Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
Экологическое воспитание младших школьников
в урочной и внеурочной деятельности.
Советова Е. Ю., Конева В. Н.
Образовательные стандарты второго поколения требуют иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической культуры младшего школьника, являются:
¾ сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
¾ формирование у школьников УУД, основанных на способности ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
¾ развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой;
¾ воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формированию экологической культуры, навыков нравственного поведения;
¾ формированию уважительного отношения к семье, региону, России, культуре, природе нашей страны;
¾ осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Приобретенными принципами становятся:
¾ принцип целостности картины мира;
¾ принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с различными источниками информации (словари, научно-популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно);
¾ принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях).
Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры в первую очередь направлено на сознательный отказ подрастающего поколения от потребительского подхода к природе. Учитывая особенности современных школьных образовательных стандартов, формирование экологической культуры проводим не только через урок, но и через:
¾ внеурочную деятельность;
¾ внеклассную работу;
¾ сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
¾ участие в международных и всероссийских экологических конкурсах;
¾ реализации индивидуальных творческих проектов уч-ся, связанные с исследовательской деятельностью в области экологии.
Наработанный материал учащимися предоставляется посредством:
¾ презентацией с использованием электронных носителей;
¾ творческих работ;
¾ фотовыставок;
¾ тематических рисунков;
¾ экологических игр;
¾ экологических праздников.
Активность учащихся, включающихся в творческую и практическую деятельность просматривается через мониторинг участия в мероприятиях. Процесс формирования экологической культуры выделяет следующие направления работы с учащимися:
· познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
· познавательно-развлекательное направление (праздники, экологические игры, путешествия, устные журналы);
· практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц);
· исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Примеры содержания деятельности по формированию экологической культуры младших школьников
Класс
| Содержание и формы деятельности | Мероприятия |
1 класс | Наблюдения окружающей среды, правила поведения в природе, эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение впечатлений в устных рассказах и рисунках. | 1. Праздник "В царстве цветов"; 2. "Чудеса в твоем доме" (о живых уголках, комнатных цветах и т.д.); 3. Устный журнал "Синичкин календарь"; 4. "Родные просторы" (выставка репродукций, картин, фотовыставка и т.д.); 5. "Двенадцать месяцев" (экскурсии в лес в разное время года).
|
2-3 класс | Переход от наблюдения к анализу. Соотнесение действий людей и их влияние на природу. Бережное отношение к окружающей среде. | 1. "Лес-наше богатство" (сбор семян цветов и корма для птиц); 2. Час природы "Зимующие птицы и твоя помощь"; 3. Устный журнал "Я расскажу тебе самое интересное о жизни птиц и зверей родного края"; 4. Презентация "Зеленая аптечка"; 5. Практикум. "Я-друг природы"; 6. Экологический десант
|
4 класс | Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде. | 1. Экскурсия "Лето открыло нам тайны"; 2. Трудовой десант "Всегда найдется дело для умелых рук"; 3. Час природы "Белый снег пушистый"; 4. Изготовление птичьих домиков; 5. Встреча любознательных "Где кто живет"; 6. Презентация на тему: "Русская березка"; 7. В поход за красотой (экскурсия) |
К концу начального обучения должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
1. эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторга.
2. деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях.
3. интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе.
В системе воспитания экологической культуры должны быть поставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Опора на положительное становится главным условием воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н. Образовательные стандарты втор...
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю. Образовательные стандарты втор...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Доклад на педсовете...
статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Статья : "Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...