экологическое воспитание младших школьников (внеурочная деятельность)
творческая работа учащихся по теме

Валитова Лена Махмутовна

план работы кружка "Йэнтойэк"( " Моя малая родина")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc106.5 КБ
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

младших школьников в Стандартах нового поколения.

   

Примерная  основная  образовательная  программа  образовательного  учреждения  и    другие   документы, разработанные  по  ней,  дают  нам,  учителям  младших  классов   и воспитателям,  право  выбора и  огромные  возможности организации  занятий  с  обучающимися    по  её  реализации,  как  в  обязательной  части  так  и в части, формирующейся  участниками  образовательного  процесса.

Начальная  школа    переходит на новые  стандарты -  ФГОС второго поколения.

 Во 2   и  3  классах   по  одному уроку,  а  в  4 классе   по  0,5  урока  отводится   на  увеличение  учебных  часов, отведенных на изучение  отдельных  предметов  обязательной  части  образовательной  программы   или   на   введение  учебных  курсов  по  интересам   обучающихся. Сюда  же  и  входит  внеурочная   деятельность  по  10  часов  в  неделю.

 Внеурочная  деятельность   организуется по различным  направлениям  развития  личности обучающегося   и  формируется  с  учетом  пожеланий  как  обучающихся,  так  и  их  родителей. Образовательное  учреждение   в  этих  целях  при  переходе  на  новые  стандарты  должно  провести  мониторинг  по выявлению  круга  интересов  обучающихся,  их  способностей, запросов,  потребностей  для  предложения им  наиболее  эффективных  форм  занятий. Перечень  должен  быть  предложен  на  обсуждение  родителям.

Для предложения форм  внеурочной деятельности можно взять различные кружки по направлениям, секции; так же предлагаются экскурсии, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, конкурсы, научные исследования, общественно полезная практика и другие.

Перед школой стоит высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Одним из источников духовно-нравственного воспитания гражданина является природа. Она,    как одна из обязательных, входит в перечень базовых национальных ценностей Концепции                в духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Экологическое воспитание школьников – это воспитание ценностного отношения к окружающему миру, природе, среде. В замкнутом пространстве: в классе, школе, семье, нельзя достичь этой цели. Необходимо преодолевать изоляцию детства, включая в посильное для обучающихся решение небольших экологических проблем села, микрорайона, города; в совместную со взрослыми общественно полезную деятельность. В рамках программы можно организовать экологический кружок. Его можно назвать «Йәнтөйәк», «Атайсал», «Юннат» и др.

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

Задачи экологического воспитания содержат в себе:

- развивать интерес обучающихся к окружающей нас природе,  к различным природным явлениям и формам жизни;

- понимание активной роли человека в природе;

- получать элементарный опыт по охране природы и окружающей среды;

- бережное отношение к миру растений и животных.

Примеры этического отношения к природе встречаются в  культурном наследии башкирского народа, в фольклоре. Основные праздники проводилисьв связи  с сезонными изменениями в природе и по сей день являются  календарем,своеобразным дневником быта людей, времен года. Любовь к природе, бережное   отношение к ней, красота и совершенство окружающей природы займут прочно свое место в душе у обучающихся, если проводить традиционные и обрядовые праздники .«Карға бутkаһы», «Кәкүк сәйе», «Кар һыуына барыу», «Һабантуй», «Нардуған» ,Наурыз, Сөмбөлә и другие при правильной организации будут иметь огромное воспитательное значение. В них – традиции этического отношения башкир как  к  живой( птицам, животным), так и к объектам неживой природы

(воде, солнцу, растениям),табу или запреты на охоту на зверей и птиц, ловлю рыбв определенные периоды.

Цель экологического воспитания - личность, которая будет стремиться содействовать возрождению природы. Для этого необходимо непосредственное взаимодействие с природой. Первый эмоционально-чувственный опыт общения - экскурсии. Восхищение разноцветными листьями-корабликами на осеннем пруду, красотой и многообразием форм снежинок, сказочностью и таинственностью зимнего леса в инее, журчащими из-под снега ручейками, первыми нежными цветочками… Все это на фоне негативного поведения  людей: сброс мусора на неположенном месте, вырубка деревьев, свалка на берегу.

