение высказывать личное мнение. | 29.11 2012г | 1час | |
13 | Опыт «Растём вместе». | Растения в природе и жизни человека. Творческое задание. | Научиться работать с экологическим пособием | 06.12 2012г | 1час | |
14 | Работа в уголке природы. | Опыт «Растём вместе» Уход за растением. Творческое задание: рисунки. | Приобретение опыта в ходе практических действий. | 13.12 2012г | 1час | |
15 | Общение с «Зелёным другом». | Разговор с растением по секрету. Роль рас-тений в жизни чело-века. Уход за ним. | Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение. | 20.12 2012г | 1час | |
16 | Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой. | Правила ухода за растениями. Растение- источник красоты. | Получать опыт работы с растениями, уметь выс-казывать своё мнение. | 27.12 2012г | 1час | |
17 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным. | Работа в экологи-ческом дневнике. Беседа. | Приобретение экологичеких знаний | 17.01 2013г | 1час | |
18 | Игра – сказка «Фрукты – овощи». | Отгадывание зага-док. Фрукты и овощи–источник труда.Ролевая игра. | Развивать логическое мышление, уметь разгадывать загадки. | 24.01 2013г | 1час | |
19 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка. | Поведение в лесу. Рисуем лес.Беседа. | Уметь выполнять эскиз на заданную те-му, анализируя заданную проблему. | 31.01 2013г | 1час | |
20 | Сказка Леса. | Работа с экологичес-ким дневником. Ролевая игра. | Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение. | 07.02 2013г | 1час | |
21 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города. | Природные «фабрики и заводы» Растения – источники жизни..Практич. работа. | Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение. | 14.02 2013г | 1час | |
22 | Защитите растения! | Тайна о том, как устроена наша планета Земля, Солнце и другие звёзды Вселен-ной, презента-ция. | Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о природе. | 21.02 2013г | 1час | |
23 | Игра «Картина мира». | Растения – ис-точник знаний. Что они значат для тебя. | Знать правила и нормы поведения в при-роде. | 28.02 2013г | 1час | |
24 | Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям. | Тест. Можно ли убрать на планете все растения и что произойдёт с нами. | Уметь анализировать свои действия, по-ложительное и негативное отношении к природе. | 07.03 2013г | 1час | |
25 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Экскурсия. | Роль растений на планете. Связь между расте-ниями. | Уметь видеть красоту рас-тений, получить новые знания о при-роде. | 14.03 2013г | 1час | |
26 | Пишем письмо Зелёному Другу. | Творческое задание.Пишем письмо растению, которое выбрали ребята. | Творчески подходить к выполнению поставленных задач. | 21.03 2013г | 1час | |
27 | Экологическая игра «Жизнь камней» | Позитивное от-ношение к живым объектам.-Что может рассказать камень.-Игра. | Приобретение экологических знаний | 04.04 2013г | 1час | |
28 | Опыт «Растём вместе». | Растения в природе и жизни человека. Уход за ними. Практич. занятие. | Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение. | 11.04 2013г | 1час | |
29, 30 | Экосказка «Теремок» | Ролевая игра. Выбор сказочных героев. Игра- инсценировка экологической сказки. | Знать правила и нормы поведения в природе. | 18.04, 25.04 2013г | 2часа | |
31 | Экологическая игра «Человечек из природного материала» | Изготовление поделки из при-родного материала. Выставка. | Уметь работать с природным материа-лом | 16.05 2013г | 1час | |
32, 33, 34 | Работа в уголке природы. | Практическая работа. | Приобретение опыта в ходе практических действий. | 23.05 30.05 2013г | 3часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности
Пояснительная записка к рабочей программе...
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...
Рабочая программа организации внеурочной деятельночти 1-4 класс "Поиграй-ка"
рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка"...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности для 3-4 классов "Родной край"
Пояснительная записка и планирование...
Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность 3 класс
РП по предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс...
Рабочая программа для внеурочного занятия во 2 классе
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе резуль...