Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
учебно-методический материал по окружающему миру по теме
Экологическое воспитание младших школьников
в урочной и внеурочной деятельности.
Конева В. Н., Советова Е. Ю.
Образовательные стандарты второго поколения требуют иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической культуры младшего школьника, являются:
− сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
− формирование у школьников УУД, основанных на способности ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
− развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой;
− воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формированию экологической культуры, навыков нравственного поведения;
− формированию уважительного отношения к семье, региону, России, культуре, природе нашей страны;
− осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Приобретенными принципами становятся:
− принцип целостности картины мира;
− принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с различными источниками информации (словари, научно-популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно);
− принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях).
Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры в первую очередь направлено на сознательный отказ подрастающего поколения от потребительского подхода к природе. Учитывая особенности современных школьных образовательных стандартов, формирование экологической культуры проводим не только через урок, но и через:
− внеурочную деятельность;
− внеклассную работу;
− сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
− участие в международных и всероссийских экологических конкурсах;
− реализации индивидуальных творческих проектов уч-ся, связанные с исследовательской деятельностью в области экологии.
Наработанный материал учащимися предоставляется посредством:
− презентацией с использованием электронных носителей;
− творческих работ;
− фотовыставок;
− тематических рисунков;
− экологических игр;
− экологических праздников.
Активность учащихся, включающихся в творческую и практическую деятельность просматривается через мониторинг участия в мероприятиях. Процесс формирования экологической культуры выделяет следующие направления работы с учащимися:
· познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
· познавательно-развлекательное направление (праздники, экологические игры, путешествия, устные журналы);
· практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц);
· исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Примеры содержания деятельности по формированию экологической культуры младших школьников
Класс
| Содержание и формы деятельности | Мероприятия |
1 класс | Наблюдения окружающей среды, правила поведения в природе, эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение впечатлений в устных рассказах и рисунках. | 1. Праздник "В царстве цветов"; 2. "Чудеса в твоем доме" (о живых уголках, комнатных цветах и т.д.); 3. Устный журнал "Синичкин календарь"; 4. "Родные просторы" (выставка репродукций, картин, фотовыставка и т.д.); 5. "Двенадцать месяцев" (экскурсии в лес в разное время года).
|
2-3 класс | Переход от наблюдения к анализу. Соотнесение действий людей и их влияние на природу. Бережное отношение к окружающей среде. | 1. "Лес-наше богатство" (сбор семян цветов и корма для птиц); 2. Час природы "Зимующие птицы и твоя помощь"; 3. Устный журнал "Я расскажу тебе самое интересное о жизни птиц и зверей родного края"; 4. Презентация "Зеленая аптечка"; 5. Практикум. "Я-друг природы"; 6. Экологический десант
|
4 класс | Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде. | 1. Экскурсия "Лето открыло нам тайны"; 2. Трудовой десант "Всегда найдется дело для умелых рук"; 3. Час природы "Белый снег пушистый"; 4. Изготовление птичьих домиков; 5. Встреча любознательных "Где кто живет"; 6. Презентация на тему: "Русская березка"; 7. В поход за красотой (экскурсия) |
К концу начального обучения должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
1. эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторга.
2. деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях.
3. интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе.
В системе воспитания экологической культуры должны быть поставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Опора на положительное становится главным условием воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. | 74.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание младших школьников
в урочной и внеурочной деятельности.
Советова Е. Ю., Конева В. Н.
Образовательные стандарты второго поколения требуют иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической культуры младшего школьника, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- формирование у школьников УУД, основанных на способности ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формированию экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формированию уважительного отношения к семье, региону, России, культуре, природе нашей страны;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
Приобретенными принципами становятся:
- принцип целостности картины мира;
- принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с различными источниками информации (словари, научно-популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно);
- принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях).
Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры в первую очередь направлено на сознательный отказ подрастающего поколения от потребительского подхода к природе. Учитывая особенности современных школьных образовательных стандартов, формирование экологической культуры проводим не только через урок, но и через:
- внеурочную деятельность;
- внеклассную работу;
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
- участие в международных и всероссийских экологических конкурсах;
- реализации индивидуальных творческих проектов уч-ся, связанные с исследовательской деятельностью в области экологии.
Наработанный материал учащимися предоставляется посредством:
- презентацией с использованием электронных носителей;
- творческих работ;
- фотовыставок;
- тематических рисунков;
- экологических игр;
- экологических праздников.
Активность учащихся, включающихся в творческую и практическую деятельность просматривается через мониторинг участия в мероприятиях. Процесс формирования экологической культуры выделяет следующие направления работы с учащимися:
- познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- познавательно-развлекательное направление (праздники, экологические игры, путешествия, устные журналы);
- практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц);
- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Примеры содержания деятельности по формированию экологической культуры младших школьников
Класс | Содержание и формы деятельности | Мероприятия |
1 класс | Наблюдения окружающей среды, правила поведения в природе, эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение впечатлений в устных рассказах и рисунках. |
|
2-3 класс | Переход от наблюдения к анализу. Соотнесение действий людей и их влияние на природу. Бережное отношение к окружающей среде. |
|
4 класс | Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде. |
|
К концу начального обучения должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
- эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторга.
- деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях.
- интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе.
В системе воспитания экологической культуры должны быть поставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Опора на положительное становится главным условием воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н. Образовательные стандарты втор...
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности/
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Советова Е. Ю., Конева В. Н. Образовательные стандарты втор...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....
Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Доклад на педсовете...
статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Статья : "Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...