«Да здравствует вежливость и доброта!»
Цель: Уточнить и расширить представление детей о вежливости, ее осознанной необходимости использования в жизни. Задачи: учить ребят быть вежливыми в общении; следовать правилам культуры поведения; показать, что вежливость-это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении.
Ход занятия. Звучит музыка: «Если добрый ты».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые учителя приглашаю вас на внеклассное занятие: «Да здравствует вежливость и доброта!» Наш девиз: « Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть». Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Послушайте правила вежливости: 1 Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей и обид. 2 Вежливый человек всегда здоровается и прощается. 3 Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость. 4 Вежливый человек приветлив и внимательный к другим людям.
А сейчас мы определим лучших знатоков правил поведения.
Игра: « Вежливо – невежливо»
Поздороваться при встрече? Толкнуть и не извиниться? Помочь поднять упавшую вещь? Не снять шапку, когда заходишь в школу? Говорить "Спасибо" за подарок? Громко разговаривать? Перебивать во время разговора? Обозвать обидным словом соседа? Извиниться за вынужденное опоздание? Уйти и не попрощаться? Помогать родителям? Не уступить место старшим в автобусе? Бегать по коридорам, сбивая всех с ног? А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
- Рома, выскочив из дома, стремглав помчался к автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью- то пуговицу, и она отлетела.
Как повлияла спешка Рома на настроение окружающих. - Когда Женя вышел на школьную площадку, обогнавшая его Саша показала ему язык. Коля шутливо щёлкнул его по затылку, Росита передразнила его походку.
Какое настроение у Жени? Почему? - Дима крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?».
Он допустил ошибки. Какие?
- Одна девочка жаловалась маме:
-Во дворе один мальчик меня зовёт Галька. -А как ты его зовёшь? -Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Права ли Галя?
- Мама приготовила обед, пригласила дочь. Вера с удовольствием покушала, вышла из-за стола и побежала играть.
Всё ли правильно сделала Вера? Не только слова должны быть вежливые, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни родителям, ни друзьям, ни учителям. Послушайте стихотворение о мальчике Пете. Правильно ли он усвоил правила вежливости? Обещал отцу Петрусь: Я за вежливость возьмусь: Буду всех благодарить, Первым “здравствуй” говорить. Вот мальчишка со стараньем, Выполняет обещанье. Видит – утром у сторожки, Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал. Только – только задремал. А Петрусь как заорет - С добрым утром, дед Федот. Дед ругнул его спросонок: - Убирайся постреленок.
Вот Петрусь догнал Иринку, Да как дернет за косынку. - Ты куда, Иринка, стой! Я здороваюсь с тобой. Та отпрянула в сторонку - Как невежлива девчонка.
Нес учитиль стопку книг. А Петрусь с ограды – прыг! Чуть ли ему не на плечи: - Извините, добрый вечер! - Ты,- учитель закричал,- И невежа и нахал!
Петя очень удивлен, Разве был невежлив он? Вежлив был Петя? Почему?
Как вы считаете вежлив ли был Паша? Игра: «Зачитывают пословицы» - Слово - не воробей, вылетит - … (не поймаешь).
- Доброе слово дороже … (золота).
- Доброе слово в жемчугах ходит, а худое слово пуще … (стрелы разит).
- Доброе слово и кошке … (приятно).
- Худое слово и сладким медом не … (запьешь).
- Палка по мясу бьет, а слово до костей … (достает).
- Доброе слово человека, что дождь в … (засуху).
- Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой … (повести).
А сейчас ученики 6 класса прочитают стихи о ребятах, может кто-нибудь узнает себя. Тётя Сима попросила Слазить Колю на чердак. -Извините тётя Сима, Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната, «Ух, народу сколько тут. Занимай места, ребята, А то бабушки займут». Малыша обидел Саша, Но пред школою в строю, Саша просит: «Извините, я ошибку признаю!» Петя ловко ловит рыбу, Может лодки смастерить. Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить. На урок пришел учитель, Положил на стол журнал. Следом Витя: «Извините, я немного опоздал ». Говорит лентяйке мать: -Убери свою кровать. -Я бы, мама, убрала, Только я ещё мала.
А наш Гриша ходит гордо, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами не проходят синяки.
А теперь поговорим о словах – ключиках, которыми открываются сердца. Это волшебные слова.
Поэтическая игра. «Словарь вежливых слов».
Ребята вы должны добавить подходящие слова по смыслу. Растает даже ледяная глыба, От слова теплого - Спасибо. Зазеленеет старый пень, Когда услышит - Добрый день. Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, - Здравствуйте. Когда нас бранят за шалости, Говорим - Простите, пожалуйста. И в России, и в Дании, На прощанье говорят - До свидания! А сейчас я расскажу вам сказку о том, как вежливость может помочь и даже спасти от опасности.
Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Жил- был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды он шёл из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошёл сразу в пещеру. Он вежливо спросил: -Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь? Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила: - Заходи, Кролик! Узнав голос змеи, Кролик испугался. Но не подал вида. Он вежливо сказал: - Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить. Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, с ужасом зашипела. Ох, уж эти мне вежливые кролики. Понравилась сказка? А вас когда-нибудь выручала вежливость?
Игра «Не попади впросак».
Если да, то надо сказать: «Это я». Если нет - промолчать. Кто из вас, проснувшись бодро, "С добрым утром!" скажет твердо? Кто из вас, скажите, братцы, Забывает умываться? У кого из вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в маршрутке тесной, Уступает старшим место? Кто из вас молчит как рыба, Вместо доброго "спасибо"? Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Подведение итога. - Давайте подведем итог нашего занятия. - Что нового вы узнали сегодня? Насколько полезной была для вас сегодняшняя встреча? Поделитесь своими мыслями и чувствами. - Подошло время проверить, насколько каждый из вас вежлив. Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?»
- Чтобы результаты оказались более правдивыми и полными, на эти же вопросы попросите ответить и своих родителей. Отвечать нужно: «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда» - 1 балл.
Ключ к тесту:
12-16 очков - С тобой все в порядке. Ты вежливый человек. Так держать! 8-11 очков – Ты не всегда вежлив. Будь внимательнее. < 8 очков – Тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил и времени!
Тест «Вежлив ли я?»
Вопрос | Я | Родные | 1. Здороваешься ли ты с соседями по дому? |
|
| 2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед? |
|
| 3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? |
|
| 4. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то? |
|
| 5. Папа (дедушка, мама…) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его? |
|
| 6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? |
|
| 7. Поздравляешь ли маму, бабушку, сестру… с днем рождения? |
|
| 8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»? |
|
|
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.
- Наше занятие предлагаю закончить теми словами, с которых и начали нашу сегодняшнюю встречу: «Да здравствует вежливость!»
В конце нашего занятия дарю памятки: Основные правила культурного поведения
Основные правила культурного поведения - В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.
- Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.
- Вежливые слова (“пожалуйста”, “спасибо”, “будьте добры” и т. п.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
- Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
- С взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.
- За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку.
- Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
- Обращаясь к учителю, к товарищам, надо назвать их по имени. Невежливо в присутствии учителя говорить о нем: “Он, она” (“Она меня не пустила в класс”). Надо называть имя и отчество.
- Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
- Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.
Бранные слова в твоей речи свидетельствуют о твоем бескультурье |