уроки социальной жизни младших школьников
статья по теме

Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?

Освоение педагогики взаимодействий — это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_socialnoy_zhizni_mladshih_shkolnikov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки социальной жизни для младших школьников

     Одна из очевидных задач школьного образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.

Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?

Освоение педагогики взаимодействий — это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.

Главная проблема учителя, особенно учителя начальной школы — научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.

Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.    

СЛАЙД

Интересные результаты были получены при ответе педагогов нашей школы на вопрос «Что, на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников за последние годы - 3_5 лет?». Педагоги называли те или иные изменения в поведении школьников, исходя из своего собственного педагогического и жизненного опыта.

Лидером, среди положительных изменений является то, что дети стали «более свободны, самостоятельны, уверенны в себе, активны, прагматичны».

СЛАЙД

Педагоги отметили и отрицательные изменения в поведении современных школьников. Здесь лидерами являются: равнодушие к окружающему миру, людям, дети стали более агрессивны, циничны, эгоистичны, обесценилось нравственное поведение, низкий уровень воспитанности, снизился интерес к чтению книг, дети не умеют высказывать свои мысли, живое общение чаще стали заменять виртуальным.

Почему так происходит?

Кто же оказывает наибольшее влияние на духовно - нравственное воспитание школьников? С этим вопросом мы обратились к педагогам нашей школы и родителям учащихся.

И получили следующие результаты.

СЛАЙД

Из которых мы видим, что воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.

 Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих без присмотра, возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов большое число детей живут с одним из родителей. Дети сейчас все меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.

Учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Многие учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Педагогам приходится работать с большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и неуправляемыми.

Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает.

Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам. В решении этой задачи существенную помощь учителю могут оказать «Уроки социальной жизни  для  младших  школьников».

СЛАЙДЫ

Чтоб быть  услышанными, нужно говорить,

Но  очень важно  и учиться  слушать!

Уроки  наши  могут  чудеса  творить,

Раскрывая  детям нашим  душу!

Убеждена  я : нет  плохих детей!

Есть  взрослые, забывшие  о долге,

Взвалившие  на  плечи  малышей

Недетские  проблемы  и  заботы.

А детская  наивная  душа

Так  хочет  верить  в лучшее  сегодня!

И  мы  откроем  детям  этот  мир,

Прекрасный  мир, наполненный  любовью…

                                    По  О. Курамшиной.

СЛАЙД

  Уроки- ежедневная  реальность  жизни  учителя.

 А социальные уроки- реальность  жизни  любого  человека.

«Уроки социальной  жизни»- это  форма  специально  организованного  общения, направленного  на развитие социальной и личностной компетентности младших  школьников, формирование у  них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.

СЛАЙД

Можно  научить  детей  видеть  разнообразный  окружающий мир и  выбирать  добро, а  не  зло,  дружбу, а  не  ссору,  любовь , а  не  ненависть. На   наших  уроках  мы вместе  с  детьми  учимся воспринимать  жизненные  ситуации  «умом  и  сердцем»  и  понимать  ценность  оптимистического  взгляда  на  жизнь.  Если   ребенку не помочь  увидеть  ценность позитивного  взгляда  на  жизнь, то в  обществе  появится  на  одного пессимиста  больше.

 Поэтому  в  школе  так  не  хватает  уроков  социальной жизни, которые  помогли  бы  детям  понять, осознать  и  научить  позитивному  отношению к  жизни, т.е. стать  оптимистами.

СЛАЙД

Главной  целью   работы  является  создание  необходимых  условий  для  развития  ребенка  как  индивидуальности , т.е.  на  основе  свободного  ответственного  выбора и  оптимистического  взгляда на  жизнь.

СЛАЙД

Специфика уроков социальной жизни, их  отличие  от традиционного учебного  процесса  определяет  особенности  форм и методов  работы с детьми.

    - групповая  дискуссия;

     -анализ  конкретных   жизненных  ситуаций, текстов, решение  задач;

    -  создание  проблемных  ситуаций, их  анализ;

    - элементы  наблюдения,  самонаблюдения,  эксперимента;

    -ролевые  игры;

   -драматизация;

   - тестирование  и  другие  диагностические  процедуры;

   - элементы  социально- психологического  тренинга.

 

Методический материал содержит:

  1. Фрагменты  текстов, стихи, басни курса  «Литературного чтение»  для начальной  школы.
  2. Пословицы для стимулирования высказываний  учащихся, формирования  их собственной позиции по  обсуждаемой  теме;
  3. Нравственные сказки,  задания  к  сказкам, развивающие  творческое моделирование  собственного  отношения к жизни;
  4. Игры для развития сотрудничества.
  5. «Шпаргалки»  как форма составления  детьми своих действий.
  6. Анкеты, тесты  по  определению  уровня воспитанности.

Материал  не новый для ребенка, новой является  цель обращения к нему.

СЛАЙД

Процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

СЛАЙДЫ

Социальные качества школьников развивались через различные формы работы: 

В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

 Становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.

Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах было проведено множество  классных часов (в приложении), для стимулирования внутригруппового общения: тренинги общения “Я и мы”, социоигра “Найти пару”. Для развития межличностного общения в группе: игры (в приложении), час общения “Добрые слова”, для развития коммуникативных способностей: ролевые игры “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”. Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час «Дружба. Способы  разрешения  конфликтных ситуаций.» Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): занятие « Что  такое  хорошо и что такое  плохо»; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”. Для составление автопортрета “Это – я» проведен классный час- самопредставление

СЛАЙД

Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод наблюдения с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице,), а также  была проведена  оценка контактности учащихся  на начало первого  и второго класса (Тест  «Оценка контактности  младшего школьника» см.. раздел «Диагностические методики»)                                                                             

Работа по социальному развитию проходила и в учебной деятельности.

На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.

Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы, уроки здоровья, которые нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.

Я учу детей осознавать эту радость – они овладевают рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда – тоже приятно. На этих же уроках даю  общие представления:  о понятии “личность” в теме “Знакомство с самим собой”. Разобрали понятия: человеческое общество, семья – общество (маленькое).  Начала вести работу по формированию социальных качеств.

СЛАЙД

Использование разных методов и приёмов, а также проведенные мной мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

СЛАЙД

 И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития». Эта работа подтверждает «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - ...в результате будет добро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках»

Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать осново...

« Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной....

Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...

Здоровый образ жизни как один из способов формирования стиля жизни младших школьников

Статья посвящена актуальной теме формировния здорового образа жизни младших школьников...

Социальный проект "Уроки здоровья"для младших школьников.

Предназначение этого проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у самих учителей и родителей школьников....