Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/
учебно-методический материал по окружающему миру по теме

Советова Елена Юрьевна

Экологическое воспитание младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности.

Советова Е. Ю., Конева В. Н.

 

          Образовательные стандарты второго поколения требуют иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической культуры младшего школьника, являются:

¾  сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

¾  формирование у школьников УУД, основанных на способности ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

¾  развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой;

¾  воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формированию экологической культуры, навыков нравственного поведения;

¾  формированию уважительного отношения к семье, региону, России, культуре, природе нашей страны;

¾  осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

          Приобретенными принципами становятся:

¾  принцип целостности картины мира;

¾  принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с различными источниками информации (словари, научно-популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно);

¾  принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях).

          Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры в первую очередь направлено на сознательный отказ подрастающего поколения от потребительского подхода к природе. Учитывая особенности современных школьных образовательных стандартов, формирование экологической культуры проводим не только через урок, но и через:

¾  внеурочную деятельность;

¾  внеклассную работу;

¾  сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

¾  участие в международных и всероссийских экологических конкурсах;

¾  реализации индивидуальных творческих проектов уч-ся, связанные с исследовательской деятельностью в области экологии.

         Наработанный материал учащимися предоставляется посредством:

¾  презентацией с использованием электронных носителей;

¾  творческих работ;

¾  фотовыставок;

¾  тематических рисунков;

¾  экологических игр;

¾  экологических праздников.

         Активность учащихся, включающихся в творческую и практическую деятельность просматривается через мониторинг участия в мероприятиях. Процесс формирования экологической культуры выделяет следующие направления работы с учащимися:

·       познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

·       познавательно-развлекательное направление (праздники, экологические игры, путешествия, устные журналы);

·       практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц);

·       исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Примеры  содержания деятельности по формированию экологической культуры младших школьников

Класс

 

Содержание и формы деятельности

Мероприятия

1

класс

Наблюдения окружающей среды, правила поведения в природе, эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение впечатлений в устных рассказах и рисунках.

1.     Праздник "В царстве цветов";

2.     "Чудеса в твоем доме" (о живых уголках, комнатных цветах и т.д.);

3.     Устный журнал "Синичкин календарь";

4.     "Родные просторы" (выставка репродукций, картин, фотовыставка и т.д.);

5.     "Двенадцать месяцев" (экскурсии в лес в разное время года).

 

2-3

класс

Переход от наблюдения к анализу. Соотнесение действий людей и их влияние на природу. Бережное отношение к окружающей среде.

1.     "Лес-наше богатство" (сбор семян цветов и корма для птиц);

2.     Час природы "Зимующие птицы и твоя помощь";

3.     Устный журнал "Я расскажу тебе самое интересное о жизни птиц и зверей родного края";

4.     Презентация "Зеленая аптечка";

5.     Практикум. "Я-друг природы";

6.     Экологический десант

 

4

класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.

1.     Экскурсия "Лето открыло нам тайны";

2.     Трудовой десант "Всегда найдется дело для умелых рук";

3.     Час природы "Белый снег пушистый";

4.     Изготовление птичьих домиков;

5.     Встреча любознательных "Где кто живет";

6.     Презентация на тему: "Русская березка";

7.     В поход за красотой (экскурсия)

 

         К концу начального обучения должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:

1.    эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторга.

2.    деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях.

3.    интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе.

         В системе воспитания экологической культуры должны быть поставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Опора на положительное становится главным условием воспитания.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...