Создание цветочных клумб у школы, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц в зимнее время, изготовление скворечников к прилету скворцов, очистка родника как результат посильной деятельности вызывают искреннюю радость самих ребят и побуждают интерес и желание помогать природе и в дальнейшем.

Привлечение к экологической работе и родителей - одно из необходимых условий реализации цели. Родители, как и педагог, подают пример нравственности ребенку. Совместно можно организовать праздники, пешие и автомобильные  походы в красивейшие и исторически значимые места родного села, района.

Экологическая проектная деятельность -  важное направление

не только в воспитании, но и в учебной деятельности. Нужно изучить круг интересов обучающихся. На первом занятии предложить перечень тем  

проектной деятельности индивидуально. Раз в неделю консультировать, направлять и корректировать работы. Ежемесячно проводить урок - защиту проектов.

                     

Примерный план работы кружка «Йәнтөйәк»

2 занятия  х  34 недели = 68 занятий.

Тема занятия

Вид деятельности                

Дата проведения

примечания



1.

2.

3.


4.

5.

6

7


8



9

10

11


12

13

14

15

16



17

18


19


20

21-

22



23

24-

25

26

27

28


29

30

31


32




33-

34

35

36





37

38

39

40-

41

42

43-

44



45-

46

47

48

49


50

51


 



52

53-

54

55-

56

57

58

59




60

61

62-

63

64

65-

66

67

68


Сентябрь

Введение

 

Тематика проектных дел.

Собираем корм птицам на зиму.    

 Экологический субботник.

Ранняя осень

Золотая осень.


Готовим цветник к зиме.

Сөмбөлә


Октябрь.

Что растет у нас в саду?

Сад: посадка кустарников.

Красота  природы поздней осенью.

Природа родной деревни.

Птицы нашего края.

Что мы знаем о  птицах?

Защита проектов.

Поздняя осень. Роща.


Ноябрь.

Деревья.                                    «Кто больше знает о деревьях».

Рассказы ,сказки ,стихи о лесе и о лесных обитателях.

Защита проектов.

Защитим наш общий дом.  Плакат

 

Декабрь.

Река зимой.

Чудеса из леса.

                       

Звери наших лесов.

Поможем птицам.

 Кто прилетит? Гости моей кормушки


Скоро праздник «Нардуған»

Защита проектов.

Символ Нового года – елочка.

Не губите! Плакат.

 


Январь.

Зимующие птицы.

             

Защита проектов.

Земля наша - большая свалка?




Февраль.                                        Зимний лес.

Чей этот след?

Гости на подоконнике.

Паспорт   комнатных     растений.


7 чудес Башкортостана.

Красивые уголки нашего района.



Март.

Операция «Скворечник»

 

Ранняя весна.

Лечат растения.

Мой лучший четвероногий друг


Животные рядом.

Наурыз




Апрель.

«Зачем нам насекомые?»  

Чистая улица.


Первые цветы.


Защита проектов.

Изменения в жизни животных

Весеннее пробуждение природы.


Май.


Рыбы наших водоемов.

Рыбы.

Операция «Родничок»


Паспорт родников д.Юлдыбаево

Пруд Барзеле.  

«Һыусыkkан шишмәһе»        


Итоговое занятие. Темы наблюдений на лето                                                                                                                                                                  



Беседа



Практическое занятие

Субботник

Экскурсия

Творческая работа

Практическое занятие

Праздник



Викторина

Практическое занятие


Экскурсия

Творчество

Беседа

Викторина


Экскурсия




Игра

 

Внеклассное чтение



Конкурс




Экскурсия

Творческая работа


Беседа

Наблюдение

Конкурс рисунков





Выставка




Альбом



Проблемный вопрос





Экскурсия  

Наблюдение


Практическое занятие



Составление альбома






Экскурсия


Рассказ, творческая работа

Выпуск стенгазеты

Праздник





Беседа

Экологический субботник

Экскурсия

Конкурс рисунков


Наблюдения

Творческая работа




Альбом

Творческая работа

Экскурсия,

очистка


экскурсия


Автомобильный поход 1-дневный

 



Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

младших школьников в Стандартах нового поколения.

