Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
материал на тему

Лакеева Елена Алексеевна

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проблема по самообразованию.29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема по самообразованию

«Экологическое воспитание младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности»

                        Подготовила: учитель начальных классов

                                      МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

                                      Лакеева Елена Алексеевна

Саранск 2016

Главная цель  экологического образования заключается в становлении экологически культурной личности, то есть личности, уверенно владеющей принципами экоцентрического мышления, понимающей взаимосвязь явлений природы, отчетливо осознающей последствия предпринимаемых  действий и обладающей чувством ответственности  перед современниками и потомками за  свое экологическое поведение.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач, которые определенны программой духовно - нравственного воспитания:

- воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- развивать  интерес к природе, природным явлениям и формам жизни;

- формировать понимание активной роли человека в природе;

- прививать элементарный опыт природоохранной деятельности

Актуальность экологического воспитания младших школьников

Правильное воспитание - это наша счастливая старость.

Плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно- нравственного развития и воспитания в начальной школе. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, воспитание обучающих предусматривается как: «принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной и внеклассной деятельности.

Современная концепция общего экологического образования составлена в соответствии с Концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС); опирается на системно-деятельностный и культурно-исторические подходы, основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного воспитания, социализации и воспитания, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Соблюдается преемственность с концепциями общего экологического образования, разработанными в РАО в 1984, 1991 гг.; примерными программами общего образования нового поколения, разработанными на основе ФГОС; учитывает международные обязательства РФ по реализации идей образования для устойчивого развития.

В начальной школе предусматривается духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, в части принятия ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину; выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; осознающей свою этническую и национальную принадлежность; имеющей целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; освоившей основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умеющей устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

образовательных:

- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

воспитательных:

- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих:

- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

- развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:

интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),

эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),

нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Цель экологического воспитания – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.

Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая процесс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеурочную  работу.

Основным компонентом любого педагогического процесса является целеполагание. А.Н.Захлебный считает, что целью экологического воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры.

И.Т. Суравегина определяет цель экологического воспитания как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления». Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности.

В основе построения современных факультативных занятий с экологической направленностью, по мнению Л.П. Салеевой должны лежать следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали .

Таким образом, экологическое воспитание является составной частью школьного образования и включает в себя решение задач по формированию экологического мышления и экологической культуры учащихся.

Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания учащихся.

Формы и методы организации экологического воспитания  должны отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе с учениками начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.

Необходимым условием экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель».

Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:

- обучение детей правилам ухода (практические методы);

- наблюдения за развитием и ростом (наглядные);

- творческое сочинение с приемами «антропоморфизма» («очеловечивания»), чтение художественной литературы (словесные) и др.

В зависимости от средств воспитания могут осуществляться и разные формы экологического воспитания:

- по количеству детей: индивидуальные и групповые;

- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;

- по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические игры и др.;

- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.

Многолетняя практика убеждает в эффективности проведения во внеурочное время цикла наблюдений для формирования познавательного интереса к природе.

Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или школьного участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у школьников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных.

       Приступая к работе по экологическому воспитанию учащихся, я поставила перед собой  цель экологического воспитания: создать условия для формирования у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.
  2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
  3. Способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.
  4. Организовать экскурсии на реку, озеро с целью изучения разнообразия и красоты природы, в лес с целью  наблюдения за растениями и животными в разное время года.
  5. Разработать  беседы экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения.
  6. Организовать конкурсы  заметок, сочинений, стихотворений, рисунков, фотографий  по обсуждаемым событиям экологического характера, по результатам экскурсий.
  7. Провести просмотр видеосюжетов экологической направленности и обсуждение после них.
  8. Вести  научно- исследовательскую работу.  
  9. Организовать кружок «Юный натуралист».
  10.  Подобрать и разработать интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников.
  11.  Помочь учащимся научиться радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Я считаю, что экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления:

  • формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;
  • проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;
  • младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
  • участие в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.

        Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников, по моему мнению, во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.

В своей практике я использую различные формы и методы экологического образования и воспитания: беседа, дискуссия, рассказ, моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам и т.д.

          На первых этапах в начальной школе наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. Мною были проведены на внеклассных занятиях экологические беседы на различные темы: «Экология – наука о нашем доме», «Ядовитые дожди и тающие льды», «Разноцветная речка», «Семь раз примерь - один раз отрежь», «Почему нельзя рвать ландыши?», «Шмель жужжит о помощи» и т.д.

       На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.  (Дискуссии «Как вести себя в природе?», «Существуют ли в нашем городе экологические проблемы?», «Нужно ли охранять ядовитые растения?»).

        Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами - рисунок, рассказ, стихи и т.п.(стихи учащихся даны в приложениях).  Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

       Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. («Кто в лесу живет?», «Хочу все знать», «Что растет в лесу? Что растет на лугу?», «Счастливый случай» (приложение), «Умники и умницы» (приложение) и т.д.).

         Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. («Лесная сказка» Д. Мамин- Сибиряк, «Сказка про всех» Б. Заходера, «Отпуск Крокодила Гены» Э. Успенского).

       Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н.            Образовательные стандарты втор...

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Конева В. Н., Советова Е. Ю.            Образовательные стандарты втор...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...