   

Примерная  основная  образовательная  программа  образовательного  учреждения  и    другие   документы, разработанные  по  ней,  дают  нам,  учителям  младших  классов   и воспитателям,  право  выбора и  огромные  возможности организации  занятий  с  обучающимися    по  её  реализации,  как  в  обязательной  части  так  и в части, формирующейся  участниками  образовательного  процесса.

Начальная  школа    переходит на новые  стандарты -  ФГОС второго поколения.

 Во 2   и  3  классах   по  одному уроку,  а  в  4 классе   по  0,5  урока  отводится   на  увеличение  учебных  часов, отведенных на изучение  отдельных  предметов  обязательной  части  образовательной  программы   или   на   введение  учебных  курсов  по  интересам   обучающихся. Сюда  же  и  входит  внеурочная   деятельность  по  10  часов  в  неделю.

 Внеурочная  деятельность   организуется по различным  направлениям  развития  личности обучающегося   и  формируется  с  учетом  пожеланий  как  обучающихся,  так  и  их  родителей. Образовательное  учреждение   в  этих  целях  при  переходе  на  новые  стандарты  должно  провести  мониторинг  по выявлению  круга  интересов  обучающихся,  их  способностей, запросов,  потребностей  для  предложения им  наиболее  эффективных  форм  занятий. Перечень  должен  быть  предложен  на  обсуждение  родителям.

Для предложения форм  внеурочной деятельности можно взять различные кружки по направлениям, секции; так же предлагаются экскурсии, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, конкурсы, научные исследования, общественно полезная практика и другие.

Перед школой стоит высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Одним из источников духовно-нравственного воспитания гражданина является природа. Она,    как одна из обязательных, входит в перечень базовых национальных ценностей Концепции                в духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Экологическое воспитание школьников – это воспитание ценностного отношения к окружающему миру, природе, среде. В замкнутом пространстве: в классе, школе, семье, нельзя достичь этой цели. Необходимо преодолевать изоляцию детства, включая в посильное для обучающихся решение небольших экологических проблем села, микрорайона, города; в совместную со взрослыми общественно полезную деятельность. В рамках программы можно организовать экологический кружок. Его можно назвать «Йәнтөйәк», «Атайсал», «Юннат» и др.

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

Задачи экологического воспитания содержат в себе:

- развивать интерес обучающихся к окружающей нас природе,  к различным природным явлениям и формам жизни;

- понимание активной роли человека в природе;

- получать элементарный опыт по охране природы и окружающей среды;

- бережное отношение к миру растений и животных.

Примеры этического отношения к природе встречаются в  культурном наследии башкирского народа, в фольклоре. Основные праздники проводилисьв связи  с сезонными изменениями в природе и по сей день являются  календарем,своеобразным дневником быта людей, времен года. Любовь к природе, бережное   отношение к ней, красота и совершенство окружающей природы займут прочно свое место в душе у обучающихся, если проводить традиционные и обрядовые праздники .«Карға бутkаһы», «Кәкүк сәйе», «Кар һыуына барыу», «Һабантуй», «Нардуған» ,Наурыз, Сөмбөлә и другие при правильной организации будут иметь огромное воспитательное значение. В них – традиции этического отношения башкир как  к  живой( птицам, животным), так и к объектам неживой природы

(воде, солнцу, растениям),табу или запреты на охоту на зверей и птиц, ловлю рыбв определенные периоды.

Цель экологического воспитания - личность, которая будет стремиться содействовать возрождению природы. Для этого необходимо непосредственное взаимодействие с природой. Первый эмоционально-чувственный опыт общения - экскурсии. Восхищение разноцветными листьями-корабликами на осеннем пруду, красотой и многообразием форм снежинок, сказочностью и таинственностью зимнего леса в инее, журчащими из-под снега ручейками, первыми нежными цветочками… Все это на фоне негативного поведения  людей: сброс мусора на неположенном месте, вырубка деревьев, свалка на берегу.

Создание цветочных клумб у школы, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц в зимнее время, изготовление скворечников к прилету скворцов, очистка родника как результат посильной деятельности вызывают искреннюю радость самих ребят и побуждают интерес и желание помогать природе и в дальнейшем.

Привлечение к экологической работе и родителей - одно из необходимых условий реализации цели. Родители, как и педагог, подают пример нравственности ребенку. Совместно можно организовать праздники, пешие и автомобильные  походы в красивейшие и исторически значимые места родного села, района.

Экологическая проектная деятельность -  важное направление

не только в воспитании, но и в учебной деятельности. Нужно изучить круг интересов обучающихся. На первом занятии предложить перечень тем  

проектной деятельности индивидуально. Раз в неделю консультировать, направлять и корректировать работы. Ежемесячно проводить урок - защиту проектов.

                     

Примерный план работы кружка «Йәнтөйәк»

2 занятия  х  34 недели = 68 занятий.

Тема занятия

Вид деятельности                

Дата проведения

примечания



1.

2.

3.


4.

5.

6

7


8



9

10

11


12

13

14

15

16



17

18


19


20

21-

22



23

24-

25

26

27

28


29

30

31


32




33-

34

35

36





37

38

39

40-

41

42

43-

44



45-

46

47

48

49


50

51


 



52

53-

54

55-

56

57

58

59




60

61

62-

63

64

65-

66

67

68


Сентябрь

Введение

 

Тематика проектных дел.

Собираем корм птицам на зиму.    

 Экологический субботник.

Ранняя осень

Золотая осень.


Готовим цветник к зиме.

Сөмбөлә


Октябрь.

Что растет у нас в саду?

Сад: посадка кустарников.

Красота  природы поздней осенью.

Природа родной деревни.

Птицы нашего края.

Что мы знаем о  птицах?

Защита проектов.

Поздняя осень. Роща.


Ноябрь.

Деревья.                                    «Кто больше знает о деревьях».

Рассказы ,сказки ,стихи о лесе и о лесных обитателях.

Защита проектов.

Защитим наш общий дом.  Плакат

 

Декабрь.

Река зимой.

Чудеса из леса.

                       

Звери наших лесов.

Поможем птицам.

 Кто прилетит? Гости моей кормушки


Скоро праздник «Нардуған»

Защита проектов.

Символ Нового года – елочка.

Не губите! Плакат.

 


Январь.

Зимующие птицы.

             

Защита проектов.

Земля наша - большая свалка?




Февраль.                                        Зимний лес.

Чей этот след?

Гости на подоконнике.

Паспорт   комнатных     растений.


7 чудес Башкортостана.

Красивые уголки нашего района.



Март.

Операция «Скворечник»

 

Ранняя весна.

Лечат растения.

Мой лучший четвероногий друг


Животные рядом.

Наурыз




Апрель.

«Зачем нам насекомые?»  

Чистая улица.


Первые цветы.


Защита проектов.

Изменения в жизни животных

Весеннее пробуждение природы.


Май.


Рыбы наших водоемов.

Рыбы.

Операция «Родничок»


Паспорт родников д.Юлдыбаево

Пруд Барзеле.  

«Һыусыkkан шишмәһе»        


Итоговое занятие. Темы наблюдений на лето                                                                                                                                                                  



Беседа



Практическое занятие

Субботник

Экскурсия

Творческая работа

Практическое занятие

Праздник



Викторина

Практическое занятие


Экскурсия

Творчество

Беседа

Викторина


Экскурсия




Игра

 

Внеклассное чтение



Конкурс




Экскурсия

Творческая работа


Беседа

Наблюдение

Конкурс рисунков





Выставка




Альбом



Проблемный вопрос





Экскурсия  

Наблюдение


Практическое занятие



Составление альбома






Экскурсия


Рассказ, творческая работа

Выпуск стенгазеты

Праздник





Беседа

Экологический субботник

Экскурсия

Конкурс рисунков


Наблюдения

Творческая работа




Альбом

Творческая работа

Экскурсия,

очистка


экскурсия


Автомобильный поход 1-дневный

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Экологическое воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.

В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике....

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....